Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 ноября 2021,  11:15

Почему трамвай в Старом Осколе – и средство передвижения, и достопримечательность

«Белгородская правда» рассказывает о работе старооскольского предприятия «Скоростной трамвай»

Почему трамвай в Старом Осколе – и средство передвижения, и достопримечательностьФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Сине-жёлтый вагон подъезжает к остановке у «Скоростного трамвая». Я поеду в трамвае впервые и почему‑то вспоминаю знаменитое «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Заходим в вагон и занимаем свободные места – мы тут почти туристы. А вот для многих жителей Старого Оскола трамвай – самый предпочтительный вид транспорта.

Больше двух тысяч раз по экватору

Трамвайную сеть в Старом Осколе создавали с середины 1970-х как ведомственный транспорт для сотрудников Оскольского электрометаллургического комбината. За пару лет до этого, в 1973-м, «Гипрокоммундортранс» разработал технико-экономическое обоснование для его выбора. Вариантов было два: доставлять людей поездами электрифицированной железной дороги с подвозом к станциям автобусами или перевозить скоростным трамваем.

Последний перевесил за счёт технико-экономических показателей и времени доставки сотрудников комбината из города на работу.

В марте 1976 года в Старом Осколе начали строить линию скоростного трамвая, в 1977-м создали трамвайное депо. Официальным его днём рождения считают 29 мая 1979 года – именно тогда исполняющий обязанности директора Оскольского комбината Валентин Кудрявцев подписал приказ «Об организации Управления скоростного трамвая». Так старооскольский cкоростной трамвай стал одной из последних созданных в СССР и России трамвайных систем.

 

 

К его 40-летию, которое отметили в 2019 году, собрали парочку любопытных цифр: с 1980-го по 2019-й трамваи перевезли более 256 млн пассажиров, а общий пробег за это же время составил почти 110 млн км, то есть он обогнул экватор 2,7 тыс. раз.

«Если средняя эксплуатационная скорость трамвая со всеми остановками составляет 24 км/час и выше, то его признают скоростным, – объясняет гендиректор предприятия «Скоростной трамвай» Игорь Свиридов. – У нас обособленный путь, вынесенный в отдельное полотно. Поэтому идём спокойно, без влияния других участников движения, кроме как на переездах».

А начальник службы пассажирских перевозок «Скоростного трамвая» Людмила Забродина добавляет:

«Считаем рейс в одну сторону – и у старооскольского трамвая выходит около 27 км/час в среднем».

От рассвета и после заката

«Если взять Старый Оскол, – гендиректор «Скоростного трамвая» чертит на листе карту города, – то вот его историческая часть: улица Ленина с административным центром. Вот Новый Город, за ним – Юго-Западный микрорайон. Когда трамвай пустили, линия словно резанула Новый Город. Чем удобно? По пути следования – автовокзал, большие торговые центры. Плюс ещё маршрутные такси проходят: доехав до какой‑то станции, можно пересесть и уехать в частный сектор, в свой ИЖС или на Микро (часть Юго-Западного района – прим. авт.)».

На сегодняшний день предприятие «Скоростной трамвай» принадлежит в разных долях администрации Старооскольского округа и ОЭМК им. А. А. Угарова. По‑прежнему большая часть пассажиров трамвая – сотрудники комбината.

Трамвай ходит по трём маршрутам: Городское кольцо – ОЭМК, Городское кольцо – БСИ (промзона «База «Стройиндустрии» – прим. авт.), ООО «Скоростной трамвай» – Городское кольцо (вагон-челнок до трамвайного депо). Протяжённость маршрута с севера на юг – до конечной станции ОЭМК – почти 25 км. Полный круг – оборотный рейс Городское кольцо – ОЭМК и обратно – составляет 48,6 км, то есть 1 час 50 минут в пути для водителя трамвая. Именно так, а не вагоновожатый, называется эта должность, уточняет Людмила Забродина.

Выходы трамвая на линию подстроены под рабочий график сотрудников комбината.

«Но мы‑то приходим на работу ещё раньше, – говорит Забродина. – В 5:07 у нас явка первого водителя, а в 5:30 по расписанию от городского кольца выезжает первый трамвай. Последний уходит по первому пути с этой же остановки в 22:22, делает оборотный рейс и заканчивает работу по наряду в 0:12».

Игорь Свиридов Игорь Свиридов / Фото: Павел Колядин

Игорь Свиридов поясняет:

«Интервал движения зависит от ввоза и вывоза сотрудников комбината. В утреннее время все едут на работу, соответственно, интервал минимум 5 минут. Когда‑то было 2–3 минуты, но работники комбината пересели на личные машины, поэтому пассажиропоток немного упал. Пустые вагоны катались».

Час пик в трамвае, говорит Игорь Викторович, как и в любом общественном транспорте, приходится на утро и вечер. Утром на линию выходят 22 вагона, и большая часть из них – сдвоенные.

По словам Людмилы Забродиной, в год скоростной трамвай в среднем перевозит 2,5 млн пассажиров.

«Давайте посчитаем, – она открывает калькулятор в мобильном телефоне. – Если мы в день перевезём примерно 7 тыс. пассажиров – беру среднее, потому что день на день не приходится, – то в месяц получится 217 тыс. человек».

 

С июля 2019 года предприятие перешло на безналичную оплату. Чтобы проехать в трамвае от городского кольца до Незнамово, нужно заплатить 20 рублей по карте или наличными. Если пассажир едет дальше, то проезд стоит уже 30 рублей.

Сотрудники ОЭМК им. А. А. Угарова ездят по проездным безлимитным картам. Количество поездок на них не ограничено, поэтому оплачивать картой можно не только поездки на работу и обратно, но и личные по городу. В месяц работникам комбината такая карта обходится в 467 рублей.

Конечно, передвигаются по Старому Осколу на трамвае и горожане.

— Каков портрет вашего пассажира?

— Это разные люди, – поясняет Свиридов. – Говорить конкретно – всё равно что покупателя в магазине описывать. В трамвае ездят школьники и студенты, пенсионеры и мамы с колясками, многочисленные дачники.

Своя школа

В «Скоростном трамвае» 328 сотрудников. Водителей трамвая из них – 68, кондукторов – 46. Последние в дефиците, признаёт Людмила Забродина.

Максимально в смену водитель может сделать четыре рейса до ОЭМК. Кроме непосредственного управления транспортным средством, он объявляет остановки – в направлениях туда и обратно их 42, – сообщает дополнительную информацию, в случае отсутствия кондуктора собирает оплату на остановках, а если вагон оборудован валидатором, то пассажир может самостоятельно оплатить проезд.

Водителей трамвая готовят в учебном центре ОЭМК им. А. А. Угарова.

«Под нас получают лицензию на трамвайную категорию, готовят по полноценному циклу со сдачей экзамена в ГИБДД на право управления рельсовым транспортным средством, – рассказывает Игорь Свиридов. – Занятия по устройству трамвайного вагона проходят как в самом учебном центре, так и в нашем депо. Вождение мы тоже сами здесь принимаем, и только после этого, проведя стажировку, выпускаем на линию».

Как правило, в учебную группу набирается 18–20 человек. В этом году возникли сложности с набором из‑за пандемии коронавируса: часть желающих отсеялась, потому что пришлось подождать, пока группа сформируется. Тем не менее подготовленных водителей трамвая выпустили 1 октября, затем наберут новых.

— Кто приходит учиться?

— Люди совершенно разного возраста, – говорит Людмила Забродина. – Кому‑то уже 50 лет, просятся и совсем молодые, но у нас права на вождение трамвая можно получить с 20 лет.

Почему трамвай в Старом Осколе – и средство передвижения, и достопримечательность - Изображение Фото: Павел Колядин

— Много водителей, у которых открыта только категория Tm, – добавляет Свиридов. – Прежде чем выйти на линию самостоятельно, новички стажируются, сидя в кабине рядом с опытным водителем или управляя трамваем под его присмотром. Так они ездят порядка 20 смен.

— Да я сама учиться пришла на водителя трамвая в 32 года, – вдруг добавляет Людмила Забродина. Оказывается, в этой должности она проработала полтора года. – Очень хотела в молодости получить права, но думала, что в Старом Осколе такое не преподают. А потом увидела объявление о наборе на курсы и, уже имея троих детей, решила пойти. Ни капли не пожалела. Да, работа сложная, серьёзная, но мне так нравилось! Была только одна трудность – со сном бороться.

— Вы, наверное, единственной женщиной-водителем числились! – удивляюсь я.

— Да у нас водители трамвая практически все женщины, мужчины на вес золота!

— Их всего два человека на предприятии, – добавляет Игорь Свиридов.

Потому что на 10 девчонок…

«Пришла работать и осталась надолго» – такое мы услышим от сотрудников «Скоростного трамвая» не один раз. Для водителя трамвая Татьяны Подорвановой «надолго» длится уже 37 лет.

Почему трамвай в Старом Осколе – и средство передвижения, и достопримечательность - Изображение Фото: Павел Колядин

«Знакомая прочитала объявление, что в тогдашнем ПТУ № 12 учат на водителя трамвая, позвала меня. Отучились 10 месяцев, и я сразу пришла сюда на работу, – вспоминает Татьяна Романовна. – Мне нравится моя профессия. Она на всю жизнь: других у меня просто нет. Для нас что главное? Сотрудников на комбинат вовремя привезти и чтобы поломок в пути не случалось».

В первые годы её работы водителей-мужчин было больше, но со временем их число только уменьшалось.

— А я осталась. В декабре будет пять лет, как на пенсию вышла, но продолжаю трудиться. И другим желаю, чтобы так на работу приходили, – улыбаясь, говорит она в кабинете гендиректора.

— Наверное, за столько лет постоянных пассажиров в лицо стали узнавать?

— Почти. Узнаём тех, кто на дачу ездит – часто одни и те же.

— Урожаем делятся? – шучу я.

Почему трамвай в Старом Осколе – и средство передвижения, и достопримечательность - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Татьяна Романовна разводит руками: всякое бывает. Но добавляет, что ей приятнее искреннее «спасибо».
График работы у водителей трамвая, конечно, не женский. Иногда вместо праздничных вечеров на кухне они развозят пассажиров по домам.

«Да за 37 лет и Новый год приходилось на рельсах встречать, и 8 Марта», – признаётся Татьяна Подорванова.

Стаж её коллеги Алёны Хицун вдвое меньше – 18 лет.

— Училась на крановщицу, а на практику на ОЭМК ездила на трамвае. Так и попала сюда кондуктором. А позже отучилась здесь на водителя, – рассказывает она.

— Как вы считаете, это женская или мужская профессия?

— Женская: мы ответственнее.

— Мне кажется, мужчина справился бы с этой работой на ура, – парирует Людмила Забродина. – Мы и заработную плату сейчас подтянули так, чтобы у водителя первого класса она была достойной. Но почему‑то мужчины не идут. Я думаю, дорога их убаюкивает.

Почему трамвай в Старом Осколе – и средство передвижения, и достопримечательность - Изображение Фото: Павел Колядин

В депо

Побывать в трамвайном депо для человека со стороны – большая удача. В парке «Скоростного трамвая» сейчас 68 пассажирских и 11 спецвагонов. Самые старые пассажирские вагоны датируются 1977 годом, их на предприятии осталось три. Игорь Свиридов поясняет: возраст вагона можно определить по его бортовому номеру – он порядковый. Один из таких трамвайных старожилов числится под номером 6, у последнего, приобретённого для предприятия семь лет назад, номер 107.

Гендиректор «Скоростного трамвая» рассказывает и о том, что с 2014 года специалисты предприятия взялись сами ремонтировать трамвайные вагоны. А этой осенью старооскольские транспортники подготавливают в депо участок капитально-восстановительного ремонта.

«Стоимость нового вагона – несколько десятков миллионов рублей. Семь лет назад мы организовали у себя ремонт по полному циклу, – говорит он. – В первый раз попробовали вместе с нашими коллегами из «Челябинского городского электрического транспорта», учили своих ребят. На второй вагон уже в 2015 году челябинцев поставили как шеф-монтажников, а работу делали своими руками. Прошедший в 2014 году КВР вагон показал себя хорошо, проблем с ним не было».

В ходе капитально-восстановительного ремонта вагон полностью обновляют и внешне, и внутренне, рассказывает Свиридов. Это продлевает срок его эксплуатации ещё как минимум на 300 тыс. км.

 

Осторожно, двери закрываются!

В день, когда мы приехали в Старый Оскол, с 10 часов утра из‑за ремонта остановили движение по первому пути и пустили вагоны-челноки по второму с пересадкой в Незнамово.

В 14:02 вагон-челнок отъезжает от депо. Вместе с нами в нём семь пассажиров. Кто‑то, как мы, протягивает кондуктору карточки, другие отсчитывают мелочь. Времени на поговорить у неё не хватает.

«Ремонт пути, сумбурно всё сегодня», – кондуктор протягивает нам билеты. 

Под глухой стук колёс узнаю, что работает она тут уже 20 лет – «пришла и осталась».

На следующей остановке заходит только один пассажир, я едва не расстраиваюсь: поедем в полупустом вагоне. Как оказалось – рано. Когда за окном мелькает четвёртая остановка, трамвай заполняется ждущими больше привычного времени людьми, и сидячих мест не остаётся. Входящие пассажиры кажутся сбитыми с толку.

— Завтра тоже так поедет? – спрашивает кто‑то.

— Нет, только сегодня до 15 часов, – объясняет кондуктор.

— До Незнамово довезёте? – раздаётся с очередной трамвайной остановки.

— Довезём, – бросает кондуктор.

— А дальше?

— И дальше.

— До Незнамово с пересадкой, – объясняет уже кому‑то другому молодая женщина-водитель.

Почему трамвай в Старом Осколе – и средство передвижения, и достопримечательность - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Лавирую по вагону, нахожу свободное место рядом со Степанидой Ильиничной.

— Часто ездите на трамвае?

— Да не очень. И знакомые тоже: у каждого свои машины. А сегодня села, – коротко отвечает она.

Остановка за остановкой за окном мелькает город: автовокзал, парк «Зелёный лог», многоэтажки, торговые центры… Достижения урбанизации сменяются зеленью. Ветер влетает в вагон через открытые окна, вяло колышет празднично-бордовые занавески. Людей становится всё больше, но портрет пассажира почему‑то не пишется. Рассматриваю их, стоя у кабины водителя: действительно, какие они все разные!

«Гостили у меня зимой знакомые, проехались с ними в трамвае, – рассказывает одна из пассажирок Александра Леонидовна. – На улице такой холод сильный был, я и говорю: «Сядем в трамвай – согреетесь». Они подумали, что я шучу про сиденья с подогревом, поэтому удивились. Я езжу постоянно. Трамвай – это и дёшево, и удобно».

«Я тоже часто пользуюсь трамваем, – подключается к разговору другая пассажирка, по имени Светлана. – Если куда‑то недалеко от города надо добраться, то ехать недолго. Одним словом, комфортно».

Для Елены Анатольевны трамвай – привычный транспорт. На нём она и на работу как сотрудник ОЭМК ездит, и на дачу.

«Сейчас из‑за ремонта ждали на остановке долго, поэтому людей много собралось, а так трамвай почти каждые 15 минут идёт. Обычно днём народа поменьше, а вот утром и вечером, когда на работу и с работы едут, много, – объясняет она. – У меня трое детей, все работают на комбинате и тоже на трамвае добираются. Дачников немало: скоро начнутся остановки – сплошные дачи».

Почему трамвай в Старом Осколе – и средство передвижения, и достопримечательность - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Разговор мы заканчиваем практически в Незнамово – селе в 10 км от Старого Оскола. В окно вижу переливающиеся на солнце звёзды на куполах местного Свято-Никольского храма. Немного встревоженные – «А куда дальше?» – пассажиры высыпают из челнока на улицу. Я успеваю перекинуться парой фраз с Анастасией Сухановой, которая и привезла нас в Незнамово.

— Свекровь моя была кондуктором тут, предложила мне пойти учиться на водителя трамвая – я и пошла, хотя до этого никогда на нём не ездила. Попробовала – понравилось. Работаю восемь лет. В основном всё, слава богу, спокойно проходит.

— Вы прямо сейчас в депо поедете? – я киваю на вагон, в считанные секунды заполнившийся людьми.

— Уже уехала!

— Счастливого пути!

Анастасия и её 64-й челнок отъезжают от остановки – в город, где трамвай давно стал не только средством передвижения, но и достопримечательностью. А я уже в машине достаю из кошелька трамвайный билетик-чек и пытаюсь найти совпадающие цифры: а вдруг счастливый? 

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×