Яблочко к яблочку. Почему для белгородца Виктора Городова садоводство – это призвание
«БелПресса» побывала в Корочанском плодопитомнике – попробовала местные яблоки и собрала урожай интересных фактов о садоводстве
-
Статья
-
Статья
Оказывается, периодически сады приходится выкорчёвывать, потому что на яблоки есть мода: сегодня в поединке, например, антоновки и «хани крисп» победит импортный сорт. Что влияет на выбор покупателя, кроме собственно вкуса, как яблоки попадают на прилавки магазинов и с какими сложностями сталкиваются садоводы, нам рассказал директор плодопитомника Виктор Городов.
«Люди очень довольны»
Мы находимся в саду, где идёт уборка урожая. Собирают «лигол» – основной сорт в питомнике, ежегодно он приносит по 4 тыс. тонн яблок. Другие любимые покупателями сорта – «чемпион, «хани крисп», «спартан» – уже отправились на склады.
«У нас деревья посажены таким образом, чтобы можно было собирать плоды в порядке их созревания. В этом году урожайность неплохая, но погода не даёт убрать яблоки вовремя. Обычно мы заканчиваем к 10 октября, теперь планируем управиться к 1 ноября. Когда‑то приходилось работать и до 20 декабря, пока мороз не ударил», – рассказывает Виктор Городов.
Погода в поле – не единственная сложность. В питомнике не хватает людей. Сейчас в садах усердствуют 130 человек, вместе они убрали уже 50 % урожая на территории 500 га:
«Это наша ежегодная проблема: людей всегда недостаточно, хоть у нас и трудятся молдоване, украинцы, дагестанцы, узбеки, таджики, казахи, даже корейцы приезжали», – замечает Виктор Иванович.
Лучшие яблочки перевозят в холодильник, а те, что не прошли отбор, направляют на переработку: из них сделают соки, пюре или повидло. Плоды, лежавшие на земле, постигнет та же участь: такие нельзя хранить рядом с сорванными с веток, иначе пойдёт заражение. Зимой яблоки со складов попадут на прилавки. В магазины Белгородской области питомник поставляет по 15–20 тонн каждый день.
«Мы сотрудничаем со многими региональными торговыми сетями: московскими, петербургскими, екатеринбургскими, пензенскими. Много оптовиков приезжает, – добавляет предприниматель. – На сегодняшний день мы открыли сады, в которых основной урожай сняли, для самосбора. То есть человек приезжает, срывает или подбирает фрукты и платит за них на выезде. Люди очень довольны».
Целая наука
Виктор Городов называет садоводство в первую очередь своим увлечением, а потом уже работой. Строитель по образованию, он всё равно пришёл к тому, к чему влекло с юных лет:
«В Ломово сады повсюду. Моя мать была бригадиром садоводческой группы, поэтому всё детство прошло там, – вспоминает Виктор Иванович. – А предпринимательством я занялся в 1998 году. И четыре года не получал урожая! В 1999-м на цветение ударил мороз, в 2000-м он пришёлся на завязь – ни одного яблока. Весна 2001-го выдалась холодной, солнышко выходило только в обед, тогда я собрал всего 187 тонн. Потом всё шло хорошо, но такой бизнес рискованный: можешь пан быть, а можешь и пропасть. В 2010 году весь урожай сгнил – его побил град, будто девчонка продавила ногтями. Если бы я не любил своё дело, забросил бы давно!»
Как говорит директор питомника, садоводство – это целая наука. В стремлении постичь её первые десять лет он ездил на обучение в Европу вместе с коллегами. За пару недель их компания успевала побывать в хозяйствах Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Польши и Франции:
«Ночью ехали за рулём по очереди, а днём работали. За 12 дней только два раза в гостинице спали. И так каждый год до 2010-го. Тогда с нами охотно разговаривали, объясняли и показывали».
Теперь Виктор Городов сам может ответить на любой вопрос и дать совет: достаточно взглянуть на яблоню, и уже ясно, чем её питали, как обрабатывали и чего не хватает. Например, чтобы начал плодоносить новопосаженный сад уже через два-три года, нужно ставить растениям специальные капельницы. Но самое важное условие – чтобы корневая система находилась на поверхности. Если корни уйдут вглубь на 1,5–2 метра, им будет недоставать необходимых для роста веществ.
Мода на яблоки
«Сад держат лет 15–20 обычно. Тот, что я посадил в 2000–2001 годах, уже раскорчевал. Не потому что он старый, а потому что яблоки не продаются. На них, как на одежду или обувь, тоже имеется мода. Я попадал в эту ловушку! В одну из поездок в Европу поляки мне говорили, какие сорта стоит сажать. А я думал про себя: как же не посадить антоновку или «пепин», у меня ж их замечательно берут. Проходят 5–6 лет – и ни одно, ни другое не покупают. Сегодня предпочитают «хани крисп», «лигол». А наши (отечественные – прим. авт.) яблоки не востребованы пока», – делится наблюдением Виктор Иванович.
По его мнению, причина успеха импортных сортов кроется в соответствии рыночным критериям, которые определили западные селекционеры. Первое требование – ежегодный урожай с яблони, второе – плотная консистенция плодов, третье – их продолжительное хранение, четвёртое – красивый внешний вид, пятое – хорошие вкусовые качества.
«На западе учёные работали на рынок более 100 лет. А наши делали эксперименты, больше ориентируясь на вкус продукта, в то время как важнее другие факторы. Если яблоко не плотное, то приедет в магазин побитым. Если оно хранится недолго, то испортится до того, как окажется на прилавке», – объясняет предприниматель.
Мода на сорта меняется в течение лет пяти, но встречаются любимцы, пользующиеся спросом и десятилетие, как, например, «гала»:
«Вот, допустим, в Европе одно время отлично продавался «айдаред». В Польше его было посажено 35 %, а сегодня ни одного дерева! Поэтому, когда ездил заграницу, первым делом спрашивал фермеров, какие на данный момент сорта самые продаваемые».
Вкладывать и развиваться
Каждый год в Корочанском плодоптомнике появляются новые сорта. Предварительно от 3 до 5 лет они проходят испытания, ведь, прежде чем разводить сад, нужно убедиться, что деревья адаптируются к местному климату, смогут приносить стабильный урожай и его плоды будут отвечать всем пяти критериям.
«В Италии есть сорт «пинк леди». Я испытывал его 10 лет, а он не дал таких результатов, как там, из‑за погодных условий. Вегетативный период у нас короче: яблоки не успевают набрать вкус и цвет. И таких неудач немало. В 1999 году я привёз 87 сортов, из них осталось всего два! Ну, а если всё получается, мы начинаем их размножать. Наши специалисты сами выращивают саженцы», – поясняет Виктор Городов.
Словом, садоводство – прихотливая отрасль: требует и развития, и опыта, и финансовых вложений. И всё равно есть существенный риск остаться ни с чем. Лишь того, кто предан делу, не отвратят препятствия – и труды будут вознаграждены.
«Как говорят, есть три способа потратить деньги: самый быстрый – казино, самый приятный – женщины, самый надёжный – сельское хозяйство. Я выбрал третье», – шутит Виктор Городов.
Юлия Манохина