«Сам себе хозяин». Как Игорь Бредихин стал садоводом
«Белгородские известия» рассказывают о молодом предпринимателе из Ивнянского района
-
Статья
-
Статья
В 2013 году Игорь Бредихин из села Новенькое даже не представлял, что займётся садоводством. Тогда он только окончил БелГУ с красным диплом по специальности «экономист-менеджер». Искал работу в Белгороде, но без опыта нигде не принимали.
Вернувшись в родное село, парень устроился на завод кладовщиком. Так и работал, пока отец не предложил участвовать в грантовом конкурсе.
Не зря учился
В 2014 году губернатор Евгений Савченко поставил задачу покрыть регион садами, обеспечить местными яблоками и заместить импорт. Появилась и программа поддержки начинающих предпринимателей, в которую попал Бредихин.
«Надо было выполнить несколько условий: зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, свои 10 % вложить. Подготовить бизнес-проект не составило труда: не зря же учился», – отмечает садовод.
Так он выиграл первый грант – 1,5 млн рублей. Купил на эти деньги саженцы, провёл воду, сделал капельный полив, огородил территорию, купил садовую технику.
«Начинать не страшно, но стало не по себе, когда сказали, что деньги поступили на счёт. Ответственность такая, даже не спал ночь, – признаётся молодой предприниматель. – Одно дело – написать на бумаге и совсем другое – исполнить в реальности».
Но Игорь был не один: вся семья помогала, родители первым капиталом обеспечили. А теперь все вместе трудятся в саду. В сезон урожая на помощь приходят двоюродные братья, племянники.
«Отец – агроном, но больше знает по зерновым культурам, поэтому садоводство вместе осваивали: я заново, а он просто менял специфику, – говорит Бредихин. – Всё равно каждый год узнаю новое. Езжу на семинары, прохожу курсы повышения квалификации, компания – производитель удобрений и средств защиты проводит практикумы, показывает, как препараты работают. На этих мероприятиях знакомлюсь с садоводами, которые опытнее, консультируюсь у них».
Первый урожай
У предпринимателя 3 га, около 3 тыс. яблонь. Упор он сделал на зимние сорта: «лигол», «хани крисп», «джонаголд», «гала», «плесецкая», «лимонка».
«В нашей местности растёт всё, но в этом году сады плохо цвели. Некоторые говорят, что это нормально: сад через год цветёт. Но опытные агрономы считают, что всё зависит от ухода и деревья должны цвести каждый год. В этот раз повлияла холодная, дождливая майская погода, поэтому было плохое опыление», – уверен Игорь.
Три года сад укоренялся и в этом году дал первый урожай. Садовод собрал около 6 тонн. Сорта зреют постепенно, начиная с июля-августа и заканчивая осенью, в середине октября. Сразу весь урожай не собирают: чтобы яблоко не теряло свежести, было сочное. Срывают несколько ящиков и сразу развозят по местным магазинчикам и в Белгород.
«Если гниль не увидишь, она весь ящик испортит. Зачем так рисковать? Пока погода позволяет, пусть яблоки висят, – говорит садовод. – От ударов града на яблоках остались пятна, чтобы люди не думали, что они больные, и не потерять клиентов в будущем, лучше такие плоды посушу».
Полезные чипсы
Часть урожая уходит на производство чипсов. Цех для этого построили тоже на грантовые деньги. Выиграв 2,7 млн рублей, закупили сушильный шкаф, фасовочно-упаковочную машину, аппарат для нарезки яблока и удаления сердцевины.
«Хорошие чипсы получаются из хороших яблок. Удаляем сердцевину, нарезаем тонкими кружочками, много делаем руками, потому что производство маленькое, – уточняет мама Валентина Бредихина. – Дальше укладываем на противень и отправляем в сушильный шкаф с инфракрасными лучами, готовим 2,5 часа. Получаются не сушки, а чипсы, они хрустят, потому что меньше влаги».
Продают чипсы оптом по 20 рублей, а в магазинах они стоят уже по 26. В прошлом году пару тысяч упаковок сделали, в этом – насушили уже три тысячи.
«Сорта по‑разному сохнут, нужно температуру добавлять или скорость вентилятора увеличивать, чтобы быстрее влага испарялась. Красные яблоки слаще и иногда получаются влажными, в отличие от зелёных сортов. Говорят, влияет влажность и температура внутри помещения», – рассказывает Игорь.
Сезонный труд
Сейчас садовод заканчивает сбор урожая, уже полил сад, спускает со всех систем воду, сворачивает капельный полив, позже раскидает против мышей приманки, проработает фрезой междурядье. Обрезать деревья начнут с конца февраля нового года.
«Труд сезонный, зимой работы мало. Но у нас ещё есть 35 га земли, выращиваем там подсолнух, пшеницу и ячмень. Вот зимой и занимаемся их продажей, сортировкой», – рассказывает Бредихин.
А Валентина Викторовна добавляет:
«Зимой, когда снега много, утрамбовываем его вокруг яблонь, чтобы мыши под ним не бегали и деревья не подъедали, – Кроме этого, хозяйство держим: утки, корова, телята, бычки. А за ними, как за маленьким ребёнком, глаз да глаз нужен».
Работы каждый день хватает: то в поле, то в саду, то на складе, то с техникой, выходных у садовода не бывает.
«Мне нравится, что день ненормированный: я сам решаю, когда начинать и что делать. Сейчас встаю около 8 утра, но когда сеем, то работаем с рассвета и до захода солнца, – признаётся Игорь. – Я сам себе хозяин, но не потопаешь – не полопаешь. Плюс в том, что мы не выполняем монотонную и однотипную работу, от этого легко трудиться. Не работаем до потери пульса, много забот бывает всего пару дней в сезон, остальное время спокойно, не перерабатываем».
Бредихины часто обсуждают планы на будущее, возможное расширение, и площадь для этого есть. Но пока они сходятся в том, что нужно поработать с уже выросшим садом, получить такую прибыль, чтобы хватило на новые саженцы.
«Никогда не жалел, что затеял, но родители ругаются, говорят, чтобы я в город возвращался, жену искал, семью строил, которая мне с садом поможет, – смеётся Игорь. – Я видел с детства, как родители трудятся, всегда приезжал с учёбы помогать. С детства на земле работаю и знаю, что всё достаётся своим трудом».
Анастасия Писаревская