Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 октября 2022,  17:02

«Хмелевое – лучшее на свете». Почему жители красненского села дорожат своей малой родиной

С историей маленького села познакомилась «Белгородская правда»

«Хмелевое – лучшее на свете». Почему жители красненского села дорожат своей малой родинойФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

Летопись села Хмелевое упоминает о буйных зарослях хмеля, поэтому так назвали его служилые люди, которые три века назад укрепляли южную границу страны от набегов татар. В двух шагах от Хмелевого на высоком кургане выглядывали врагов, а в само село стекались солдаты, что шли по шляху: здесь был продовольственный и фуражный пункты.

В конце XIX века в Хмелевом проживали 944 человека, в 1920-е прошлого столетия – 1 270, в 1990-е – около 500. Сегодня их около 100 – в основном пенсионеры (школьников и детсадовцев всего 15). Но хмелёвцы не унывают. Что же даёт им силу, оптимизм и уверенность в будущем?

С открытым ртом

У Надежды Новинкиной около 1 тыс. подписчиков в «Одноклассниках», большинство давно покинули село, живут в других городах и странах, однако ностальгические воспоминания не дают им покоя.

«Так красиво всё описывают, что даже я удивляюсь. Читаю, какие нереальной красоты у нас закаты, и на следующее утро бегу смотреть», – смеётся она.

 

 

Как выяснилось, такое командное сопереживание свойственно хмелёвцам.

«Кто‑то первый кирпичом дом обложил – и всем так же нужно. Один купил диван – и остальные такой же захотели, другой костюм сшил – а почему у меня такого нет? Книгу кто интересную прочтёт – и всё село потом зачитывается. У нас проблем не было, когда искали экспонаты для музея. Один принёс, и смотришь, уже соседи к нам спешат», – рассказывает Надежда Ивановна.

Значительную часть экспозиции она собирала сама в старых и заброшенных домах. Так появились потрясающей красоты комод и шкаф.

«Это вещи нашей учительницы. Мебель раскулаченных селян продавали желающим, она и купила», – рассказывает Надежда Ивановна.

Её деды и прадеды – крестьяне, по рассказам у них было семь лошадей. Удивительно, что в зажиточном Хмелевом с таким подворьем люди не считались кулаками. Редко кто имел две-три лошади. Держали коров, овец, свиней, птицу, пчёл, груши и яблоки сушили, мочили и возили продавать в Воронеж.

 

 

В экспозиции быта прошлого немало удивительных вещей. Стоит прислонённое к стене деревянное корыто, но меня поправляют: это ванна.

«Обратите внимание, на дне дыра. Сначала думали, мыши постарались, но, оказывается, слив пробили специально, разве такую махину с водой поднимешь? Здесь его кляпом заткнули, помылись, постирались и слили воду», – объясняет Новинкина.

Видели ли вы когда‑нибудь кровать, сделанную без единого гвоздя? Смотри и гадай, как у мастера получилось. А обруч из вербы на старой кадушке? Ходишь по этому музею с открытым ртом и думаешь: сколько подобных музеев видят журналисты в командировках!

Выстрелил в упор

Большинство экспонатов с детства окружали Надежду Ивановну. Повезло тем, кто слушал её экскурсии, когда она возглавляла местный Дом культуры. Очевидцы немало поведали ей и о военном времени.

248 человек ушли на фронт из Хмелевого, не вернулись 116, их имена выбиты на памятных плитах. Но как сжимается сердце, когда Новинкина рассказывает про бабу Фёклу, у которой погибли муж, три сына и зять.

«Кто‑то вспоминал: провожали отца, и он кричал с машины маме: «Нюрка, сено сейчас разгреби, а то днём не высохнет». Все думали, едут ненадолго», – рассказывает Надежда Новинкина.

В Хмелевом чтят своего земляка – Героя Советского Союза Михаила Колосова. Трижды раненный, он участвовал в Курской и Сталинградской битвах, освобождал Украину, Чехию, Польшу, воевал в Германии. Остался жив, в 1986 году навещал свою малую родину.

Здесь помнят и тех солдат, чьё имя неизвестно. Историю памятника на местном кладбище знает каждый. В годы войны село заняли немцы. К счастью для жителей, боёв не было. Но однажды хмелёвцы увидели на огороде труп советского солдата-разведчика.

«Положили его на брезент и ночью понесли на кладбище, а это по окружной дороге более шести километров. Очень боялись: если бы увидели немцы, сразу расстреляли бы», – говорит Надежда Ивановна.

Примечательна история ещё одного захоронения. С начала войны 11 хмелёвских мужчин скрывались в лесу.

«Они не признавали ни наших, ни немцев. Прорывали в хаты подкопы и брали, что хотели. Мама рассказывала, ночью слышали их, но молчали: лишь бы не убили. У главаря по фамилии Потапчонок был подземный ход под огородами из леса прямо в дом. Когда при освобождении Хмелевого об этом рассказали нашим военным, офицер зашёл в дом и открыл подвал, где как раз и сидел Потапчонок. Тот выстрелил в упор», – рассказывает Новинкина.

 

 

Так появилось в Хмелевом второе военное захоронение, пока через десятки лет родственники убитого офицера не вывезли останки на его родину.

МучИли заготовки

Как ни крути, наше путешествие по селу складывается из встреч с пенсионерами. Молодёжь здесь не задерживается.

«В Расховецком поселении за последние 30 лет число людей уменьшилось на 600 человек. Когда были крепкие колхозы, тогда и жизнь бурлила. Сейчас в основном селяне работают в крупных агрофирмах, бюджетников всего 57 человек, из них шесть в Хмелевом», – объясняет глава администрации Расховецкого сельского поселения Василий Борисов.

Мы едем по хорошей асфальтовой дороге, по обочинам которой буйные заросли.

«Эти дома по всей улице пустые. Раньше землю плотно делили, на метр в сторону не двинешься. Телёнка привязать не на своей лужайке было чревато», – вспоминает Василий.

Колхоз считался настолько крепким и богатым, что когда в 1970-е годы вышло постановление об объединении его с соседним убыточным, возмущённые жители отправили ходоков в Москву. Не помогло: куда идти против политики партии?

 

 

«Дорогу сделали, но если проедет пара машин в день, то хорошо, – продолжает глава. – Она нужна тем, кто остался».

82-летняя Татьяна Локтева – одна из них. Её домик с весёлым мультипликационным героем на заборе окружён пустыми домами бывших подружек-соседок, с которыми так здорово было повечерять на скамейке.

— Татьяна Арсентьевна, кто тут вам всё раскрасил? – спрашиваю у бабушки.

— Внучка рисовала, увлекается она этим. А сын художник. В школе посоветовали учиться рисованию в Воронеже, и сейчас в клубе висят его картины.

Она занималась тяжёлым трудом, работая свекловичницей, дояркой, поваром в школьной столовой. Рада, что у двоих сыновей с профессией сложилось по‑иному. Детство и юность моей героини – постоянные испытания на выносливость.

— Отец не пришёл с фронта, а нас семеро детей. Брат и сестра уезжали на Кубань, чтобы прокормиться: после войны‑то недоедали. Пухла с голоду. 13-летний брат пас телят, подзаработал сухариков. Возвращаясь, так крепко заснул, что мешок с сухариками вытянули из‑под головы, вернулся ни с чем. Горе было – не передать. Помню приезд сестры, она на Кубани работала в няньках, привезла вермишель и творог – как мы радовались! Никогда такое не ели.

 

 

— У вас же корова имелась, как не знать про творог?

— Какой тогда творог? Заготовки мучили нас, всё сдавали – и молоко, и яйца. Масло взбили, нам только сыворотка доставалась. Люди очень переживали из‑за этой несправедливости.

Татьяна Арсентьевна поехала на заработки в Магнитогорск, где жил старший брат. Вышла замуж за парня из Хмелевого, который тоже переехал в Сибирь. Вернулись: зазвала одинокая свекровь.

«Трудно было, а жили веселее. Так и осталось в памяти: голодно, но весело. Как праздники у нас отмечали!» – делится Татьяна Арсентьевна.

Гуляет Ярманка

Самый главный назывался Ярманка – именно так, с буквой «н». На 40-й день Пасхи отовсюду съезжались торговцы.

«Всё кругом жёлтое, красное, голубое от народных костюмов. Пели, водили хороводы, у каждой улицы он свой, а мы, ребятня, бегали от одного к другому, – вспоминает Надежда Новинкина. – Мама за месяц петухов засовывала под печь, чтобы они, особо не двигаясь, жирок нагуливали. Ведь родственников на Ярманку человек 18 приезжало, всех нужно накормить».

 

 

Людей собиралось так много, что в местных колодцах заканчивалась вода. Хороводы были замысловаты, но искусству танцев учились с детства, поэтому водили легко и естественно. А какое многоголосое пение звучало! В 1982 году художественный руководитель Дома культуры Пётр Нарыков собрал сельских певуний в фольклорный ансамбль, и когда в Хмелевое приехали собиратели фольклора из Московской консерватории, то ахнули. Это были удивительные женщины. Со слов певуньи Анастасии Колосовой, всего записали 300 композиций. Она обладала феноменальной памятью, поэтому ни одну песню не записывала на бумаге. Выступал ансамбль даже в Москве.

«В консерватории на наше выступление пришли профессора, композиторы, некоторых мы знали. Как удивлялись, увидев их: они у нас в резиновых сапогах месили грязь, называли по‑простому, а какие великие люди оказались», – говорит Надежда Новинкина, выступавшая в ансамбле.

Диск выпустили с 16 обрядовыми песнями. Жаль, что многие певуньи не успели его дождаться. Но их песни помнят.

«Каждый год то студенты консерватории, то училища культуры защищаются по нашим песням. Нам не жалко: что нужно, всё расскажем», – улыбается Надежда Ивановна.

Лучшее на свете

Самая заселённая улица села – Молодёжная, где 30 лет назад колхоз построил дома для молодых специалистов, в этих дворах сейчас резвятся их внуки. Заброшенные дома местная администрация старается убирать, на сегодняшний день зачищено 17 участков.

 

 

В 1989 году на Молодёжной жильё давали вынужденным переселенцам, которые прочно влились в жизнь села: каждый четвёртый житель Хмелевого – турок-месхетинец. Бережно хранят традиции, держат крепкие родственные связи, уважают соседей и дружат с ними.

Ахмаджону Туранову было 16 лет, когда он с родителями переехал в Хмелевое.

«На родину так и не удалось потом съездить, а хотелось бы. Но нам повезло: Хмелевое – лучшее село на свете!» – эмоционально признаётся он.

В 16 лет устроился на ферму, с той поры и возится с животными, сейчас в личном подсобном хозяйстве Турановых 10 бычков. У дома сушится зерно на корм, его выращивают сами.

Жена Ахмаджона Наргила – депутат земского собрания. А ещё у семьи собственный магазин, где всё – от закупки товаров до их продажи – лежит на ней. У сельского магазина свои особенности: кому на заказ нужно что‑то привезти, кому в долг записать. Поход в магазин – как приём у психотерапевта в городе. Не зря возле него длинная скамейка, на которой всегда сидят люди, и работает он с восьми утра до половины девятого вечера. Неужели столько покупателей?

«Надо же на лавочке со всеми всё обсудить, кого‑то поддержать, кому‑то помочь», – улыбается Наргила.

 

Безграничная любовь

Но главное место притяжения селян – местный Дом культуры. Плохая погода – можно сыграть в бильярд, теннис, домино. Хорошая – в футбол, рядом спортивная площадка. Здесь активно поддерживают программу губернатора, каждый день – мероприятия по проекту «Белгородское лето», ведь количество детей и взрослых в селе увеличивается в разы, когда наступают каникулы. И даже бабушки-пенсионерки, опираясь на две палочки, преодолевают порой длинную дорогу, чтобы попасть на занятия клуба «Серебряная игла».

Руководитель клуба – директор Дома культуры Наталья Бубнова – мастер на все руки, о чём говорят многочисленные награды в международных и всероссийских конкурсах. Своих подопечных – детей и взрослых – учит как традиционным, так и новым рукодельным техникам. Благо, Интернет есть. И восхищается творчеством других.

«Посмотрите, какие работы на нашей выставке из бисера у Татьяны Масляковой! А эти иконы из дерева вырезал Иван Андрианов», – рассказывает Наталья Владимировна.

Вот весёлые пчёлки, которых она вывязала на районную выставку вместе с заведующей почтой Надеждой Валиховой. Но главное увлечение – традиционный костюм. В музее народного костюма поражает и выставка платков.

«Всем под сотню лет, этот вроде самый невзрачный, но специалисты сказали, что такой мануфактуры никогда не встречали», – гордится Наталья Бубнова. Её кукла в местном костюме победила в международном конкурсе.

 

 

Во дворе дома мастерицы даже на подсобных помещениях рисунки: увидишь, например, уток, и поймёшь, кто там живёт. Жаль, что в огороде неприкаянными растут помидоры, хозяйке просто некогда ими заняться: ведь территория возле Дома культуры должна быть идеальной всегда, и если бы не помощь мужа, было бы непросто.

«Беда сёл нашего поселения – большая территория, на которой никто не проживает, но которую нужно постоянно убирать, хотя для этого нет специальных работников, – сетует глава администрации Расховецкого сельского поселения. – Но мы рады, что жизнь в наших сёлах поддерживается. Так, на новые дороги в Хмелевом было выделено 10 млн рублей. Сюда приезжают семейный доктор и фельдшер, автолавка, работают почтовое отделение, библиотека».

Ещё здесь живут люди, которые не променяли бы Хмелевое ни на какое другое место на свете.

«Когда внуки балуются, мы их пугаем тем, что они вернутся в город, – смеётся Наталья Бубнова. – Для них тут свобода, а для меня – покой на душе».

Елена Мирошниченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×