«Сам Николай Угодник вас сюда привёл!» Как в Ивнянском районе возрождают старинную церковь
«Белгородская правда» узнала историю храма

-
Статья
-
Статья
Много лет храм в селе Студенок стоял заброшенным. Не раз предпринимались попытки его восстановить, но они не приносили результата. Всё кардинально изменилось в 2024 году. В древних стенах заспорилась работа, к ней стало подключаться всё больше и больше жителей.
Остатки былого великолепия
Возле храма нас встречает Николай Шащенко. Именно он стал главным двигателем в деле возрождения старинной святыни. Вообще родом Николай Николаевич из Краснояружского района и хорошо там известен: много лет трудился в сельском хозяйстве, потом перешёл на муниципальную службу, заслужил немало наград. А вот на ивнянскую землю он попал из‑за непростой оперативной обстановки в своём районе.
«Тут нас приютили добрые люди. Сказали: «Есть домик, приезжайте, живите». И как увидел я храм в Студенке, не смог больше жить спокойно. Окон не было, дверей тоже… Думаю: надо что‑то делать. Так потихоньку и начали», – вспоминает Николай Николаевич.

Опыт в этом деле у него уже был. В Краснояружском районе при его непосредственном участии построили шесть храмов. Он контролировал весь процесс – от выбора места до наполнения инвентарём. Но восстановление старинной церкви куда более сложное занятие. Первым делом было решено сделать всё, чтобы спасти святыню от дальнейшего разрушения.
«Поставили окна и двери. Накрыли алтарь. Из‑за того, что кровля была снята, кирпич разрушался. Столько лет храм был раскрыт. Шёл снег, лил дождь – всё намокало. Но благодаря строительным технологиям, бытовавшим в царское время, и качеству материала стены сохранились», – рассказывает благочинный Ивнянского округа, настоятель Свято-Никольского храма в Ивне и храма в Студенке священник Максим Лазарчук.






Первая деревянная церковь в честь Николая Чудотворца существовала в Студенке ещё в XVIII веке. А каменный однопрестольный храм был построен в 1836 году. Здание оштукатурили, крышу покрыли железом и окрасили в зелёный цвет. Была здесь и двухъярусная колокольня, а внутренний облик храма украшали росписи и лепнина.
Остановившись под старинными кирпичными сводами, любуемся остатками былого великолепия. В приход кроме села Студенок входила и соседняя слобода Федчевка. Здесь работала церковноприходская школа, в 1890-е был хор из учащихся. После 1929 года община распалась. В 1937-м церковь закрыли решением президиума Курского облисполкома и передали под нужды колхоза «Новый мир». В советское время здесь располагались склад и мельница.
«У Бога на всё свои планы». Студент из Африки служит пономарём в белгородской церкви
Восстановление фресок
В храме есть несколько старинных икон. После закрытия прихожане разобрали их по домам, а теперь их потомки, узнав о восстановлении церкви, начинают потихоньку возвращать святыни. Каждый может прийти сюда, помолиться и зажечь свечу.
«Обратите внимание, цветы в вазе стоят уже месяц – с Крещения Господня. И до сих пор не увяли», – замечает отец Максим.






Он рассказывает, что хотя храм не действовал, в Студенке в последние годы всё равно теплилась духовная жизнь: время от времени служили молебны и панихиды, на Крещение освящали воду, на Пасху – куличи.
«Когда в этом году было водосвятие, пришли более 100 человек. Николай Николаевич с главой администрации Ивни Сергеем Ерёминым организовали транспорт и привезли тех бабулек, которые не могли дойти сюда пешком. Знаете, в комфорте человек засыпает, а когда прохладненько, ощущаешь бодрость духа и хочется помолиться. Всё это навеяло мне воспоминания о моём детстве. Мой дядя служил в старинном храме села Иващенково. Отопления там не было, и на Крещение, перед тем как освящать воду, ему приходилось сначала разбивать образовавшийся лёд. Зимы ведь были холодные – под 30 градусов мороза», – рассказывает батюшка.






По всему храму видны фрагменты старинных фресок. Но две из них уже полностью восстановлены благодаря ивнянской художнице Ольге Лазаревой.
«В Студенке живёт моя мама. Лет 20 я наблюдала, как предпринимались попытки восстановить храм. Но всё было безуспешно. А за последний год столько удалось сделать! Мама, увидев, что тут начались работы, подошла, стала узнавать. А позже я подключилась к восстановлению фресок», – вспоминает Ольга.
Память как молитва. Почему не стали восстанавливать сгоревший храм в селе Пестуново
Ещё во время обучения в Белгороде она наталкивалась на информацию об иконописи. Старательно всё выписывала в тетрадь. Чувствовала – когда‑нибудь обязательно пригодится. И вот, наконец, время пришло.
«Когда храм построили, его оштукатурили и сверху нанесли тонкий слой извёстки – рисовать по ней хорошо. Но вот из‑за этой прослойки краска плохо сохранилась. Фрески были забелены. Я их очищала, и оставались только кусочки, по которым можно лишь догадываться, что там раньше было. У меня есть знакомые художники, расписывающие храмы. Я обращаюсь к ним за советом», – отмечает Ольга.






Поначалу многие недоумевали, зачем восстанавливать фрески в церкви, где ещё предстоит колоссальный ремонт. Но у художницы другое мнение:
«Подумала, что если сделаю росписи хотя бы на первом ярусе, то это станет катализатором, у людей поднимется настроение, они захотят как‑то помогать в дальнейшем восстановлении. Могу сказать точно, что в своё время эту церковь расписывали как минимум два разных художника. Фрески создавали темперными красками. Я тоже вначале использовала только их. Но они сильно меняют цвет – на два-три тона. Это сбивало. Потом узнала, что можно добавлять акрил, и дело пошло гораздо быстрее».
Корабль в житейском море. Почему корочанский храм называют местной жемчужиной
Круговорот добра
Когда начали заниматься очисткой территории, натолкнулись на старинный склеп, в котором, по всей видимости, был похоронен священник. Тревожить могилу не стали, решили благоустроить её, поставили крест.
В прошлом году была задача провести минимальные работы, чтобы сохранить храм от дальнейшего разрушения, воздействия снега, ветра и дождя. Следующим этапом должна стать разработка проектной документации. А восстанавливать святыню по проекту будут уже профильные организации.






«Сейчас бытует мнение, что все люди вокруг злые, раздражённые… А ведь на самом деле очень много добрых людей! Столько человек откликнулось! И знаете, что меня ещё поразило? Когда мы призывали помочь убрать территорию, в свой выходной приходили ребята, которые вообще храм никогда не посещали. Говорили: «Батюшка, именно здесь нам хочется потрудиться». И все трудились бесплатно. Никто не хотел брать денег. Это просто удивительно. У каждого человека в душе есть голос Божий, который всё равно тянет к святыне, тянет в храм. Я сам с удовольствием снимал подрясник и работал. Хотел оставить здесь частичку своего труда», – замечает отец Максим.
К разговору подключается Николай Николаевич и рассказывает удивительные вещи:
«Надо было поставить двери в храм. Кинулись – а они стоят около 80 тыс. рублей. Я читаю газету районную, нахожу там объявление, что в Курске люди дверьми занимаются. Звоню им, рассказываю, что двери нужны, но денег на них нет. «Хорошо», – отвечают. Сделали бесплатно и привезли».






Насчёт вторых дверей отец Максим позвонил уже в Белгород. В итоге их тоже установили бесплатно.
«Причём семь лет человек дверями уже не занимается. У него другое производство, где он директор. А тут снял костюм, надел робу и сам сварил эти двери», – удивляет нас батюшка.
Чтобы поставить окно наверху, потребовалась вышка. В районе не нашли – обратились в областной центр. Белгородец Сергей Шевченко три раза присылал её сюда и не взял ни рубля.






Отец Максим рассказывает и об ивнянском предпринимателе казаке Олеге Гондусове – в любое время оставлял свои дела, садился на трактор и помогал. И таких отзывчивых людей много. Всех не перечислишь…
Ни один гвоздик во время работ из храма не пропал. Не позарился никто и на мешки с цементом. А однажды с ними рядом даже появились новые. Приехал мужчина, просто оставил их здесь и уехал. Удивительно, но помогать стали и проживающие неподалёку турки-месхетинцы, которые исповедуют другую веру.
Помощь свыше. Как творцы из Белгорода создают иконостасы и церковную утварь
«Я, когда тут поработал, понял, что Русь святая живёт и жить будет. Идёт спецоперация, и кто‑то может сказать, что сейчас не время восстанавливать храмы… Нет, самое время! И это будет храм для тех людей, которые вернутся сюда с СВО», – считает Николай Николаевич.
Маленькое чудо
Мысль о том, что храм нужен бойцам, подтверждает и живущий неподалёку Герман Иванов, который много лет является смотрителем церкви.

«Вот вы когда зашли сюда, почувствовали особую атмосферу этого места? Когда у меня был ключ от храма, не раз приходили парни, приезжающие со спецоперации: «Откройте, пожалуйста, хотим помолиться». Молились – и тяжесть с души уходила. По мере сил я стараюсь тут помочь ещё с тех пор, когда ни окон, ни дверей здесь не было и голуби всюду летали. Перед молебнами чистили церковь, расставляли иконочки. Сейчас тоже пытаюсь подсобить чем могу», – рассказывает мужчина.
Олег Бережной живёт в Ивне. У его брата своя фирма. Вместе они по возможности помогают храму.

«Порой нужно что‑то убрать, порой – профинансировать. С той стороны храм накрыли, на эту сторону кровля уже заказана. Ждём поставку», – показывает он.
Иван Рудейчук с 2012 года пономарит в храме Ивни. Церковь в Студенке он помнит с давних пор. В 2001-м приехал в село на похороны механизатора. Зашёл и в храм, который был тогда завален мусором.
«Окна выбиты, орешником заложены, замазаны глиной… «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…» – громко сказал я. Мой спутник удивился тому, какая здесь чудесная акустика. Прочитал я ещё «Отче наш». Схоронили мужика. А после этого поднялась буря. Налетели ветер с дождём, и в тот же день упал с храма крест. С тех пор я много думал – что это за знак такой был? Жалею, что крест тогда не забрал. А через время он куда‑то пропал. Когда узнал, что в храме начались работы, стал приезжать сюда постоянно, помогаю», – рассказывает Рудейчук.

В прошлом году над храмом водрузили новый крест. И это ещё одна чудесная история – деньги на него прислал москвич, с которым Николай Шащенко случайно познакомился на богослужении в Ракитном и виделся всего один раз в жизни.
Храм близ Тихой Сосны. О чём может рассказать Ильинская церковь в красногвардейском селе
«Самое интересное: сколько я ни пытался раньше начать тут что‑то делать – всё стопорилось. И именно сейчас, когда такие тяжёлые события происходят на белгородской и курской земле, вдруг закрутилось. К нам приехал Николай Николаевич с огромным опытом церковного строительства. «Давайте попробуем, батюшка», – подошёл ко мне он. Я ответил: «Николай Николаевич, да вас сам Николай Угодник сюда привёл!» Счастлив тот человек, которому в жизни своей довелось поучаствовать в строительстве или восстановлении храма!» – отмечает отец Максим.
Состоятельные ивнянские жители уже выразили готовность посодействовать в возрождении святыни. Но работы впереди ещё много. И средств понадобится немало. Поэтому в Студенке будут очень рады любой помощи от жителей области. Пусть круговорот добрых дел становится всё шире. Ведь совершить маленькое чудо по силам каждому из нас.
Анна Черкашина