Книги, носки, конфеты. Что везут белгородцы солдатам и беженцам
«БелПресса» собрала пять историй о неравнодушных людях
-
Статья
-
Статья
У благотворительности нет границ и законов. Ею занимаются от сердца, потому что просто не могут пройти мимо чужой беды или потому что по‑другому не получается жить. У добра множество истоков, но одно русло. И цель тоже одна.
Медсестра
Женщина в белом халате ловко ставит мне капельницу. Прошу сделать побыстрее, чтобы успеть выйти из больницы до обеда. Потому что в обед – поездка к «ленточке», к нашим ребятам.
Медсестра молча кивает и ускоряет бег капель. А через минуту возвращается и кладёт на мою тумбочку упаковку мёда с малиной в индивидуальных пакетиках.
«Вот, передайте солдатикам… Пусть вёрнутся домой живыми».
И быстро уходит, пряча слёзы.
Писательница
Багажник легковушки доверху забит картонными коробками. В них – книги. Первая партия – раненым солдатам. Вторая – беженцам. Третья – ребятам за «ленточкой».
«Сначала мы помогали беженцам с Донецка, потому что сами оттуда. В первую очередь – детям – всем, чем только можно. Но в начале марта стало понятно, что нужно помогать и с той стороны, где есть возможность всё это прекратить. И мы стали помогать армии», – рассказывает белгородская писательница, профессор мединститута БелГУ Татьяна Павлова.
Первый раз они с дочерью – Любовью Арнольдовной – поехали к «ленточке» на легковой машине. Потом поняли, что такие поездки – ни о чём. Сейчас едут на грузовой. Каждая поездка – полторы тонны овощей, фруктов, вещей. Везут то, в чём у солдат есть необходимость в данный момент. Ездят раз в неделю, иногда два.
Нынешняя поездка внеочередная. Татьяна Васильевна обратилась за помощью в московское издательство, где публикуются её книги – и там откликнулись.
«Привезли целую машину книг своих авторов. А ещё купили канцелярию и конфеты. Часть пойдёт детям беженцев, часть – нашим солдатам за «ленточкой» и раненым. И это не разовая помощь – ребята пообещали помогать и дальше», – радуется писательница.
К слову, книг Татьяны Васильевны среди привезённой литературы нет. Её новая книга «По мере добра» вот-вот увидит свет. Название для неё она взяла из Библии – эти слова сейчас оказались как никогда актуальными.
Деньги на помощь солдатам Татьяне Павловой присылают её коллеги со всей страны.
«Звонишь, просишь, перезваниваешь – и так по кругу. Сначала ищем деньги, потом точки, где можно купить дешевле: носки – по 20 рублей, курятину – по 100, сигареты по 1 000 за блок. Теперь я знаю, как жить очень экономно», – смеётся женщина.
В прошлую поездку они с дочерью отвезли солдатам 100 пар резиновых сапог. А по весне собрали для них более 600 пар кроссовок.
«Понимаете, 600 ребят переобулись: сняли с ног разбитые берцы и обули удобные кроссовки», – радуется Татьяна Васильевна.
И признаётся, что вопрос «помогать или нет» для них с дочерью даже не стоял.
«Я всем говорю: помогайте! Сразу вспоминается заезженная фраза: не будешь кормить свою армию – придётся кормить чужую. Не поможем этим ребятам сегодня – завтра на их месте окажутся наши мужья и сыновья», – разводит руками писательница.
А её дочь добавляет:
«Иногда поражаешься, как бабули с пенсии покупают продукты: последнее приносят, готовят и кормят солдат».
Любовь Арнольдовна по профессии врач-невролог. С начала спецоперации она помогает по своему профилю детям беженцев.
«Некоторые из них перестали говорить. И начнут ли снова – большой вопрос», – вздыхает она.
Издатели
Представитель Интернационального союза писателей Галина Березина рассказывает о содержимом 12 коробок. В них не только художественная литература – классика и детективы, но и книги авторов издательства.
«Писатель Василий Прозоров передал свою книгу с автографом для хирурга госпиталя», – уточняет девушка.
В числе подарков – DVD-проигрыватели и несколько коробок дисков для раненых солдат. К ним заехали в первую очередь. На очереди – пункт приёма гуманитарной помощи для беженцев. По дороге заезжаем за канцелярией и конфетами для детей.
Под накрапывающим дождём Галина с Тамарой Сагайдак бегут к магазину. Через несколько минут возвращаются обратно с большими коробками в руках.
Навигатор заставляет петлять по дворам, но, наконец, выводит куда надо – к складскому помещению с серой дверью в цоколе одной из белгородских многоэтажек.
«Книги? Обязательно нужны! Дети у нас умные. Украинские дети вообще читающие», – говорит одна из сотрудников штаба помощи беженцам «Путь к будущему», представившаяся Никой.
Она здесь заведует уголком детского питания, средств гигиены, полотенец и постельных принадлежностей.
— Мы сегодня привезли разные книги, а в следующий раз только детские. А здесь канцелярия, игры и конфеты, – рассказывает Галина.
— Вы из Москвы? А я думала, в Москве не знают, что здесь происходит, – говорит Ника.
— В Москве знают, – возражает Галина. И тут же поправляется: – Мы – знаем!
Мы – это и приехавший в Белгородскую область по приглашению Галины руководитель проекта «Книги Донбассу» Вадим Комкин. В России он впервые. Зато в Донецк и Луганск ездит регулярно с 2014 года: собирает и возит туда партии книг.
«Я начал этим заниматься по зову сердца. Да и выбирать мне особо не пришлось: мама родом из‑под Луганска, там осталась родня, а на сельском погосте дед с прадедом лежат», – разводит руками мужчина.
В конце августа общественники под руководством Вадима Борисовича передали в библиотеки освобождённого Старобельска более тысячи книг.
«Что у нас просят, то мы и привозим. Например, в Алчевском кадетском корпусе создавали библиотеку и попросили сделать её с упором на патриотику и классику. Там 70 процентов фонда – украинская литература. Всё это сейчас выбрасывается, а мы меняем», – поясняет председатель проекта.
Для раненых солдат в Белгород Вадим Борисович привёз в основном детективы.
«Это же молодые ребята! Что им ещё везти, не «Дубровского» же! Его они, скорее всего, в школе читали. А теперь и что‑нибудь из Кинга прочитают», – улыбается он.
Харьковчанка
«Машина пришла? А что привезли? Гигиену? Давай сразу ко мне сюда – сама всё разберу», – деловито распоряжается Ника Караконстантин.
Она приехала в Белгород из Циркунов Харьковской области в начале марта.
«Сама не знаю, как выехали. По дороге попали под обстрел, и меня с пятью детишками в полуобморочном состоянии вывозили», – рассказывает она.
Сейчас Ника помогает своим соотечественникам, осевшим в Белгороде: обрабатывает заявки-анкеты, которые люди оставляют в чат-боте телеграм-канала «Путь к Будущему».
«Мы концентрируем помощь и делаем всё возможное, чтобы человек смог прийти и комплексно получить её здесь. Одежду и обувь выдаём по потребности, а вот постельные принадлежности, средства гигиены, подгузники, детское питание, продукты и посуда – подотчётные вещи. Они выдаются согласно анкетированию по заявке», – поясняет она.
Каждый день в организацию поступает свыше тысячи заявок, которые Ника каким‑то образом умудряется обработать.
«Я формирую помощь согласно анкете. А когда люди приходят за ней, вкрадчиво, глядя в глаза, задаю вопрос: что вам ещё надо? А надо, как правило, всё. Вот приходит мама: так, мне кастрюлю… и полотенце… и подгузники…» – рассказывает женщина.
Потребности людей меняются в зависимости от происходящих событий. Но постельное бельё, полотенца и продукты требуются всегда.
«Я не ищу здесь славы. Я и до этого занималась благотворительностью и общественными делами. Только тема была не про войну, а про больных детей», – признаётся Ника.
Она продолжает вести страницы в соцсетях, рассказывать, что делает и что чувствует при этом, помогает разыскивать чьих‑то потерянных бабушек, дедушек, тёть и дядей…Но, несмотря на ощущение нужности людям здесь, женщина живёт с тяжёлым внутренним грузом на душе.
«Вы же понимаете – мы для всех оставшихся там предатели. А чтобы быть героем, надо было тоже остаться и умереть. И никакое милосердие и благотворительность тебя в их глазах не оправдывает», – вздыхает Ника.
Но признаётся, что справиться с негативом извне помогает непрерывная забота о нуждах соотечественников, оказавшихся в бедственном положении, и ежедневное решение огромного количества задач, обеспечивающих работу штаба помощи беженцам.
Русалка
Последний пункт маршрута – «Солдатский привал». Здесь принимают помощь от организаций и населения и распределяют её бойцам из‑за «ленточки». Здесь наши ребята могут бесплатно поесть, помыться, постираться. Работает пункт с первого дня СВО. Список потребностей бойцов – по продуктам, одежде и другим нужным в военном хозяйстве вещам – выкладывается в телеграмм-канале «Солдатского привала».
«Мы знаем, что им нужно. Например, когда дожди – нужна плёнка, фольгоизол, дождевики, резиновые сапоги. Копим деньги, делаем закупку в Москве, чтобы было дешевле – и обеспечиваем ребят всем необходимым, закрываем их потребности», – рассказывает женщина в ярко-оранжевой флиске с позывным «Русалка».
У неё красивая улыбка и зелёные кисточки на ресницах. И она одна из организаторов «Солдатского привала».
Сейчас больше всего у бойцов востребовано быстрое питание, конфеты-батончики, горький шоколад и стройматериалы.
«Солдатский привал» подстраивается под нужды военных. Летом, например, покупали маскхалаты. А сейчас утепляют ребят – покупают их же, но на флисе.
«Посылки и переводы присылают со всей страны. Сейчас, после объявления частичной мобилизации, нам помогают все – потому что это коснулось практически каждой семьи. А мы делаем всё, чтобы это побыстрее закончилось», – говорит Русалка.
К «Солдатскому привалу» один за другим подъезжают военные грузовики. Бойцы забирают свои заказы и оставляют новые, примеряют одежду.
— Печенье ещё надо, ребят? – окликает очередных посетителей Русалка.
— Медицина есть? Витамины, жаропонижающие? – спрашивает один из них.
Русалка исчезает в подсобке и возвращается с коробочками лекарств.
Другим нужна зелёная маскировочная сетка – им тут же отпускают требующийся метраж, отматывая его от огромного рулона.
«Книги привезли? Отлично! Ребята просят почитать», – радуется Русалка.
И тут же презентует одну из книг ближайшему бойцу. Тот принимается листать подарок.
— Сигареты нужны? – спрашиваю другого солдата.
— Да есть пока… – скромничает тот. – Хотя давайте. Раздам ребятам.
Ему же вручаю мёд от медсестры. Берёт с улыбкой.
«Люба ещё заказала одеяла и лекарства из Китая. Как придут – привезём», – обещает Татьяна Павлова.
Выгрузив подарки из машин, желаем удачи ребятам и сотрудникам «Солдатского привала». Ведь она им очень нужна.
Тамара Акиньшина