«Эх, прокачу!» Как в Белгороде выбирали лучшего таксиста
Региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший водитель такси в России – 2022» прошёл 21 сентября на площадке БГТУ имени Шухова
-
Статья
-
Статья
Побороться за звание лучшего таксиста приехали 22 водителя, среди них – 2 девушки.
Самое сложное – история
«Сегодня здесь собрались те, кто захотел повысить своё профессиональное мастерство, проверить свои навыки, продемонстрировать их, и, возможно, представить область в финале конкурса», – рассказал руководитель проектов Общественного совета по развитию такси в регионах РФ Кирилл Казанин.
На конкурс прошли только 22 водителя, но, по словам организаторов, желающих было намного больше. Не все смогли пройти отбор. Участник конкурса должен иметь стаж вождения не менее трёх лет, также у него должны отсутствовать грубые нарушения ППД в этом году.
Интересно, что многие участники конкурса пришли в белых рубашках: на работе нужно выглядеть опрятно и обязательно содержать машину в чистоте, считают они.
Конкурсантов ждали три этапа испытаний.
Первый – проверка на знание ПДД. С этим большинство водителей справились быстро и без особой сложности. Каждый из них уверен: нарушать правила дорожного движения нельзя – так легко можно потерять доверие пассажира, получить штраф или вообще угодить в аварию.
На втором этапе водители отвечали на вопросы по истории Белгородской области, местных достопримечательностей и маршрутов к ним. И если с последними двумя пунктами проблем не возникло, потому что таксисты часто подвозят туристов и гостей города к памятным местам, то историю региона знал не каждый.
«Я не местный и знание истории Белгородской области оказалось для меня самым сложным испытанием, – признался Николай Угнич. – Но ничего, будет время подучиться к следующему конкурсу. На самом деле водитель такси должен не только хорошо знать маршрут к достопримечательностям, но и рассказать про них что‑то интересное и запоминающее. Тогда и пассажир останется доволен, и водитель в грязь лицом не ударит».
В конце теоретической части организаторы провели для водителей небольшой мастер-класс по выбору и установке детских кресел. После всего этого настал самый зрелищный этап испытаний – маневрирование на площадке.
Оценит гранёный стакан
Установка детского кресла, змейка передом и задом, въезд в бокс, параллельная парковка, разворот в ограниченном пространстве, повороты на 90 градусов передним и задним ходом, – все эти элементы водители должны были успеть сделать за 4 минуты. Если участник не укладывался в отведённое время, ему сразу снимали 10 баллов.
Но самое сложное – водители должны были проехать площадку с наполненным водой стаканом, который стоял на крыше автомобиля, и при этом постараться ничего не пролить. Ещё нельзя было задевать фишки, установленные на площадке.
Система оценивания сложилась следующая: за правильно выполненное упражнение участник получал 3 балла, за сбитую фишку водителя штрафовали на 1 балл, а если водитель до финиша привозил полный стакан, то получал дополнительные 10 баллов.
— А если вдруг стакан в овраг улетит, как оценивать будете? – выкрикнул кто‑то из толпы.
— Во‑первых, на площадке невозможно разогнаться до такой степени, что стакан улетел бы в овраг. Во‑вторых, за разбитый стакан вы просто не получите дополнительные баллы, – ответил один из судей – Виктор Винников.
Судья, консультант отдела автомобильных перевозок министерства автомобильных дорог и транспорта Белгородской области Виктор Винников перед началом соревнований проехал по площадки для демонстрации элементов.
«Некоторые элементы площадки стандартные при сдаче ПДД, где водитель показывает свои навыки, умение маневрировать в ограниченном пространстве. Водители такси в основном же ездят во дворах многоквартирных домов, где узкий проезд и много припаркованных машин. Вот мы и проверим, как они с этим справятся», – отметил он.
«Покажу, как надо ездить»
Многие из участников заметно нервничали перед стартом. Первым идти не хотел никто. Но выбора не было. Первый водитель вышел на старт и спокойно приступил к установке детского кресла, потом также неспешно начал проходить площадку.
«Что‑то не торопится у нас водитель, обычно под конец участники просто летают по площадке», – заметил Кирилл Казанин.
Дальше все пошло гораздо быстрее.
С неожиданной проблемой столкнулась Маргарита Исаева: она не смогла установить стакан посередине крыши. Миниатюрная девушка просто не дотягивалась до нужного места. Маргарита уже семь лет работает в такси и второй раз участвует в конкурсе.
«В этом году добавили больше элементов на движение задним ходом, также в прошлом году нужно было проезжать не всю трассу с полным стаканом, а только часть. Но я считаю, что справилась я неплохо», – рассказал она.
Девушка сначала работала диспетчером в такси, потом решила сама попробовать в роли водителя. До этого у неё уже был опыт работы водителем троллейбуса.
«Работа водителем такси поинтереснее, потому что здесь больше разнообразия. На троллейбусе ты всё время монотонно ходишь по одному и тому же маршруту. А сейчас у меня больше общения с разными людьми, многообразные маршруты и места. Водитель такси иногда же ещё выступает в роли психолога: нужно выслушать пассажира, как‑то поддержать и, конечно же, на всё реагировать спокойно», – уверена Маргарита.
Мастерство растёт
Пока участники проходили испытания, Виктор Винников рассказал, что с каждым годом уровень профессионализма на конкурсе растёт.
«Я уже третий раз выступаю в роли судьи на соревнованиях и вижу изменения. Конкурс же и проводится для того, чтобы водители демонстрировали свои навыки, улучшали их и обменивались опытом. Чем лучше они водят машину – тем безопаснее и ситуация на дороге, да и пассажиры лучше себя чувствуют», – отметил он.
Кирилл Московских уверенно прошёл все испытания площадки, но уже почти на финише задел несколько фишек. Мужчина восемь лет работает в такси, а в конкурсе участвует четвёртый раз.
«Самое трудное – удержать стакан на голове, – смеется Кирилл. – Водителем такси работать не сложно, просто не каждому это дано. Всё зависит от городских условий, дорог и пассажиров. Многие не могут работать из‑за буйных пассажиров, но тут нужно найти правильный подход к каждому. Много конфликтных ситуаций возникает ночью, поэтому новичкам лучше первое время работать днём».
По словам Кирилла, все пассажиры разные: кто‑то болтает о своей жизни, кто‑то жалуется на проблемы, а некоторые, наоборот, много спрашивают водителя о его жизни.
«Я в основном молчу, если нет темы, вопросами не донимаю. За несколько лет работы разное бывало. Приезжаю на место, а девушка после хорошего вечера, садится ко мне в машину и начинает плакать в жилетку, жаловаться. Некоторые пассажиры в машине засыпали – пытаешься их разбудить, а никак не получается. У меня следующий заказ, нужно как‑то высадить человека, да так, чтоб не навредить. И вот сидишь уговариваешь его, потом до дома доводишь. Всякое бывало», – рассказал Кирилл.
После того как все участники прошли испытания, пришло время подводить итоги. Третье место занял Денис Великий, второе – Василий Водяницкий,ну а победителем регионального этапа признали Виталия Погорельцева. Все они получили денежные сертификаты на 5, 10 и 15 тысяч рублей соответственно.
Кроме того, лучшим знатоком истории Белгородской области и маршрутов к достопримечательностям стала Маргарита Исаева, она набрала 24 из 30 баллов. Еще пять участников сдали экзамен по ПДД с максимальным результатом – 20 баллов.
Финал конкурса «Лучший водитель такси в России – 2022» пройдёт в мае следующего года. Дату и место проведения объявят в октябре.
Маргарита Грачёва