Потому что есть «Алёшка» у тебя. Как одна идея спасла белгородскую кондитерскую фабрику
«БелПресса» побывала в производственных цехах и узнала, кто делает известный шоколад и есть ли он в свободной продаже
-
Статья
-
Статья
История с шоколадом «Алёшка» претендует на то, чтобы войти в учебники по маркетингу, рекламе и антикризисному управлению. Ещё весной компания-производитель считала за счастье удержаться на плаву, а в августе телефон отдела продаж разрывается от желающих купить шоколад, который подарили самому президенту Владимиру Путину. Такая у этой истории блестящая обёртка. Мы развернули её и заглянули внутрь.
Алёшка
Историю с реальным Алёшкой знает вся Россия. Мальчику восемь лет, он живёт в посёлке Весёлая Лопань. Когда колонны российской техники шли на Украину, Алёша Павличенко встречал их воинским приветствием. В ответ солдаты подарили ему шлем танкиста.
Алёшка в шлеме и стал прототипом героя, попавшего на обёртку шоколада. Первую партию изделий выпустили в конце мая и развезли военным в госпиталях и на передовую.
«Сразу предупрежу: шоколад нельзя купить в магазине. Хотя, уверен, он бы пользовался популярностью», – написал тогда в своём телеграм-канале Вячеслав Гладков, чем привлёк внимание к продукту.
Позже, в августе, губернатор подарил шоколад президенту, чем ещё сильнее укрепил интерес уже не только к самому лакомству, но и к производителю.
Производитель
Производственный цех, где делают «Алёшку, находятся на окраине Старого Оскола, принадлежит он компании «Фотон». 16 августа экскурсию по производству для журналистов провёл менеджер Виктор Спицын – человек, которому и пришла мысль выпускать шоколад с Алёшкой на этикетке.
Он рассказал, что «Фотон» на рынке уже несколько лет. Компания занималась оптовыми продажами напитков, кондитерских изделий, бакалеи, пива и других продуктов питания. Также кондитеры вручную изготавливали сувенирные шоколадные фигурки в небольших количествах. С началом спецоперации, когда иностранные производители один за другим стали уходить с российского рынка, дела у «Фотона» стали плохи.
«У нас упали продажи соков, колы, иностранного пива, пошли перебои сразу после начала спецоперации. Причём резко: то одного нет, то другого, – добавила управляющий директор «Фотона» Татьяна Сухарева. – В процентном соотношении на сколько упали продажи, я вам не скажу, мы же держались».
Виктор Спицын поддержал коллегу:
«Но видели, что надо что‑то делать».
— Вы быстро сообразили что Алёшка – это ваш шанс?
— Это действительно так, чтобы выжить, надо же как‑то зарабатывать. Ну и Алёшка тронул за душу, захотели поддержать его в благородном порыве, – ответил он.
Начало
Старт был стремительным и сложным. Если вкратце, то сняли малюсенькое помещение в Губкине, выработали пробную партию, отправили её на сертификацию, получили декларацию соответствия и разрешение правообладателя названия «Алёшка». Для картинки за основу взяли фото из интернета, а дизайнер в типографии его доработал.
— Вы являетесь владельцем товарного знака «Алёшка»?
— Нет. Правообладателем является организация, которая занимается патентированием товаров. Мы взяли у них письменное разрешение на использование названия «Алёшка», – пояснил менеджер.
В конце мая первую партию отдали в благотворительные организации, которые раздали шоколад военным, отвезли в приграничные районы и ЛДНР. Шоколад стал пользоваться спросом, и в «Фотоне» приняли решение расширяться.
«Мы купили более производительное оборудование и в начале августа переехали в новый цех в Старом Осколе, у нас тут оптовая база продуктов питания, которая и реализует этот шоколад. Это наше помещение, которое мы строили не один год, – продолжает Виктор Спицын. – Оборудование пока б/у, новое очень дорогое. Мы нашли его через Интернет. Сейчас многие фабрики сокращают производство, а мы наоборот расширились».
Если в старом цехе в темперирующую машину, где плавится шоколадная масса, загружали за раз 40 кг и в смену делали 400–700 плиток шоколада, то в новую входит 250 кг. Теперь за смену цех выпускает 3–4 тыс. плиток.
Шоколад по классической рецептуре
Начинается всё с сырья. Куски шоколадной массы загружают в машину, где происходит нагрев и топление. Затем шоколад поступает на термическую машину, и массу доводят до определённой температуры. Очень важно её выдержать. После шоколад разливают в формы и ставят на вибростол, где происходит его усадка. Далее формы загружают на стеллажи и отправляют в охлаждающий шкаф. Там при восьми градусах он остывает и через полтора-два часа готов к упаковке. Собственно всё.
— Сейчас на российском рынке возникли сложности с поставками какао-бобов. Вы где берёте сырьё?
— Мы используем готовую шоколадную массу, а какао-бобы это уже не наш вопрос, мы с ним не сталкиваемся. У нас проверенные поставщики, которые никогда не подводили. Сейчас многие кондитерские производства делают шоколадные смеси по индивидуальному заказу. Мы закупаем в Воронеже, Белгороде, Курске. Все секреты мы раскрыть не можем, сами понимаете, есть конкуренция, – признался менеджер, добавляя, что трудностей с сырьём пока не возникало, в том числе и потому, что цех пока закупает достаточно небольшие объёмы.
После Путина
Представители компании говорят: после того как «Алёшку» подарили президенту, у них нет отбоя от желающих купить шоколад.
«Такого мы не ожидали, уже сердце в пятки, – говорит Виктор Спицын.
Тем не менее объёмы пока увеличивать не планируют, но в ассортименте ещё появились вафельные конфеты «Алёшка».
«Всё по спросу. Сейчас занимаемся конфеткой, только-только запускаем. Когда поставим на поток, будем думать что‑то новое», – продолжила Татьяна Сухарева.
По её словам, открытие шоколадного цеха дало компании узнаваемость, появились заявки и на другие товары. По их подсчётам, вложения в цех должны окупиться года за полтора.
— Как вы думаете, популярность Алёшки за это время не упадёт?
— Да всё может быть. Мы потому и предлагаем всем потенциальным клиентам шоколад с индивидуальной этикеткой. Наш цех позволяет выпускать маленькие партии, – отвечает он.
— И самое интересное, продаётся ли шоколад в рознице?
— Да, в старооскольских магазинах, с которыми мы сотрудничаем, на основании договоров поставки уже долгое время. Например, в магазинах сети «Фермер», в продуктовом магазине микрорайона Олимпийского и в других магазинах. Мы только начали продавать его в розницу.
Ирина Дудка