Новый стандарт качества. Как развивается строительная отрасль Белгородской области
В преддверии профессионального праздника строителей «Белгородские известия» побеседовали с вице-губернатором по строительству Владимиром Базаровым
-
Статья
-
Статья
Владимир Базаров рассказал о преодолении весеннего кризиса в строительстве, о способах снизить цены на жильё и компромиссе между озеленением и застройкой городских пространств.
Хороший результат
— Владимир Васильевич, несмотря на разгар строительного сезона, в День строителя принято подводить промежуточные итоги. И строителей, и всех, кого так или иначе касается отрасль, сейчас интересует, удалось ли справиться с последствиями весеннего кризиса?
— Своего рода турбулентность в отрасли появилась с самого начала года. Был резкий взлёт цен на стройматериалы. С началом СВО стало ещё больше неизвестных слагаемых. Но тут надо сказать прямо: федеральное правительство во главе с руководящим отраслью вице-премьером Маратом Хуснуллиным очень оперативно сработало, внеся огромное количество поправок в законы и нормативные акты. Эти меры позволили повысить авансовые платежи подрядчикам до 50 и даже 70 %. Появилась возможность оперативно изменять существенные условия контрактов, заключать соглашения с единственным поставщиком.
Мы очень быстро привели свою нормативную базу в соответствие с федеральными решениями и заплатили подрядчикам 3,5 млрд рублей авансовых платежей. Где‑то изменили сроки, где‑то стоимость контрактов. У нас в стадии строительства и капремонта находится 210 объектов, и ни один из них не затормозился, не остановился. Считаю, что это хороший результат.
Но я просто обязан сказать и хвалебные слова в адрес наших подрядчиков. В момент неопределённости они нам поверили, когда мы просили их продолжать спокойно работать. Все они остались на местах, дождались изменения в нормативную базу.
Благодаря всем этим факторам нам удалось достаточно безболезненно пройти весну. На мой взгляд, ситуация уже стабильнее. И мы, и подрядчики понимаем механизмы, по которым будем работать при возникновении той или иной неожиданной ситуации. Подрядчики спокойно ко всем этим обстоятельствам относятся, и по социальному строительству, например, у нас показатели по объёмам лучше, чем в прошлом году.
Считаю, что отрасль существенно не пострадала. Да, работаем более напряжённо, чем в прошлом году. Но все объекты будем сдавать. Каких‑то критических ситуаций из‑за геополитической или экономической ситуации у нас, к счастью, нет.
— А как при этом обстоит ситуация в жилищном строительстве, которое очень чувствительно к разного рода спадам и кризисам?
— В 2022 году мы должны ввести 1 млн 181 тыс. кв. м жилья, из которых 400 тыс. кв. м – жильё в многоквартирных домах, а остальное – в ИЖС. В прошлом году, напомню, мы ввели 1 млн 164 тыс. кв. м и 200 тыс. кв. м в многоквартирных домах.
Сейчас мы выполнили 39 % от годового плана. По темпам немного отстаём от прошлого года, но это временная ситуация. Мы точно всё выполним и введём всё, что запланировали. Во‑первых, всеми признано, и президент Владимир Путин об этом уже сказал, что строительство – один из драйверов выхода из текущей экономической ситуации. А во вторых, у нас в регионе реально есть потребность в новом жилье. Поэтому сейчас помогаем всем застройщикам буквально в ручном режиме, сопровождаем каждый проект.
Все застройщики работают. При этом мы серьёзно относимся к качеству. Сейчас каждый проект, каждый дом проходит через архитектурно-градостроительный совет во главе с губернатором. И там очень жёсткие требования к внешнему облику, к благоустройству. У нас формируется новый высокий стандарт качества жилья: в нём должны быть нулевые пороги, сквозные подъезды, колясочные – всё для реально комфортной жизни.
Выше предложение – меньше цена
— Дома, которые строятся, становятся реально другими? Насколько строители готовы к новым эстетическим требованиям, которые есть у людей, к уровню комфорта жилья?
— Наши застройщики точно готовы к новым вызовам. Например, недавно мы выезжали в Тюмень. Федеральное Министерство строительства нам подсказало, что там есть микрорайоны очень хорошего качества. Мы посмотрели их вместе. Меня порадовало, что многие застройщики потом сами снова туда отправились, изучили всё, и я уже видел отклики того, что мы посмотрели в Тюмени, в новых белгородских проектах. Все хотят делать лучше. Все готовы создавать конкуренцию в жилищном строительстве. И все готовы расширять предложение по жилью, которого нам не хватает. Всё это повлияет и на конечную стоимость. Потому что сегодня мы понимаем, что цена на квартиры точно может быть ниже.
— Цены на квартиры в Белгородской области – наболевший вопрос с многолетней историей. Появляется ли сейчас понимание, как можно всё‑таки повлиять на снижение цен?
— У нас есть достаточно высокий спрос на жильё в многоквартирных домах, и мы это понимаем. Даже сейчас, несмотря на все сложности и на то, что регион приграничный. Предложения по жилью по‑прежнему недостаточно. Уменьшить стоимость мы можем только увеличением предложения, что точно приведёт за собой повышение качества жилья одновременно со снижением его стоимости. Повторюсь, для этого мы каждого застройщика сопровождаем в ручном режиме, решаем все проблемы. И неважно, строит он один дом или целый микрорайон.
Мы открыты для предложений по новым проектам, внимательно отрабатываем каждую концепцию микрорайонов. На сегодня у нас уже согласованы концепции примерно на 1,7 млн кв. м жилья. То есть задел для застройщиков уже создан, и он достаточно большой.
— Многие читали новости об инфраструктурных бюджетных кредитах, которые получила Белгородская область на строительство новых микрорайонов. Как это будет работать и помогут ли они повлиять на цену?
— На ближайшие два года нам предоставили инфраструктурный бюджетный кредит 4,4 млрд рублей. Это деньги на два новых микрорайона: Жемчужина (в Юго-Западном районе) примерно на 600 тыс. кв. м и Московский (в районе Шагаровки) на 300 тыс. «квадратов». Деньги выделили на строительство инженерной, социальной инфраструктуры, на дороги, ливнёвки. Концепции новых микрорайонов уже защищены на архсовете. Это будет очень хорошее жильё со всей социальной инфраструктурой.
Деньги, которые выделены из бюджета, действительно должны повлиять на снижение конечной стоимости жилья, потому что застройщик избавляется от трат на инженерную инфраструктуру. Обе компании, которые будут операторами строительства в микрорайонах, принадлежат правительству Белгородской области. Это Дирекция Юго-Западного района и Фонд ИЖС. Да, можно спорить о том, что частные компании эффективно работают на рынке, но с точки зрения сохранения средств и достижения той самой цели – снижения конечной цены – нам важно, чтобы в этих проектах всё было максимально прозрачно.
Драйвер выхода из кризиса
— Многие города сталкиваются с тем, что строители работают на объём. Создана ли в Белгородской области некая нижняя черта по качеству проектов, которая отсекает возможность строительства устаревшего жилья, микрорайонов без детсадов и парковок, буквально неприглядных на вид домов и так далее?
— Такая черта теперь точно есть. Сейчас у нас очень эффективно работает архитектурно-градостроительный совет. И есть проекты, которые мы заворачиваем на доработку.
Мы понимаем, что фасады, которые смотрелись бы нормально 10 лет назад, сейчас неприемлемы. Нам хочется строить так, чтобы к нам ездили смотреть на качество реализованных проектов из других городов. Эстетически набор проектов, которые мы согласовали, очень хорош. Это микрорайоны, комфортные для жителей. Поработав с реально качественными проектами, теперь мы высокие требования предъявляем ко всем. Спрашиваем: «А где машино-места? А сколько их? А куда люди пойдут гулять? А где они будут работать? Удобно ли добираться до работы? Где будут учиться дети? Есть ли детские сады?» Если мы на эти вопросы не получаем ответов от проектировщиков и архитекторов, проект отклоняется. То есть те минимальные требования, которые нельзя нарушать, уже точно есть.
— Исторически сложилось, что в Белгородской области очень мощный комплекс производителей стройматериалов. Как они себя сейчас чувствуют? Не повлияли ли санкции?
— Да, наши предприятия выпускают очень большой спектр стройматериалов. За первые пять месяцев 2022 года Белгородская область — лидер в ЦФО по производству строительных материалов: мы выросли почти на 12 %. На этих предприятиях трудятся 7,3 тысячи человек.
Я много общался с руководителями и коллективами, и они отмечают, что при высоком уровне отгрузки предприятия сейчас загружены только на 60 % от своей мощности, то есть оставшиеся 40 % дают нам возможность существенного прироста даже без расширения производств и модернизации. Это очень позитивный фактор. Сейчас, когда актуально стало импортозамещение, многие застройщики переключились на отечественных производителей стройматериалов, в том числе и на белгородских. При этом наши предприятия работают не только на Белгородскую, но и на соседние области — это особенно радует.
Руководители предприятий говорят, что готовы к росту объёма заказов. Готовы работать в две и в три смены, загружать оборудование на полную. Я думаю, в ближайшее время заказов будет всё больше и больше. Как уже сказал, стройка официально объявлена драйвером выхода из кризисной ситуации в экономике.
Строить и содержать
— Дорожный комплекс тоже очень развит в Белгородской области. Наши дороги одни из лучших в России. Период массового строительства дорог завершён, что сейчас происходит с этими компаниями?
— Дорожники работают просто отлично. На протяжении последних лет мы остаёмся лучшими в стране по реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В начале этого года губернатор Вячеслав Гладков в очередной раз получил «Золотой каток» из рук вице-премьера Марата Хуснуллина.
Действительно, каркас основных дорог в Белгородской области уже построен. Но сейчас у нас есть огромный запрос у жителей на строительство и ремонт маленьких дорог в сёлах, различных проездов. Плюс, пока мы активно строили дороги, упустили своевременность выполнения капремонта по многим уже построенным участкам. Например, по трассе из Белгорода дорога перед Старым Осколом очевидно требовала капремонта два-три года назад. А мы его запланировали только на 2023-й.
Мы не отказываемся от строительства дорог, развязок, но постепенно переходим к их тщательному содержанию, к использованию лучших материалов. Сегодня мы работаем над увеличением гарантийного срока.
В области сложилась очень хорошая ситуация, когда те, кто строит дороги, их же и обслуживает. Это избавляет от случаев, когда подрядчик построил дорогу некачественно и ему нет дела, что с ней потом будет. То есть наши компании сейчас изначально заинтересованы в том, чтобы всё было сделано с наилучшим качеством.
В целом дорожники чувствуют себя хорошо. Есть ряд крупных компаний, которые выходят на федеральный уровень, работают в других регионах, в том числе в Крыму. У них достаточно мощностей. Действительно, в начале года был скачок цен на битум и щебень. Но увеличенным авансированием мы с этой ситуацией успешно справились. Сейчас всё хорошо!
— И в заключение: что бы вы хотели сказать всем строителям Белгородской области? Что можно пожелать всей отрасли прямо сейчас?
— Люди в Белгородской области — настоящие труженики. В любой отрасли, куда ни посмотри. Металлургия, сельское хозяйство и, конечно же, строительство. С точки зрения профессиональных вызовов очень хочется, чтобы сейчас все отрасли подталкивали друг друга на новые свершения.
А для строителей, в частности, хочется пожелать видеть результаты своего труда — готовые объекты, которые нужны людям. Будь то социальные учреждения, жильё или производство. Поэтому я прежде всего хочу пожелать строить то, что радует людей. Это миссия строителей. Это лучшая награда: видеть, что твоя работа востребована и по достоинству оценена всеми, для кого ты трудишься.
Беседовал Сергей Шевченко