Что удивительного можно увидеть в сельском школьном музее в Белгородском районе
Экскурсию для «Белгородских известий» провели ученики и педагоги школы села Крутой Лог
-
Статья
-
Статья
Школа в селе Крутой Лог Белгородского района знаменита своим архитектурным обликом, подходом к использованию внутреннего пространства. Необычную форму здесь сумели наполнить интересным содержанием. А школьный музей не просто место, где хранятся экспонаты, – в нём по крупицам собрана целая летопись родного края.
Ближе к истокам
В роли почётных гостей, для которых провели одну из первых экскурсий по музею основной общеобразовательной школы села Крутой Лог, неожиданно оказались мы с фотографом Павлом Колядиным. Вот такой сюрприз подготовили для нас школьники и педагоги. Итак, мы заходим в музей и сразу же погружаемся в историю.
«Село Крутой Лог образовалось в середине XVI века путём слияния крестьянских хуторов, расположенных по крутым балкам. Пересечённость местности оврагами дала название поселению. Большинство домов представляло собой землянки. Жители села пахали землю деревянными сохами, сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Женщины пряли, ткали, шили одежду. Мужчины заготавливали лыко, плели лапти, корзины», ‒ начинает рассказ одна из учениц, а я словно вижу перед собой крутые склоны балок, простенькие жилища и людей, живущих трудом.
Окунуться в эпоху помогают предметы быта того времени, но главное, от чего просто невозможно оторвать взгляд, – русский народный женский костюм: юбка, свадебная рубаха и корсет жительницы Введенской Готни Грайворонского уезда Елены Михайловны Шершнёвой, родившейся в 1883 году.
«Этот костюм нам передала жительница нашего села, правнучка Елены Шершнёвой ‒ Лилия Викторовна Копылова. Сохранила эту вещь её мама, она же и рассказала, что эта рубаха была именно свадебной. Интересно, что сначала костюм активно носили: Лилия Викторовна выступала в нём на концертах. А хранили его в сундуке, тоже доставшемся от прабабушки. Судя по шитью, костюм был праздничный. По словам специалистов – работников Центра народной культуры Введенской Готни, это единственный сохранившийся подлинный костюм той эпохи», ‒ поясняет руководитель школьного музея Ирина Тарасенко.
Экскурсия тем временем продолжается: один век сменяет другой, жители села развивают промыслы и громко заявляют о себе: крутоложские дуги для упряжек лошадей продаются в Иркутске, Барнауле и даже в Финляндии. Потом появляются ветряные мельницы и кустарные кирпичные заводы, численность населения возрастает до 2,5 тыс. человек. А в начале XIX века на пожертвования жителей возводят церковь Рождества Христова.
«О героях былых времён»
А время бежит, и на пороге уже коллективизация, а потом – тяжёлая поступь Великой Отечественной. Этой странице в истории малой родины в школьном музее отведено, пожалуй, большинство экспонатов. Остатки разорвавшихся снарядов, средства радиосвязи, армейская форма, каски и фляжки, фотографии наших бойцов, архивные документы и фронтовые письма здесь хранят с особым трепетом.
«Милая Катя, милая Ларочка, Вова и малюсенькая Лилечка! Я жив-здоров, самочувствие хорошее. Эти строки пишу вам в уютном душистом шалаше из акации. Погода прекрасная, слегка доносится лёгкий ветерок, и я чувствую шорох твоего, Катя, платья и как будто слышу твою лёгкую походку к нашему родному крылечку. Эти воспоминания принесли мне сейчас столько родного, тёплого…» ‒ зачитывает одно из фронтовых посланий юный экскурсовод, а у меня к горлу подкатывает ком. Всё‑таки русский солдат всегда отличался несгибаемой силой духа.
Ещё одно письмо с фронта написано в стихах, и его юнармеец читает наизусть, без единой запинки. Автор послания – 19-летний солдат, так и не успевший создать свою семью, но очень любивший детей. Именно поэтому мать бойца и передала письмо в школу.
Дальше следует рассказ о подвиге батальона Андрея Бельгина. 5 июля 1943 года Крутой Лог оказался в центре сражения с фашистами 78-й гвардейской стрелковой дивизии. Противник вклинился в нашу оборону, и село было оккупировано, жилые постройки уничтожены, а оставшиеся в живых жители прятались в землянках.
«Поздно вечером 5 июля 3-й гвардейский стрелковый батальон в составе 214-го гвардейского стрелкового полка 73-й гвардейской армии получил приказ до утра занять оборону в районе расположенного южнее Белгорода селения Крутой Лог. Шли ночью. Несли на себе ружья, комплект боеприпасов. Командир 3-го батальона капитан Андрей Бельгин поторапливал командиров рот, с тревогой посматривал на часы. Он знал, что утром на участке Крутого Лога враг нанесёт удар», ‒ рассказывают школьники.
Против обороны батальона Бельгина немцы сосредоточили 50 танков, 10 самоходных орудий, полк пехоты, а в балке у села Крутой Лог – ещё 70 танков. В этом бою гвардейцы совершили массовый подвиг. Андрею Бельгину, Ивану Ильясову и Сергею Зорину Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года посмертно присвоили звания Героев Советского Союза. Памятник гвардейцам установили рядом с дорогой, ведущей на Шебекино.
В боях за Крутой Лог героически погиб и рядовой Евгений Молчанов, тоже посмертно получивший звание Героя Советского Союза. Будучи раненым, он остался на поле боя, а потом подорвал себя гранатой вместе с фашистами. Его останки захоронены в братской могиле в сквере возле старого здания школы. Там покоятся больше тысячи защитников села.
Красные следопыты
Дальше вслед за экскурсоводами мы переносимся в послевоенное время. «Забыть не имеем права!» ‒ решили тогда для себя юные жители села. В 1968 году на базе школы организовали историко-краеведческий клуб «Поиск». В него входили все ученики, они работали в секциях поиска, переписки и пропаганды под руководством директора восьмилетки Валентина Руденко. Вместе собирали сведения о солдатах, воевавших в боях за Крутой Лог. Сначала делали запросы в военкоматы, архивы и Министерство обороны, а потом решили обратиться за помощью к прессе, разослав письма в редакции газет по всей стране.
«Участников боя у села Крутой Лог в июле 1943 года, тех, кто знал кого‑нибудь из похороненных здесь солдат и офицеров, разыскивают «красные следопыты» из местной школы», – говорилось в посланиях.
Зов услышали, и в адрес следопытов посыпались письма от участников боёв, родственников погибших и без вести пропавших. Ветераны писали о подробностях боевых действий, присылали свои наградные листы, близкие погибших делились самым ценным ‒ письмами с фронта. В этих пожелтевших треугольниках не только слова любви и нежности, но и твёрдая уверенность в победе над врагом. Фонды музея хранят и тетради, исписанные рукой Валентина Руденко, с именами солдат, которых он находил.
Рядом, на стенде, лежат письмо от ветерана и конверт с пометкой: «жив». Не могу не прочитать это послание.
«Дорогие юные следопыты села Крутой Лог. 16 марта я прочитал в газете «Алтайская правда» заметку «Кто знал Кучерова, погибшего за Крутой лог». Я – Кучеров Данил Терентьевич, действительно участвовал в боях за ваше село и случайно остался живым. Вы делаете большое дело, за что я вам очень благодарен», ‒ написано в письме.
Обращаю внимание на неприметный с виду листок. На нём ‒ огромный список вдов, а рядом с каждой фамилией – данные о школьниках, которые помогали одиноким женщинам. Ловлю себя на мысли, что это и есть история, собранная по крупицам, а такие экспонаты без преувеличения на вес золота. А школьники добавляют, что на основе информации, найденной следопытами, была составлена книга Памяти, а в 1979 году открыт зал боевой славы.
Передать новому поколению
Историю самой школы рассказывает руководитель музея Ирина Тарасенко. Она коренная жительница села, выпускница учебного заведения, в которое вернулась преподавать и где трудится уже два десятка лет.
«Первой школой в нашем селе была церковно-приходская. Её открыли в 1906 году, тогда в ней было всего два класса. Размещалась она в ветхом маленьком здании, главным предметом для изучения был «Закон Божий». Через два года число учеников выросло до 150, их разместили в двух зданиях. В 1927-м детей было уже 240, а сама школа стала неполной средней. Одно из школьных зданий до сих пор сохранено. Это дом, в котором сейчас живут люди», ‒ сообщает Ирина Тарасенко, и мы сразу же решаем, что обязательно увидим его своими глазами и запечатлим для истории.
А пока продолжаем листать страницы местной летописи. Через четыре года учебное заведение преобразовали в семилетку. Во время войны из‑за оккупации школа не работала, но уже в 1947-м дети снова сели за парты. Через 10 лет школьники и педагоги переехали в новое здание, в котором учились и работали до лета 2021-го.
На музейных стендах – фотографии учителей ‒ ветеранов труда, директоров и выпускников школы разных лет, отчёты о школьной жизни. А ещё – первый школьный проектор, плёнки учебных фильмов, калькулятор, работавший от розетки, проигрыватель пластинок.
«Всё это хранилось в подвале старого здания школы. Когда мы переехали в новое, то обратились к жителям, и они нам приносили ещё экспонаты. И вот сейчас мы показываем то, что у нас получилось, а люди уже готовы пополнять наши фонды», ‒ подытоживает директор школы Оксана Рябчинская.
А Ирина Тарасенко добавляет:
«Мы собрали действительно огромнейший материал, и его раньше просто негде было выставить. Это жизненные истории людей, их портреты и письма, которые мы просто обязаны передать новому поколению».
На прощание педагоги показывают экспонат, который пока не увидишь на музейной выставке. Они разворачивают передо мной флаг Союза Советских Социалистических Республик. Алое полотнище с гербами 15 республик привезли в наши края из Калмыкии и передали в музей. Ему ещё предстоит занять своё место в экспозиции и стать частью летописи жизни целого села, в котором чтят и любят свою историю.
Елена Коржова