Солнце в траве. Как адонис раскрашивает белгородские степи жёлтым
«Белгородская правда» открывает рубрику, посвящённую природе нашего края
-
Статья
-
Статья
В ней мы будем публиковать рассказы о самых красивых и характерных диких цветах Белгородской области. Сегодня разговор пойдёт об адонисе.
Апрельский цвет
В конце апреля – начале мая этот цветок буквально зажигает проснувшиеся после зимы степные балки и меловые склоны Белогорья. Его можно встретить от Ямской степи (губкинский участок заповедника «Белогорье») до Ровеньского района. Адонис, горицвет, заячий мак, мохнатик, стародубка – всё это о многолетнем растении семейства лютиковых. Если повезёт, можно полюбоваться целым склоном, усеянным жёлтыми цветами. В нашем регионе распространены два их вида.
«В Белгородской области проходит граница ареала адониса весеннего. Севернее его нет, он характерен для лесостепной и степной зоны, – рассказывает ведущий научный сотрудник заповедника «Белогорье», доктор биологических наук Наталья Решетникова. – На юге региона растёт адонис волжский – он более редкий, цветы мельче. Адонис – очень эффектный цветок, как весеннее солнце».
От Афродиты и финикийцев
По древнегреческой легенде, Адонис – юноша необыкновенной красоты, которому отдала своё сердце сама богиня любви Афродита. Это не понравилось мужу богини – жестокому Аресу. Однажды, когда Адонис был на охоте, Арес напал на него в образе огромного злобного вепря и смертельно ранил. Безутешная Афродита вырастила из крови возлюбленного прекрасный цветок, который стал символом бессмертной любви.
Много веков античный миф, символизирующий природный круговорот жизни и смерти, вдохновлял поэтов, художников, скульпторов. Трагедию Адониса описал древнеримский поэт Овидий, к этой теме обращались деятели Возрождения, Шекспир и Лопе де Вега. На самом деле культ Адониса уходит ещё глубже – к древним финикийцам, которые считали его богом плодородия.
Но, как по нам, «горицвет» звучит ничуть не хуже – в невысоком и неярком весеннем травяном ковре цветок действительно словно горит. Помимо мифологического досье и бесспорной красоты этот многолетник может похвастаться и целебными свойствами – его применяют при лечении сердечных заболеваний.
Любят насекомые
Если он символизирует кровь, то почему жёлтый, спросите вы. Дело в том, что в границах античного мира – Средиземноморья и Северной Африки – всегда росли горицвет летний и его сородичи – горицвет осенний и пламенный. У них цветы красные, как будто кто‑то и вправду раскидал по траве капли крови. Красные адонисы растут и в Ставрополье, и на Северном Кавказе. А в Тибете и Монголии, например, можно встретить голубые, белые и сиреневые горицветы.
В лесостепной и степной зоне закрепились горицветы с крупными жёлтыми цветами. Просто так ничего не бывает. В наших климатических условиях, уверена Наталья Решетникова, первым весенним цветам – адонису, ветренице, мать-и-мачехе – выгодно быть ярко-жёлтыми. Этот цвет очень любят ранние насекомые, которые их опыляют.
Спасибо суркам… и не только
Как и любая природная зона, наши степные склоны – это целые сообщества видов. Растения и животные помогают друг другу выжить – иногда самым непредсказуемым образом. Вот и у адониса нашёлся свой покровитель.
«Считается, что сама степь образовалась благодаря большим стадам крупных травоядных – зубров, бизонов, туров. И для многих степных растений необходим выпас скота, – говорит Решетникова. – А адонис чаще и больше растёт там, по моим наблюдениям, где много сурков и других роющих землю животных, где есть нарушения почвы. В густом травостое он не так хорошо возобновляется».
Цветок равновесия
Горицвет уже много веков соседствует с человеком, который, на самом деле, тоже часть природного взаимодействия. В Ямской степи наши предки веками косили траву, а сегодня – это единственный участок первозданной степи, сохранившийся в Европе. Тот же адонис достаточно хорошо выдерживает выпас скота. Даже сегодня равновесие с природой можно сохранить. Главное – не перейти черту и не погубить сокровище, которое мы сами иногда не осознаём.
«Для белгородцев травы на меловых склонах – дело привычное. Но на самом деле это нечто потрясающее, растения на прогретом мелу накапливают в себе массу лекарственных веществ, в том числе эфирных масел, – подытоживает Наталья Решетникова. – Не зря же раньше считалось целебным молоко от коров, пасущихся в степи, мёд со степного разнотравья. Здесь даже дышится по‑другому. Белгородские склоны в этом отношении не изучены, но по целебному воздействию могут быть сопоставимы с Крымом».
Адонис растёт именно на таких степных склонах. Оберегая его, мы одновременно сохраняем древние природные сообщества.
Михаил Колосов