Сделано аланами. Откуда в музее Волоконовки экспонат с тысячелетней историей
«Белгородская правда» рассказывает историю тигеля сыродутного горна для выплавки металла, который сделали в VIII–X столетии нашей эры
-
Статья
-
Статья
Тигель нащли в начале 1980 годов в селе Ютановка. Такие приспособления использовали в своём производстве древние ираноязычные кочевые племена аланы, жившие когда‑то в наших краях. Много лет тигель как экспонат хранится в Волоконовском районном краеведческом музее.
Пламенный привет
Старинная колбообразная печь из глины и песка давно потрескалась и, скорее всего, немного деформировалась за тысячу с лишним лет, но по‑прежнему представляет цельную конструкцию, в которую на первый взгляд хоть сейчас размещай горные породы и поджигай.
Какие связующие вещества использовали аланы при изготовлении орудия труда для того, чтобы он не рассыпался и выдерживал высокие температуры, осталось тайной, однако уникальный тигель продолжает стойко переносить ход времени и передаёт нам пламенный, хоть и заметно остывший привет из глубины веков.
«В 1982 году в Ютановке учитель истории Волоконовской средней школы № 1 Анатолий Григорьевич Николаенко и созданная им подростковая краеведческая группа «Алан» раскопали здесь 21 подобный тигель, позже найдены ещё три, – посвящает в детали находок директор музея Дарья Сибилева. – Более того, юные археологи обнаружили целое поселение, датируемое VIII–X веками, – древний город Арса, где жили народы – переселенцы из Северного Кавказа, профессионально занимавшиеся гончарством и выплавкой металлов. Группа тогда извлекла наружу и керамические мастерские, и ямы с останками животных, частицами железной руды, служившие жертвенниками, и места производственных отходов, и женские украшения – всего около 90 памятников салтово-маяцкой культуры».
Дарья Александровна показывает схематический раскоп, где проводились археологические работы под руководством Анатолия Николаенко, с уменьшенными копиями жертвенных ям и мастерских. Тигли устанавливали именно в них.
«В земле делали углубление, куда опускали тигель, по бокам прорезали дырки, в которые вставляли обмазанные глиной камышовые трубочки, внутрь помещали древесный уголь, железную руду и поджигали, – рассказывает директор музея. – Воздух нагнетали по трубочкам, а чтобы добиться ещё большей температуры, тигель обсыпали песком. Процесс выплавки занимал до десяти часов. Готовый продукт отдавали кузнецу, и тот уже изготавливал орудия труда».
«Алан»: перезагрузка»
На месте прежних раскопок установлены информационные стенды, повествующие об Анатолии Григорьевиче и его группе. Впрочем, дело Николаенко продолжил Александр Васильевич Степовой: со студентами Ютановского агромеханического техникума он находит предметы древности – стенки тиглей, куски шлака и глиняной посуды – и приносит их в музей.
«В 2020 году мы успешно защитили проект «Алан»: перезагрузка» по созданию молодёжной археологической группы и выиграли президентский грант, что позволило возобновить исследовательскую работу, – говорит Дарья Александровна. – Александр Васильевич со своими помощниками до сих пор занимается на том самом поле».
Руководитель музея признаётся: идея возродить в районе кружковую археологическую деятельность возникла после одной экскурсии. Некоторые посетители, услышав историю о тигле, сообщили, что тоже были в составе группы Анатолия Николаенко и участвовали в знаменитых раскопках.
«Они вспоминали, как нашли в земле меч, как фотографировались с ним, и рассказывали об этом с таким воодушевлением, что сомнений у нас не осталось: кружок воссоздать нужно, – делится впечатлениями Дарья Сибилева. – А с какими эмоциями говорит о находках Александр Васильевич! Казалось бы, камешки, а для него – целая жизнь».
Многие из обнаруженных в 1982 году тиглей оказались разрушенными, и лишь несколько экспонатов добрались до наших дней в хорошем состоянии. Интересно, сколько веков ещё простоит в волоконовском музее прочная конструкция – первый примитивный аналог современного горно-обогатительного комбината?
«Кстати, с большой вероятностью можно утверждать, что Ютановка является местом зарождения металлургии на Белгородчине, – делает вывод Сибилева. – Именно здесь всё началось и развивалось. По крайней мере, других данных нет».
Владимир Писахов