Завеска, кичка и кирсет. Как народный мастер из Корочи воссоздаёт костюмы наших предков
«Белгородская правда» приглашает в дом Натальи Лукавской
-
Статья
-
Статья
Едва мы входим к Наталье Лукавской, наш взгляд притягивают картины на стенах. Египетское божество, средневековый замок Каркассон, классический натюрморт с фруктами и корзиной – поясняя сюжеты, Наталья Петровна признаётся, что живопись остаётся для неё любимым занятием с детства.
Маки на распашонке
С тех самых пор, когда увидела она на большом экране знаменитый советский мультфильм «Конёк-горбунок» 1947 года выпуска:
«Мне очень понравились декорации, костюмы героев, – вспоминает Наталья Лукавская. – После этого мультфильма я стала много рисовать – по‑детски, как умела, будто иллюстрации к книжке».
Тогда, в конце 1950-х годов, она жила с родителями в Якутске. А вообще поездить по стране семье пришлось немало: папа, Пётр Андреевич, был военнослужащим. При этом он играл на музыкальных инструментах, владел несколькими языками, умел танцевать вальсы и учил этому своих детей. А мама, Мария Никитична, рано выучилась шить, рукодельничала. Вышитые ею подзоры для кровати, уголки на тумбочки создавали уют в доме. Глядя на неё, Наталья училась держать в руках нитку с иголкой. Уже в 6 лет сшила распашонку для куклы и украсила её вышивкой – красными маками.
Так и переплелись в её творческой судьбе живопись и рукоделие, Литва и Якутия, Карелия и Белгородский край.
В школьные годы рисовала декорации для самодеятельного театра, шила костюмы подружкам на новогодние маскарады. А после 8-го класса, в 14 лет, поступила в Петрозаводское педучилище на художественно-графическое отделение.
«Я вовсе не мечтала стать учителем, – признаётся Наталья Петровна. – Но в городе не было других учебных заведений с художественным уклоном».
Работа для художника
В Корочу, на родину мамы, она впервые приехала ещё школьницей – на каникулы в начале 1960-х. Вспоминает, какой тогда это был невзрачный городок с пыльными грунтовыми дорогами. В 1975-м Наталья Петровна перебралась сюда насовсем. И своим творчеством стала украшать Корочу: устроилась оформителем в районную художественную мастерскую. Сколько Дедов Морозов, Снегурочек, Снеговиков нарисовали они вместе с мужем для праздничного оформления Корочанского района – и не сосчитать. Работы хватало круглый год, даже на дом приходилось брать.
Новой страницей в жизни художницы стала работа методистом в районном отделе культуры. Тогда Наталья Петровна много ездила по корочанским сёлам, детально изучая народные костюмы. В сундуках у старушек порой хранились оригинальные, выполненные вручную юбки, понёвы, рубахи. Наталья Лукавская снимала с этих реликвий мерки, описывала узоры, вышивку.
«Корочанский район неоднороден по костюмам, – объясняет она. – Юбочный комплекс распространён больше на севере и востоке района, но встречается и западнее, в Заячьем, например. А понёва (домотканая шерстяная юбка из нескольких полотнищ в клетку или полоску – прим. ред.) – больше к югу, в сторону Шебекино, как и сарафан, который бытовал в селе Алексеевке.
Очень интересен костюм села Бубново, который мастерица воссоздала полностью:
«Он представляет из себя юбочный комплекс с фартуком, с жилетом (его называли «кирсет»), поясом, рогатой кичкой (старинный головной убор – прим. ред.), платком. Отличительная черта бубновского костюма – геометрический или растительно-геометрический узор».
Модели для народного костюма
Приходилось и самой на праздники примерять традиционный народный костюм:
«Хоть понёвный, хоть сарафанный комплекс выполнялись из натуральных тканей, а значит, они приятны к телу, в носке, – улыбается Наталья Лукавская. – В то же время народный костюм многослойный, объёмный, в нём жарко. Но самоощущение меняется, сразу окунаешься в прошлые века. Я люблю старину, люблю старинный костюм».
Воссоздание каждого наряда в натуральном размере – дело очень дорогостоящее. А потому Наталья Петровна стала изготавливать кукол и шить для них юбки, понёвы, сарафаны, рубахи с вышивкой, стараясь в каждой детали следовать оригиналу. Таких кукол с радостью приобретали корочанские школы – чтобы наглядно знакомить детвору с народными традициями.
Из полусотни выполненных кукол на память мастерица оставила себе одну и с готовностью объясняет нам суть костюма:
«Это понёвный комплекс. Вообще понёва считается шебекинским костюмом, но у нас тоже встречается. Люди ведь переселялись, девушки выходили замуж в другие сёла, так происходило смешение традиций. Фартук в этом костюме назывался завеской, а рубаха – «станок». Вышивка на рубахах чаще всего была красно-чёрная или белая по белому, ажурная – называлась интересно: «стяги». Пояс чаще красный или зелёный. Этот наряд долго бытовал, преимущественно в сёлах».
Костюм для наших предков был не просто одеждой, поясняет Наталья Лукавская. Он словно дом, крепость. Чтобы быть защищённым от внешней среды, от нечисти и злых сил, все отверстия – рукава, горловину, поддел – вышивали узором с особым символическим значением. Роль оберега выполнял и пояс. Костюмы в семье передавали из поколения в поколение.
Родной город
Вот так, изучая традиции корочанских сёл, Наталья Петровна постепенно словно врастала корнями в эту землю. Хотя, признаётся, долго скучала по Карелии, по её неповторимой природе. Родилась она в литовском Шауляе, но именно Петрозаводск – город её юности, надежд. Там остались друзья, однокурсники. И всё же теперь художница называет Корочу родной, с радостью замечая, как похорошел город за минувшие полвека.
Незримой нитью, связывающей Наталью Лукавскую с Петрозаводском, стала педагогика. Не случайно, видимо, судьба привела её тогда в педучилище. В Корочанском доме ремёсел народный мастер Белгородской области начала вести занятия по декоративно-прикладному творчеству для детей и взрослых. Успехи подопечных – от школьников до пенсионеров – стали её радостью.
«Приходят женщины заниматься, поначалу говорят: ой, у нас ничего не получится, – с улыбкой говорит Наталья Петровна. – А потом, когда держат выполненную своими руками декоративную поделку, удивляются: мол, неужели это мы сделали?»
В каждой женщине, убеждена она, генетически заложена потребность рукодельничать – шить, вязать, вышивать. Так же, как в каждом ребёнке есть творческое начало:
«Хорошо, когда рядом есть взрослые, которые помогут развиваться в этом направлении».
Ей самой в жизни повезло с такими людьми, которые не дали погаснуть художественной искорке. А теперь она стала таким проводником в мир творчества.
Правда, в прошлом году Наталья Петровна решила уйти на заслуженный отдых. Но, видимо, отдых – не для неё. Совсем недавно, в феврале нынешнего года, мастерица вернулась на работу в районный Дом ремёсел. Вновь занимается с детьми – руководит студией изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Соскучилась по работе, по коллегам, которые не раз звали её назад. И по ученикам, конечно.
Нелля Калиева