Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 мая 2022,  15:30

Живой музей былой природы. Ученица из Бирюча Анна Пашенко изучает флору родного края

«Белгородская правда», рассказывает, откуда в Красногвардейском районе растения времён ледникового периода

Живой музей былой природы. Ученица из Бирюча Анна Пашенко изучает флору родного краяАнна ПашенкоФото: Олег Гончаренко
  • Статья
  • Статья

Сколько дикорастущих растений вы назовёте? Спорим, что на третьем десятке большинство остановится. А вот в научно-исследовательской работе одиннадцатиклассницы Бирюченской школы Анны Пашенко их более 180. И каждое нужно было определить, сфотографировать, а затем описать.

Два года школьница вместе с преподавателем химии и биологии Татьяной Синепуповой изучала флору Красногвардейского района. Материал для исследования оказался не только познавательным, но и настолько красочным и интересным, что лёг в основу цветного глянцевого издания – «Путешествие по степным участкам Красногвардейского района». Так называется книга, авторами которой стали ученица и учитель.

Ботаническая аномалия

«Видите, какая красота. Это особенный цветок – проломник Козо-Полянского, он растёт только в восточной части области. Многие удивляются: живут здесь и никогда таких растений не видели», – рассказывают Аня Пашенко и Татьяна Синепупова, листая страницы книги.

Многое и для них самих стало откровением, ведь настолько тщательное исследование растительности и флористического состава местных степных участков вряд ли кто‑то ещё проводил.

«С апреля по ноябрь мы выезжали на меловые отложения каждые две недели, с такой цикличностью в природе проходит смена растительности. Помогло, что последние десять лет мы с учениками исследовали растительность степных участков, эту информацию тоже активно использовали в работе», – говорит Татьяна Викторовна.

 

Татьяна Синепупова и Анна Пашенко Татьяна Синепупова и Анна Пашенко / Фото: Олег Гончаренко

 

Попадались даже растения, которых ранее здесь вообще не находили. Сборник – определитель растений не всегда помогал, тогда обращались к выпускникам школы – биологам.

Потом Анна под руководством преподавателя характеризовала растения по роду, семейству, ареалу распространения, относила их к определённой экологической категории. И это было увлекательно, ведь растительность меловых отложений нередко называют живым музеем былой природы. Многие растения на выходах мела появились ещё во время оледенений и дожили до наших дней как живые ископаемые. Они родственны горным растениям Монголии, юга Сибири, Южного Урала и отчасти Средней Европы.

«Это не только растения, пришедшие с оставшихся островков степи, но и удивительные растения, сохранившиеся неизменными уже тысячи лет. Белгородская область является очень яркой иллюстрацией такой ботанической аномалии», – пишет Анна Пашенко в своей работе.

Виноваты ледники

Как вышло, что на белгородских меловых склонах смешались растения знойного юга и холодного севера?

«В третичный период здесь произрастали южные виды. Великое оледенение Русской равнины оттеснило в наши места, на возвышенные участки, не затронутые талыми ледниковыми водами, переселенцев из Сибири и Западной Европы, на место теплолюбивой пришла холодостойкая флора. После отступления ледника и потепления климата к нам устремились растения с юго-востока», – объясняет Аня многообразие растительности в Красногвардейском районе.

Исследовательская работа стала основой книги «Путешествие по степным участкам Красногвардейского района». Авторы её адаптировали, чтобы она стала доступна для понимания даже детям.

Заинтересованный читатель найдёт здесь яркие фотографии растений и животных, описание лекарственных и краснокнижных растений, практичес­кие советы по заготовке лекарственных трав, изготовлению лечебных травяных напитков, правила поведения на степных просторах и посвящённые родной природе проникновенные стихи выпускников школы – Дмитрия Пащенко, Татьяны Синепуповой.

 

Помогают экскурсии

Научно-исследовательскую работу Анна Пашенко представляла на региональном симпозиуме, где стала призёром. Она завоевала второе место на Всероссийском конкурсе изобретательских и творческих работ «Наука. Творчество. Духовность». Затем получила диплом за лучшую работу на Всероссийской онлайн-конференции «Научный потенциал – ХХI».

Подобные достижения для учеников Бирюченской школы не редкость. В 2006 году здесь организовали школьное научное общество «Малая академия наук». Через три года старшеклассница Мария Измайлова, которая тоже занималась под руководством Татьяны Синепуповой, победила в Российской научной конференции школьников.

«За эти годы девять моих учеников становились победителями всероссийских конкурсов», – говорит почётный работник общего образования РФ Татьяна Синепупова, награждённая за свою деятельность медалью «За вклад в развитие образования в России».

Многие эти работы носят ярко выраженную экологическую направленность и озабоченность развитием негативных процессов, которые влияют на растительный мир Красногвардейского района. Ученики Татьяны Викторовны составляли Красную книгу растений меловых обнажений района. Они рассматривали возможность восстановления степной растительности, мониторили её сохранность, изучали растительность дубравы. Каждая работа занимает не один год, потому как требует большой доказательной базы. Как педагогу удаётся увлечь учеников?

«Мы часто выезжаем с детьми на экс­курсии: я очень люблю природу, поэтому и стала учителем биологии. Когда вижу заинтересованность в ребёнке, который, как и я, восхищён красотой наших мест, то подхватываю это желание и начинаю с ним работать», – говорит учитель.

Лучшее место на земле

Одной из самых интересных она называет работу ученицы Полины Ямпольской о школьной учебно-производственной бригаде Бирюченской школы. Татьяне Синепуповой было что рассказать своей подопечной, ведь расцвет бригады пришёлся на её школьные годы. Полина оформила альбом и написала об этом книгу, которую можно найти в школьных библиотеках.

«В 1960–80-е годы на всесоюзном уровне Бирюченская школа была лучшей по постановке сельскохозяйственных опытов, за эти достижения её занесли в книгу почёта всероссийского конкурса. Школьная производственная бригада десять раз занимала призовые места на ВДНХ. На полях и пришкольном участке проводили опыты, результатами которых пользовались наши колхозы», – рассказывает Татьяна Викторовна.

Сегодня она руководит своим «Зелёным патрулём» – ребята участвуют в экологических субботниках: чистят лес, убирают территорию дендрария и посадок, сажают деревья, проводят акции «Покорми птиц зимой», «Помоги зоопарку», «Альтернативная ёлка не хуже настоящей», «Картон и бумага – это не мусор».

Десять лет назад школьники высадили сосенки на склонах близ Бирюча. И очень радовались, когда они принялись вопреки засушливой погоде.

«Перед Новым годом участники «Зелёного патруля» выезжали на склоны и подсчитали, сколько сосен срублено. Потом эту информацию сообщили сотрудникам лесхоза, которые приняли меры по охране наших зелёных красавиц», – рассказывает Анна.

Как оказалось, биология – лишь одно из увлечений идущей на медаль Анны Пашенко, занимающей призовые места в региональном конкурсе «Ученик года», победителя многочисленных фортепианных конкурсов и конкурсов чтецов.

Девушка собирается поступать в Российский институт театральных искусств. Но куда бы ни забросила её судьба, место, где она родилась и выросла, останется для неё лучшим на земле. И убедиться в этом ей, как и сотням других школьников, из года в год помогает скромный учитель биологии. 

Елена Мирошниченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×