Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 мая 2022,  13:07

Единственная солдатская. Почему шинель – редкий экспонат в военно-исторических музеях

Об этом «Белгородской правде» рассказал сотрудник музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» Максим Бирюков

Единственная солдатская. Почему шинель – редкий экспонат в военно-исторических музеяхФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Фонды музея-диорамы насчитывают почти 20 тысяч музейных предметов. Каждый из них хранит свою частичку истории огненных лет. Но мы сегодня пришли сюда ради одного музейного предмета. Он хранится в фондах под номером КП 760 и называется «Шинель солдатская периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. рядового Замского Арона Самсоновича».

На первый взгляд, типичный образец зимнего военного обмундирования. Но именно этим он уникален и интересен, утверждает заведующий отделом научно-экспозиционной и выставочной работы музея-диорамы.

Занашивали до дыр

«У нас это единственная шинель, которая принадлежала солдату Великой Отечественной войны именно в период боевых действий, – объясняет Максим Бирюков. – Для нашего музея она особенно ценна ещё потому, что Арон Замский – участник Курской битвы».

Вообще, говорит он, для военно-исторических музеев личная одежда и обувь солдат и офицеров времён войны – большая редкость. Потому что фронтовики, вернувшись домой, донашивали свои шинели, гимнастёрки, сапоги, кожаные ремни, причём донашивали, что называется, до последнего, пока вещь не приходила в негодность. Не каждый мог себе сразу приобрести гражданскую одежду, особенно в селе. Но наш сегодняшний герой – Арон Замский – после войны жил в городе Пушкин Ленинградской области. И, судя по сохранности шинели, если и надевал её в ту пору, то редко.

 

Арон Замский Арон Замский / Фото: фонды музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление»

 

Его имя наверняка знакомо всем, кто интересуется историей военной фотографии. Потому что Арон Самсонович не просто геройски сражался с фрицами. Практически всю Великую Отечественную он не расставался с фотоаппаратом, создал уникальную фотолетопись боевого пути родной 27-й отдельной гвардейской танковой бригады (до февраля 1943-го – 121-я отдельная танковая бригада).

Уроженец Могилёвской губернии, до войны Арон Замский успел окончить Московский дорожный техникум и поработать на стройках НКВД. Призван на фронт в первые дни Великой Отечественной. В составе своего подразделения Арон Самсонович воевал за Харьков и Сталинград, форсировал Днепр. 

«В боях с немецкими захватчиками показал себя смелым и мужественным воином», – говорится о Замском в наградном листе. Как подтверждение характеристики – медали «За оборону Сталинграда» и «За отвагу».

 

Летом 1943-го 27-я отдельная гвардейская танковая дивизия принимала участие в Курской битве на Корочанском направлении.

«Бригада в этот период подчинялась 7-й гвардейской армии, дислоцировалась в районе шебекинского села Вознесеновка», – говорит Максим Бирюков.

Победу Арон Замский встретил в Праге. Вернулся в Пушкин, где работал редактором местного радиовещания и газеты «Большевистское слово», киномехаником в школе. На заслуженный отдых ушёл в 1980-м.

 

Максим Бирюков Максим Бирюков / Фото: Павел Колядин

Собирали по всему Союзу

А в 1987 году, как известно, в Белгороде открылся музей-диорама.

«Наши сотрудники с самого начала стали вести активную кропотливую работу по комплектованию фондового собрания музея, – рассказывает Максим Юрьевич. – Ездили по многим городам бывшего Советского Союза, встречались с ветеранами, с родственниками фронтовиков».

Так, в 1990 году музейные работники поехали в Ленинградскую область к Арону Замскому, и он сам передал в дар свою шинель – об этом свидетельствует карточка научного описания. А также Арон Самсонович поделился с музеем частью своего бесценного фотоархива – эти снимки можно увидеть в музейных экспозициях.

 

 

История каждой вещи неотделима от судьбы человека, которому она принадлежала в годы войны. Однако эта шинель и сама по себе – интересный экземпляр. Уже потому, что красноармеец Замский прошёл всю войну в рядовом звании – это подтверждают и погоны. При этом двубортная шинель, судя по деталям кроя, офицерская.

«У офицерского и комсостава прорезные карманы на шинели закрыты клапаном, – поясняет разницу Бирюков. – У рядового состава – прорезной карман без клапана. Ещё одно отличие – пуговицы. Они в тот период были лишь у офицерских шинелей».

Вообще, форма одежды комсостава в течение войны несколько раз менялась. Конкретно эта шинель, вероятнее всего, пошита в начале 1943 года. На воротнике остались следы от петличек (знаки отличия до введения погон). Так или иначе, выдача военнослужащему обмундирования фиксировалась в документах (в том числе в книжке красноармейца). Хозяин нёс ответственность за форму и старался её беречь.

 

 

Поэтому можно утверждать, что офицерскую шинель красноармеец Замский, видимо, донашивал за кем‑то из комсостава:

«В конце Великой Отечественной такая практика существовала. Например, на фотоснимках 1944–45 годов можно видеть солдат в офицерских гимнастёрках».

Тут всё‑таки нужно пояснить разницу. В 1943 году, когда изменилась форма военной одежды, кроме погон были введены гимнастёрки для комсостава с нагрудными карманами. А для рядового состава шили гимнастёрки-бескарманки, они оказались не очень практичными – даже документы некуда положить. Поэтому, говорит специалист, в 1944-м солдатам официально разрешили донашивать за офицерами гимнастёрки (на портретном фотоснимке, кстати, Арон Замский именно в такой гимнастёрке – прим. авт.). С шинелью, видимо, тоже допускалось – по каким‑то причинам она пришла в негодность, её привели в порядок и передали кому‑то из рядовых.

 

Пока отдыхает

Арон Самсонович, получив обмундирование, решил носить его на солдатский манер – отпорол пуговицы и нашил петли с крючками. Уже в послевоенные годы на борта шинели вернулись пуговицы – причём, скорее всего, не родные.

Любопытная деталь – нагрудные вытачки. Можно предположить, что первоначально шинель была женской. Впрочем, такие вытачки могут быть всего лишь особенностью покроя.

Ещё одна особенность уникального экспоната – с внутренней стороны правого плеча в несколько слоёв нашиты куски немецкой плащ-палатки. Такой самодельной подушкой бойцы пытались смягчить трение ремня от винтовки или автомата, которые им постоянно приходилось носить на плече. Подобное уплотнение, хоть и поменьше, есть на левом плече шинели.

«Характерная расцветка говорит о том, что это именно трофейная плащ-палатка. Ткань очень устойчивая к износу, поэтому её использовали таким образом».

Единственная солдатская. Почему шинель – редкий экспонат в военно-исторических музеях - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Когда в фонды музея поступает предмет, специалисты фиксируют все возможные размеры, недочёты – порывы, загрязнения. Это необходимо для обеспечения полной сохранности будущего экспоната и своевременной реставрации. Шинель Арона Замского при поступлении подвергли деликатной, без применения химикатов, сухой чистке.

«Любой музейный предмет имеет свои сроки экспонирования, – рассказывает Максим Бирюков. – Например, шинель, в зависимости от состояния, можно экспонировать 4–6 месяцев. А затем возвращают в фондохранилище, чтобы она отдохнула».

Шинель Арона Замского отдыхает второй год – с того момента, как музей-диорама ушёл на капремонт. В фондохранилище она висит на специальных плечиках, усиленных тканевыми и бумажными подложками, защищена от излишнего воздействия света, пыли и моли – ведь выполнена из настоящего шинельного сукна.

В новой экспозиции, которая откроется в музее после капремонта, шинели Замского пока нет. Но посетители её ещё обязательно увидят, обещают специалисты диорамы. 

Нелля Калиева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×