Единственная солдатская. Почему шинель – редкий экспонат в военно-исторических музеях
Об этом «Белгородской правде» рассказал сотрудник музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» Максим Бирюков
-
Статья
-
Статья
Фонды музея-диорамы насчитывают почти 20 тысяч музейных предметов. Каждый из них хранит свою частичку истории огненных лет. Но мы сегодня пришли сюда ради одного музейного предмета. Он хранится в фондах под номером КП 760 и называется «Шинель солдатская периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. рядового Замского Арона Самсоновича».
На первый взгляд, типичный образец зимнего военного обмундирования. Но именно этим он уникален и интересен, утверждает заведующий отделом научно-экспозиционной и выставочной работы музея-диорамы.
Занашивали до дыр
«У нас это единственная шинель, которая принадлежала солдату Великой Отечественной войны именно в период боевых действий, – объясняет Максим Бирюков. – Для нашего музея она особенно ценна ещё потому, что Арон Замский – участник Курской битвы».
Вообще, говорит он, для военно-исторических музеев личная одежда и обувь солдат и офицеров времён войны – большая редкость. Потому что фронтовики, вернувшись домой, донашивали свои шинели, гимнастёрки, сапоги, кожаные ремни, причём донашивали, что называется, до последнего, пока вещь не приходила в негодность. Не каждый мог себе сразу приобрести гражданскую одежду, особенно в селе. Но наш сегодняшний герой – Арон Замский – после войны жил в городе Пушкин Ленинградской области. И, судя по сохранности шинели, если и надевал её в ту пору, то редко.
Его имя наверняка знакомо всем, кто интересуется историей военной фотографии. Потому что Арон Самсонович не просто геройски сражался с фрицами. Практически всю Великую Отечественную он не расставался с фотоаппаратом, создал уникальную фотолетопись боевого пути родной 27-й отдельной гвардейской танковой бригады (до февраля 1943-го – 121-я отдельная танковая бригада).
Уроженец Могилёвской губернии, до войны Арон Замский успел окончить Московский дорожный техникум и поработать на стройках НКВД. Призван на фронт в первые дни Великой Отечественной. В составе своего подразделения Арон Самсонович воевал за Харьков и Сталинград, форсировал Днепр.
«В боях с немецкими захватчиками показал себя смелым и мужественным воином», – говорится о Замском в наградном листе. Как подтверждение характеристики – медали «За оборону Сталинграда» и «За отвагу».
Летом 1943-го 27-я отдельная гвардейская танковая дивизия принимала участие в Курской битве на Корочанском направлении.
«Бригада в этот период подчинялась 7-й гвардейской армии, дислоцировалась в районе шебекинского села Вознесеновка», – говорит Максим Бирюков.
Победу Арон Замский встретил в Праге. Вернулся в Пушкин, где работал редактором местного радиовещания и газеты «Большевистское слово», киномехаником в школе. На заслуженный отдых ушёл в 1980-м.
Собирали по всему Союзу
А в 1987 году, как известно, в Белгороде открылся музей-диорама.
«Наши сотрудники с самого начала стали вести активную кропотливую работу по комплектованию фондового собрания музея, – рассказывает Максим Юрьевич. – Ездили по многим городам бывшего Советского Союза, встречались с ветеранами, с родственниками фронтовиков».
Так, в 1990 году музейные работники поехали в Ленинградскую область к Арону Замскому, и он сам передал в дар свою шинель – об этом свидетельствует карточка научного описания. А также Арон Самсонович поделился с музеем частью своего бесценного фотоархива – эти снимки можно увидеть в музейных экспозициях.
История каждой вещи неотделима от судьбы человека, которому она принадлежала в годы войны. Однако эта шинель и сама по себе – интересный экземпляр. Уже потому, что красноармеец Замский прошёл всю войну в рядовом звании – это подтверждают и погоны. При этом двубортная шинель, судя по деталям кроя, офицерская.
«У офицерского и комсостава прорезные карманы на шинели закрыты клапаном, – поясняет разницу Бирюков. – У рядового состава – прорезной карман без клапана. Ещё одно отличие – пуговицы. Они в тот период были лишь у офицерских шинелей».
Вообще, форма одежды комсостава в течение войны несколько раз менялась. Конкретно эта шинель, вероятнее всего, пошита в начале 1943 года. На воротнике остались следы от петличек (знаки отличия до введения погон). Так или иначе, выдача военнослужащему обмундирования фиксировалась в документах (в том числе в книжке красноармейца). Хозяин нёс ответственность за форму и старался её беречь.
Поэтому можно утверждать, что офицерскую шинель красноармеец Замский, видимо, донашивал за кем‑то из комсостава:
«В конце Великой Отечественной такая практика существовала. Например, на фотоснимках 1944–45 годов можно видеть солдат в офицерских гимнастёрках».
Тут всё‑таки нужно пояснить разницу. В 1943 году, когда изменилась форма военной одежды, кроме погон были введены гимнастёрки для комсостава с нагрудными карманами. А для рядового состава шили гимнастёрки-бескарманки, они оказались не очень практичными – даже документы некуда положить. Поэтому, говорит специалист, в 1944-м солдатам официально разрешили донашивать за офицерами гимнастёрки (на портретном фотоснимке, кстати, Арон Замский именно в такой гимнастёрке – прим. авт.). С шинелью, видимо, тоже допускалось – по каким‑то причинам она пришла в негодность, её привели в порядок и передали кому‑то из рядовых.
Пока отдыхает
Арон Самсонович, получив обмундирование, решил носить его на солдатский манер – отпорол пуговицы и нашил петли с крючками. Уже в послевоенные годы на борта шинели вернулись пуговицы – причём, скорее всего, не родные.
Любопытная деталь – нагрудные вытачки. Можно предположить, что первоначально шинель была женской. Впрочем, такие вытачки могут быть всего лишь особенностью покроя.
Ещё одна особенность уникального экспоната – с внутренней стороны правого плеча в несколько слоёв нашиты куски немецкой плащ-палатки. Такой самодельной подушкой бойцы пытались смягчить трение ремня от винтовки или автомата, которые им постоянно приходилось носить на плече. Подобное уплотнение, хоть и поменьше, есть на левом плече шинели.
«Характерная расцветка говорит о том, что это именно трофейная плащ-палатка. Ткань очень устойчивая к износу, поэтому её использовали таким образом».
Когда в фонды музея поступает предмет, специалисты фиксируют все возможные размеры, недочёты – порывы, загрязнения. Это необходимо для обеспечения полной сохранности будущего экспоната и своевременной реставрации. Шинель Арона Замского при поступлении подвергли деликатной, без применения химикатов, сухой чистке.
«Любой музейный предмет имеет свои сроки экспонирования, – рассказывает Максим Бирюков. – Например, шинель, в зависимости от состояния, можно экспонировать 4–6 месяцев. А затем возвращают в фондохранилище, чтобы она отдохнула».
Шинель Арона Замского отдыхает второй год – с того момента, как музей-диорама ушёл на капремонт. В фондохранилище она висит на специальных плечиках, усиленных тканевыми и бумажными подложками, защищена от излишнего воздействия света, пыли и моли – ведь выполнена из настоящего шинельного сукна.
В новой экспозиции, которая откроется в музее после капремонта, шинели Замского пока нет. Но посетители её ещё обязательно увидят, обещают специалисты диорамы.
Нелля Калиева