Пиявки, зубы, борода. Чем раньше занимались белгородские цирюльники
«Белгородская правда» выяснила, из‑за чего многие боялись цирюльников и почему у них долгое время не было постоянного места для работы
-
Статья
-
Статья
В наше время, когда парикмахерские, салоны красоты и барбершопы практически на каждом углу и с волосами в них можно сделать всё что угодно (были бы деньги), сложно представить, что 150 лет назад подобное разнообразие в причёсках белгородцам было недоступно. А если заглянуть ещё в глубь веков, то можно узнать, что даже обычная стрижка волос была делом непростым, а подчас и опасным.
И парикмахер, и врачеватель
В «Путеводителе по Белгороду» 1911 года Иван Кулегаев рассказывает, что в городе было четыре парикмахерских. Но само привычное нашему уху слово «парикмахер» стало распространённым в Российской империи только в XIX веке.
Ранее было принято прибегать к услугам цирюльников. В допетровские времена цирюльники входили в состав Аптекарского приказа. А вот после указа Петра I появились в каждой роте. Словом «цирюльник» стали обозначать нестроевой низший медицинский чин.
Казалось бы, при чём тут медицина? Всё дело в том, что раньше цирюльник не только стриг и брил, но и имел обязанности лекаря: делал кровопускания, лечил раны и даже вырывал зубы.
В ещё более давние времена в Европе цирюльники работали при банях и проводили там различные процедуры для здоровья, даже вправляли вывихи: у многих из них были навыки хирурга.
Информации, где в Белгороде в старинные времена находились цирюльни, нет.
Дело ещё и в том, что в России цирюльники несколько веков не имели постоянного места пребывания. Они ходили по населённым пунктам и предлагали свои услуги. На шее у них болтался деревянный стульчик, на который они усаживали клиента. В ящике лежали инструменты для стрижки, бритья, вырывания зубов, снадобья для улучшения роста волос, банки с пиявками.
Но небольшую информацию о цирюльниках на Белгородской земле всё же удалось найти в отчёте «Экономическое состояние городских поселений Европейской России», датированном 1861–1862 годами.
В разделе «Ремесло» указано, что в то время в Белгороде было два цирюльника, ещё два работали в Старом Осколе и один в Короче.
Опасный специалист
О цирюльниках ходило немало кровавых баек. Например, в одной из петербургских цирюлен жениху, который приехал перед свадьбой побриться, нечаянно отрезали кусочек носа. Кровь остановили, но вид мужчина приобрёл не самый приятный.
Невеста подняла его на смех и замуж выходить отказалась. Несостоявшийся муж, упустивший вместе с женой и большое приданое, подал на цирюльника в суд и получил денежную компенсацию.
Конечно, бритьё и стрижка во времена, когда люди ещё имели смутное представление о санитарии, были делом опасным. Да и выглядело это всё со стороны, мягко говоря, странно. Если клиент хотел сэкономить, во время бритья в рот ему, чтобы оттянуть щёку, засовывали палец.
А тому, кто платил на 6 грошей больше, вместо пальца клали огурец. Ещё, например, цирюльники выполняли процедуру, которую называли «барина прикончить»: выдавливали клиенту прыщ и прижигали место, где он находился, шляпкой раскалённого гвоздя.
Ну и, наверное, одна из основных причин, почему цирюльников побаивались, крылась в том, что они были специалистами по вырыванию зубов. Даже сейчас, когда есть анестезия и на столике лежит множество современных стерильных инструментов, мы всё равно с опаской косимся на кабинет стоматолога.
А что говорить о старинных временах, когда все манипуляции с зубами были той ещё экзекуцией. Справедливости ради отметим, что цирюльником мог стать далеко не любой желающий. Надо было пройти обучение и сдать экзамен.
В больших городах цирюльники объединялись в ремесленные цеха.
За бороду – плати
Вообще, если мы взглянем на портреты и фотографии наших предков, то легко поймём, что российская история парикмахерского искусства очень отличается от европейской. Во многом она обусловлена существовавшими традициями. Испокон веков мужчины на Руси носили бороды. В 1675 году вышел указ царя Алексея Михайловича, в котором предписывалось «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать». Борода издавна считалась украшением как крестьянина, так и боярина. Она была признаком мужественности и принадлежности к православной вере.
Всё изменил царь-реформатор Пётр I. Побывав в Европе, он увидел, что там бороды давно не в почёте, и решил изменить русские традиции.
«Русь превратилась в цирюльню, битком набитую народом, где один сам подставлял свою бороду, другому насильно брили», – писал Николай Гоголь о тех временах.
Но бриться обязали только горожан. Крестьяне и церковные иерархи могли оставить бороды. А те горожане, которые с бородой расставаться не хотели, получили возможность откупиться. При оплате специальной пошлины выдавался бородовой знак. Ещё его называли бородовой копейкой. Сейчас такие подлинные металлические жетоны 1705 года с надписью «Денги взаты» стоят более 100 тысяч рублей. Дочь Петра – императрица Елизавета Петровна – продолжала в отношении бороды политику отца. После её смерти бородовые знаки отменили.
Помимо цирюльников, до 1861 года парикмахерским делом в дворянских усадьбах занимались также специально обученные крепостные крестьяне. Их называли тупейными художниками, хотя к рисованию они никакого отношения не имели. Однако слово «художник» указывало на их высокую квалификацию и то, что они не просто стригли и расчёсывали, а владели парикмахерским искусством.
Цирюльники обслуживали только мужчин. Женщины своими волосами в течение многих веков занимались сами.
Если мы посмотрим на старинные картины с изображением крестьян, то увидим, что все они носили бороды, а самой распространённой была стрижка под горшок. Её название отсылает к тому, как она выполнялась. Сверху на голову надевали горшок или какой‑нибудь другой округлый предмет, а выглядывавшие из‑под него волосы обрезали.
Разнообразие и мода
К концу XIX века цирюльников в России стали вытеснять парикмахеры.
Начинают выходить специализированные журналы о парикмахерском искусстве. Особенно активно оно развивалось в Санкт-Петербурге и Москве. В этих городах уже в конце XIX века было более 200 парикмахерских. Но и в Белгороде эта отрасль услуг прогрессировала. В начале XX века можно было уже спокойно купить даже краску для волос. Например, в газете «Белгородский листок» за 1913 год находим объявление, что в аптеку Когана (она находилась в старинном здании по адресу Гражданский проспект, 41) завезли различные средства для укрепления волос и краски.
Увеличивается и разнообразие инструментов для стрижки и бритья.
Конечно, до наших времён из них мало что сохранилось. Но, например, в фондах Белгородского историко-краеведческого музея есть опасная бритва немецкой фирмы «Хенкель» начала XX века. А в Белгородском музее народной культуры хранятся ножницы, изготовленные в конце XIX века, которые использовались для стрижки волос в носу.
Если мы посмотрим на фотографии жителей Белгородской земли начала XX века, то увидим, что большинство мужчин, даже городских, предпочитали носить бороды. Только у крестьян они были большие и окладистые, а у горожан покороче. В городе первой четверти XX века было модно носить усы. На фотографиях того времени они были практически у всех: короткие и длинные, закрученные и прямые.
Стрижки тоже стали отличаться разнообразием. Одной из наиболее популярных была бобрик.
С такой стрижкой ходил, например, предводитель белгородского дворянства Николай Муханов. Распространённой была и причёска а-ля Капуль, названная так в честь известного певца: сзади волосы стригли коротко, а спереди разделяли прямым пробором и укладывали полукружиями по бокам.
С началом Первой мировой войны бороды вышли из моды,а причёски с годами становились всё разнообразнее и проще.
Анна Черкашина