Как мастерица из Вейделевки рисует акрилом и делает кукол
«Белгородские известия» рассказывают о Ирине Джуматаевой, которая рисует в технике флюид-арт и творит игрушки из папье-маше
-
Статья
-
Статья
На холст опрокидывается стакан с акриловой краской. Следом ещё один. И ещё. Пятна лениво растекаются по поверхности, произвольно смешиваются. Кисть? Вместо неё художница берёт фен и начинает дуть им с разных сторон на разноцветную лужицу краски. Та послушно меняет очертания, причудливо изгибается волнами, на глазах превращаясь в художественную композицию.
Неповторимые сюжеты
Это лишь один из способов рисования жидким акрилом. Но есть и множество других, которые уже опробовала 62-летняя жительница Вейделевки Ирина Джуматаева. Ведь она увлекается акриловой заливкой уже два года.
«Я люблю эту технику. Она интересна тем, что не знаешь, какой будет итог», – отмечает художница.
Два десятка таких неожиданных художественных итогов украшают стены её дома. Ещё дюжину картин художница отвезла на свою вторую родину – в Чукотский автономный округ. Выставила в одной из местных библиотек – авось найдутся покупатели. Ведь необычные картины с абстрактным сюжетом отлично впишутся в любой интерьер, могут украсить любой дом или рабочий офис.
«Чем они замечательны? Все сюжеты эксклюзивные – их невозможно повторить, и каждый в картине видит что‑то своё», – поясняет Ирина Анатольевна.
Необычную технику рисования она подсмотрела в Интернете у мастерицы из Израиля. Решила попробовать сама – и затянуло. Долго экспериментировала с компонентами и пропорциями: сколько взять акриловой краски, лака и клея ПВА, сколько добавлять воды и жидкого силикона. Зачем последний?
«Его я добавляю в краску для того, чтобы пузырьки образовывались. Потом, когда феном их прогреваешь, они лопаются и получается узор», – делится маленькой хитростью художница.
Творит Ирина Анатольевна на кухне. Пол и стол застилает плёнкой, чтобы на них не оставалось ненужных художеств. Затем выливает на холст основу – белую краску. И уже на неё в произвольном порядке краски из одноразовых стаканчиков, смешанные с лаком, клеем, водой и силиконом. А дальше либо наклоняет холст под разными углами, чтобы помочь краске растечься, либо разгоняет её по поверхности феном.
Готовый шедевр нужно подсушить. Сохнут такие картины два-три дня, но желательно выдержать неделю. А потом их можно сверху покрыть лаком. Но это уже необязательно. Некоторые художники, по словам Ирины Анатольевны, так не делают.
Чукотка маслом
Рисованием Ирина Джуматаева заболела в раннем детстве. Родители – простые рабочие, увлечение дочери всячески поощряли. Талант передался ей по наследству от отца: тот по вечерам рисовал трём маленьким дочкам незамысловатые рисунки – голубей и розочки. А гораздо позже выяснилось, что и дед девочки тоже увлекался живописью, только не афишировал это. Когда он умер, его средний сын полез на чердак и нашёл там мольберт и тюбики с красками.
«Выходит, он с одной ногой – таким дедушка вернулся с войны – лазил туда по лестнице и рисовал. Но картин его никто не видел. Куда он их девал – не знаем», – рассказывает Ирина Анатольевна.
В детстве отец брал её с собой в мастерскую к другу-художнику – там девочка узнала и полюбила запах масляной краски. Другой художник, к которому её отвела уже мама, подарил ей старую детскую книгу-самоучитель по рисованию. Там увлечённая девочка почерпнула много полезной информации.
«Ходила я немного и в изостудию. Но мне было неинтересно, потому что всё, чему там учили, я уже знала и умела», – отмечает женщина.
В итоге она окончила школу-десятилетку в родном Никополе Днепропетровской области и устроилась на машиностроительный завод художником-оформителем. А ещё поступила в заочный народный институт
им. Крупской в Москве на факультет живописи и графики, где проучилась три года. Вышла замуж, родила двоих детей и уехала с ними на Север, где прожила почти 30 лет. Третьего сына – Тимура – родила уже на Чукотке. Работала где и кем придётся: няней в детсаду, прачкой, диспетчером, уборщицей, и, конечно, подрабатывала художником-оформителем. А последние 15 лет трудилась кухработницей на Билибинской атомной станции.
В свободное время она писала картины. И если в детстве рисовала в основном портреты, то на Чукотке переключилась на пейзажи.
«Там очень красивая природа, в ней много красок. Особенно осенью. Сопки кажутся голубыми, лиственницы – ярко-жёлтые и оранжевые, а кусты голубики – бордово-красные. Эти яркие краски завораживают. Влюбилась я в чукотские пейзажи и не устаю их рисовать», – признаётся художница.
Тем более что картины эти всегда, даже в самые непростые времена, пользовались на Севере спросом: их охотно раскупали уезжающие из Чукотки, которые хотели взять с собой кусочек местной красоты. Ирина Анатольевна и сейчас рисует северные пейзажи – по памяти или с фото.
А в Билибине она принимала участие в выставках местного союза художников и дважды там проходили её персональные выставки. Хотя с материалами для живописи на Севере было туго: те же краски приходилось либо заказывать в Интернете и долго ждать доставку, либо везти их чемоданами с материка на обратном пути из отпуска.
«Детям – радость, а мне приятно»
В белгородскую Вейделевку Ирина Анатольевна с мужем переехала в 2011 году. Во‑первых, это потребовалось её супругу по состоянию здоровья, а во вторых, женщине хотелось быть ближе к родне, живущей на Украине. Кто же думал, что начнётся конфликт между братскими странами, и частые поездки в гости к младшей сестре и тёте окажутся под запретом.
Помимо рисования маслом и акрилом, три года назад женщина увлеклась изготовлением кукол текстильных и из папье-маше. Говорит, занялась этим потому, что в детстве не наигралась. Её тканевые мягкие куклы быстро находят покупателей.
«А родственникам я их просто дарила: детям – радость, теперь спят с ними, а мне приятно», – улыбается Ирина Анатольевна.
А вот интерьерных кукол из папье-маше у неё пока совсем немного, потому что их изготовление – процесс небыстрый и довольно трудоёмкий. Любимицей одной из внучек женщины стала первая куколка – рыжая Тётя Соня.
На изготовление одной куклы у Ирины Анатольевны уходит месяц-полтора: сперва нужно сделать из папье-маше заготовку, зашпаклевать её, отшлифовать наждачкой, раскрасить лицо, потом придумать и сшить куколке одежду – всё это мастерица тоже делает сама.
Её любимица – выразительная Солоха из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». А вот новая куколка-модница в кружевах, жемчугах и с длинным белым боа, пока безымянная. Особую нежность женщина испытывает и к кукольной паре в чукотских национальных костюмах. Делает Ирина Анатольевна и куколок поменьше. Например, сейчас у неё в работе подарок для младшего сына-военного – котик, которого мастерица планирует нарядить в военную форму.
Зима для женщины – самая горячая пора творчества. А весной и летом она много времени тратит на другое своё увлечение – коллекционирование и селекцию лилий.
«Я собираю отечественные сорта, покупаю их у коллекционеров. Сейчас у меня их где‑то 50, не считая голландских. Опыляю между собой, получаю семена и сею в горшочки. А весной буду их в грунт высаживать», – улыбается Ирина Анатольевна.
Тамара Акиньшина