Подвижное искусство. Как художница из Белгорода создаёт картины из жидкого акрила
Анастасия Шутеева провела для «БелПрессы» мастер-класс по технике флюид арт
-
Статья
-
Статья
Техника рисования жидким акрилом флюид арт (fluid art) – это вид абстрактной живописи. Акриловые краски разных цветов смешивают, добавляют специальный разбавитель и выливают на холст. В результате перемещения красок формируется абстрактный рисунок с уникальными узорами.
«Умею не только рисовать»
Анастасия Шутеева – профессиональная художница. Окончила Белгородский институт искусств и культуры по специальности «дизайн среды».
«С 13 лет начала рисовать портреты. Дышала только ими. Рисовала всех и каждого. Сначала получалось ужасно. Я была для себя очень строгим учителем. Бесконечное количество бумаги было переведено на это, – вспоминает художница.– К 17 годам уровень был уже вполне подходящим для поступления в художественный вуз. Когда пришёл момент определяться с профессией, я точно знала, что она будет связана с творчеством. Я люблю искусство во всех его проявлениях. Умею не только рисовать. Занимаюсь декоративно-прикладным искусством, лепкой, вышиванием. Делаю украшения, изучаю натуральные камни, вожусь с нитками и бисером и ещё много чего умею. Вся моя жизнь – это сплошной творческий подход. И я такой была всегда. Другой жизни не знаю».
В институте Анастасия выросла профессионально. На курсе было так много дисциплин, что строчек в зачётке не хватало. По её словам, профессия дизайнера – одна из самых сложных.
«Ещё во время учёбы начала работать художником и рисовала портреты и шаржи на заказ. Очень успешно и много. Поэтому через несколько лет я просто выгорела и перестала рисовать портреты вообще», – признаётся девушка.
После выпуска Анастасия пробовала себя в дизайне, год вела рисование в детском клубе:
«Именно работа с детьми помогла мне увидеть, что мои знания и мой подход дают результат. Когда я увидела огромный прогресс у детей, которые ходили ко мне несколько месяцев, подумала, что если детям смогла объяснить, то взрослым будет ещё легче. Именно это подтолкнуло меня проводить мастер-классы по живописи для взрослых».
Заветное #fluidart
Два с половиной года назад в жизнь молодой художницы пришла абстракция:
«Мне попалось какое‑то видео на английском языке, где лилась краска. И понеслось. Расковыряла множество сайтов и каналов. Однажды в хештегах нашла заветное #fluidart. Ввела это название в поиск – и вот оно! Постепенно начала изучать технику. Нашла русскоязычных мастеров. Абстракция заменила мне портреты и сгладила раны от потерянного любимого дела. Тестировала краски, медиумы, способы заливки. Искала поставщиков, придумывала, как делать планшеты. Параллельно приняла решение, которое изменило всю мою жизнь».
В итоге Анастасия открыла свою художественную студию, где на мастер-классах она доказывает ученикам, что рисовать может каждый:
«Постепенно появилось много разных направлений. Провожузанятия по живописи, интерьерной абстракции, fluidart, эпоксидной смоле. Также веду детские группы по рисованию, готовлю школьников к поступлению в художественные вузы и учу взрослых рисовать на индивидуальных занятиях».
Картины в человеческий рост
Когда Анастасия освоилась в технике жидкого акрила, начала брать индивидуальные заказы:
«Я рисовала большие картины и сама, и с участниками мастер-классов. Но самый запоминающийся опыт – это триптих, который был больше меня. Каждое из трёх полотен было 210 см высотой. Эти картины я делала на заказ в уже готовый интерьер.
По словам художницы, работа с большими картинами сложна тем, что холсты на таком формате часто идут волнами. Поэтому их нужно постоянно перетягивать. Также из‑за размера их сложно наклонять, чтобы краска растекалась. Анастасия рисовала триптих несколько дней. Затем обрабатывала после высыхания ещё несколько дней.
«Делала по очереди, не всё сразу. Одну из картин закончила только глубокой ночью. Дело в том, что, когда ты уже развёл краски и начал работать жидким акрилом, пути назад нет, – объясняет девушка. – Нужно доделывать в любом случае, пока краски не начали подсыхать. На таком формате рисовать приходится больше вручную: пластиковыми ножами, шпателями и пальцами. Метод разлива здесь есть, но это только основа. Все детали доводятся вручную. Чтобы рисунок был единым из холста в холст, я прорисовывала его руками. Это не случайность и не единовременное исполнение картин».
Наша маленькая Земля
В светлой и просторной студии, куда я пришла на мастер-класс по жидкому акрилу, всё пространство пропитано творчеством. На подоконнике стоят десятки творений Анастасии. Скоро лучшие работы украсят одну из стен студии. На столе сохнут созданные на недавнем мастер-классе подстаканники из эпоксидной смолы. У одной из стен притаились мольберты и огромный стеллаж, где стоят сотни красок, кистей, хостов и другой художественной атрибутики.
Перед началом работ Анастасия подготавливает материалы: выбирает краски и холст. Рабочую поверхность застилает плёнкой и надевает фартук и перчатки, чтобы не испачкать одежду.
«Со стороны может показаться, что сделать абстракцию очень легко. Многие думают, что это просто мазня и что каждый так сможет. И я тоже так думала раньше. До тех пор, пока не попробовала сама. На самом деле сделать гармоничную абстракцию очень сложно. Здесь приходится подключать весь свой опыт, знания основ композиции и пропорций, цветоведения и колористики», – говорит художница.
1-й этап: замешивание красок
В нашем арсенале – фанерный холст диаметром около 40 см, 200 мл краски пяти цветов, 200 мл медиума (разбавителя), пластиковые стаканчики, одноразовые ножечки, горелка и желание творить.
Сначала Анастасия разливает краски по прозрачным стаканчикам, затем в каждый добавляет медиум.
«Для каждого цвета используем отдельный стаканчик. Краски густые, поэтому если мы их просто положим на холст, то ничего не произойдёт, они останутся лежать. Их нужно разбавить, чтобы они стали жидкими и начали растекаться, – объясняет художница. – Светлых красок должно быть больше. Слишком много красок лучше не брать. Я рекомендую четыре-шесть цветов».
Планшет должен быть неподвижен. Его нужно поставить на опору, чтобы лишняя краска стекала на плёнку и не попадала на заднюю сторону планшета. Мы в качестве подставки используем стаканчики из плотного картона.
«Если правильно смешать краски, поверхность картины будет идеально гладкой. Если будет разница в густоте, то может появиться рельеф, но это не плохо», – говорит Анастасия.
Краски она перемешивает с разбавителем 1:1 до тех пор, пока не останется разводов и кусочков краски. Если акрил попадёт на кожу или одежду, его можно смыть водой с мылом.
2-й этап: заливка
По словам художницы, техник заливки жидкого акрила много, но выделяют три основных: заливка лужами (puddlepour), грязная заливка (dirtypour) и перевёрнутый стакан (flipcup).
«Мы делаем картину в технике грязной заливки, когда в один стакан переливают несколько цветов и одним движением выливают на планшет. Она даёт красивый эффект», – рассказывает художница.
Анастасия берёт три чистых стаканчика и начинает поочерёдно вливать в них краски в разном порядке:
«Я не добавляла силикон, который даёт эффект сеточки, потому что медиум создаст его сам. Если с этим переборщить, то результат получится не очень».
Стаканчик с красками она берёт за дно и ставит вверх дном ближе к середине планшета. Повторив это с другими стаканами, медленно их поднимает, выливая краски на поверхность.
Пока акрил не начал растекаться, художница берёт горелку и проводит пламенем по поверхности, чтобы убрать пузырьки воздуха, которые могли образоваться при замешивании красок.
3-й этап: растягивание
Девушка поднимает планшет и начинает слегка наклонять его по кругу. Это нужно для того, чтобы акрил равномерно распределился по поверхности:
«Сначала заполняем планшет, корректируем рисунок и сливаем лишнее или то, что нам не нравится. Не нужно сильно телепать планшет в разные стороны, чтобы не получилось много зубчиков и не испортился рисунок. Затем закрашиваем бортики».
Теперь начинается самое интересно: акрил растекается, смешивается и создаёт необычные узоры. На планшете появляются волны и сеточка. Чем‑то получившаяся картина напоминает планету Земля. Наверное, дело в круглой форме планшета и цветах. Получается волшебно.
«Дополнительно можно добавить прожилки, что‑то выделить. При этом важно сохранить рисунок, поддержать его», – предупреждает Анастасия.
На этом работа над картиной не заканчивается. Теперь она должна высохнуть. Через 24 часа её можно будет покрыть лаком и эпоксидной смолой и оставить ещё на несколько часов до полной просушки.
Марина Кудлаева