Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 марта 2022,  13:07

От «Красной Москвы» до «Опиума». Какие духи любили советские женщины

Коллекцию парфюма времён Советского Союза «Белгородские известия» перебирают вместе со своими читателями

От «Красной Москвы» до «Опиума». Какие духи любили советские женщиныФото: pixabay.com
  • Статья
  • Статья

Как‑то ребёнком в трельяже у бабушки я обнаружила коробочку духов «Красная Москва». Открыла флакончик, вдохнула и… чуть не упала в обморок – настолько резким и концентрированным был аромат. Я запомнила его навсегда, ни с чем не перепутаю.

Повзрослев, понюхала его ещё раз, но так и не поняла, за что его любили советские женщины: он для меня слишком сладкий. По описанию знатоков, в нём сочетается около 60 натуральных компонентов, в том числе бергамот, роза, ирис, иланг-иланг.

Согласно легенде, этот аромат – воссозданная советскими парфюмерами версия духов российской дореволюционной фабрики Генриха Брокара, которые он придумал в 1913 году под названием «Любимый букет императрицы». Ещё одно предположение: «Красная Москва» была попыткой наших парфюмеров скопировать «Шанель № 5».

Впрочем, это были далеко не единственные духи, которые остались у многих в памяти под грифом «те самые, из молодости». Накануне первого весеннего праздника вспоминаем, какие парфюмерные произведения дарили на 8 Марта нашим бабушкам и мамам.

Пролетарский цвет

«Красный мак» – это ещё одни духи с «цветным» названием. Выпускала их та же фабрика, что и вышеупомянутую «Красную Москву», – «Новая заря». Вообще же, в СССР работало 24 парфюмерных производства, которые удовлетворяли запросы советских граждан.

Сегодня коробочка «Красного мака» 1963 года продаётся за 15 тыс. рублей – их перестали выпускать в 1980-е и теперь они относятся к разряду винтажных.

«Это были концентрированные, как я теперь понимаю, восточные духи, – вспоминает 75-летняя Анна Каунова. – Их подарил маме кто‑то из её друзей. Стоили они тогда около 5 рублей. Духи ей не понравились, и она спрятала их в шкаф. Однажды, перебирая её вещи, я нашла этот флакончик, открыла и поразилась – у них был очень приятный, даже чарующий, яркий запах. За 20 лет простоя духи нисколько не испортились, и я любила ими пользоваться, конечно, зимой: летом от них можно было задохнуться».

Интересно, что выпустили «Красный мак» в 1927 году к 10-летию Октябрьской революции, так что первое слово в названии не случайно. Их автора, впоследствии главного парфюмера фабрики «Новая заря» Давида Гарбера, вдохновил на создание аромата балет Рейнгольда Глиэра с одноимённым названием. Это история о любви китайской девушки к капитану советского корабля, но с революционным подтекстом, разумеется.

 

Амбре букета

Вообще, духи с цветочными названиями были очень популярны. Хоть раз в жизни, да побывали в руках модниц флакончики «Белой сирени», «Рижской сирени», просто «Сирени», «Глицинии», «Магнолии», «Белого табака», «Розового пиона» и многие другие.

«Но, конечно, самыми распространёнными были духи «Ландыш серебристый» – из‑за своей дешевизны, а стоили они около 2 рублей, их часто выбирали для подарка. Помню, как‑то на 8 Марта родственники, не сговариваясь, подарили их мне, маме и сестре. В результате у нас было шесть флаконов, которые никак не заканчивались. Поэтому вся моя юность пропитана именно этим ароматом», – рассказывает Альбина Навагина.

Выпускать эти духи в 1953 году начала ленинградская фабрика «Северное сияние», и были они синтетические, в их состав входил лилиальальдегид, полученный Всесоюзным научно-исследовательским институтом синтетических и натуральных душистых веществ. На современных интернет-площадках непочатый флакончик из 1960-х стоит от 3,5 тыс. рублей.

 

В духе времени

В 1980-е на прилавках магазинов появилось много отечественных новинок, которые существенно отличались не только разнообразием ароматов, но и изысканным оформлением флаконов и коробочек. Женщины 50+ с удовольствием вспоминают «Сардоникс», «Ноктюрн», «Тет-а-тет», «Злато скифов», «Реноме». Последние выпустили совместно с французами и стоили аж 15 рублей. Я, например, навсегда полюбила духи «Легенда № 1» с пульверизатором, которые были упакованы в голубую коробочку. Многие вспоминают о них с вожделением.

«Духи «Легенда» – запах, который я помню до сих пор. Вот узнала, что их уже не выпускают. Пожалуйста, восстановите производство этих духов. Запах необыкновенный!» – подобных ностальгических восклицаний на парфюмерных форумах сотни.

Заграничная штучка

Но каким бы прекрасным ни был родной парфюм, каждая женщина мечтала о заграничном. Продукция латвийской фабрики «Дзинтарс» хоть и не была таковой в юридическом смысле, но всё‑таки и «нашей» в умах людей не считалась.

Что вспоминается сегодня? Одноимённые духи Dzintars в бутылочке в форме алмаза, сложные и тонкие одновременно, соединившие нотки сандала, пачули и гвоздики. Но ещё популярнее был «Диалог», которым женщины пользовались до последней капли, а затем вновь заказывали на подарок. И они не надоедали! В общем, стандарты у компании были очень высокие, так что любили её духи вполне заслуженно.

Из продукции братьев по соцлагерю многим полюбились духи «Сигнатюр» от болгарской фабрики «Ален мак».

«Стоили они 6 рублей, и нравился не только запах, но и изящная бутылочка под хрусталь, которую приятно было держать в руках. Помню, что в 1986 году все женщины нашего коллектива получили в подарок эти духи от мужчин, и это было роскошно», – рассказывает Елена Карпова.

Из больших городов, где были филиалы польского косметического магазина «Ванда», везли духи «Может быть» в восьмиграммовом флакончике. Очередь за ними стояла огромная. Непрезентабельные по оформлению, но относительного недорогие (что‑то около 2 рублей), они были универсальными для подарка.

 

 

Тогда действительно мало кто задумывался, подходит этот аромат или нет. Важен был сам факт обладания парфюмом. Особенно французским. Уж не знаем, где киногерой Ипполит для своей Наденьки раздобыл Climat от фирмы Lancome, но это был воистину роскошный подарок для советской женщины.

«Я помню, как мой ухажёр, моряк дальнего плавания, купил мне такие в «Берёзке» за 25 рублей. Спекулянты продавали их за 70–100. Я растягивала драгоценный аромат лет на восемь, открывая бутылочку по великим праздникам», – вспоминает Елена Морозова.

Вторым французским доступным шедевром стали Poison (или «Пуазон» в нашей транскрипции). В переводе название означает «яд», но в 1980-е многие готовы были выложить ползарплаты, чтобы стать их обладателями. Потом к нам пришли «Опиум», «Турбуленсес-ревлон», «Анаис Анаис» и многие другие ароматы, которые меняли нас самих и мир вокруг. И конечно, навсегда поселялись в памяти, сохраняя в запахах события прошлой жизни.

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×