В поле – полба, у храма – сакура. Чем удивляет грайворонское село Казачья Лисица
О местной жизни в селе с необычным названием рассказывает «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Поворот после грайворонского села Головчино. Дорога, по которой одиноко скользит машина, окружена высокими деревьями. Но вот знак – «Казачья Лисица», и вокруг тотчас вырастают небольшие аккуратные домики, тёмно-синий крепкий храм, ярко выделяющийся на светлом фоне, где снежный горизонт сливается с белым январским небом.
Радуга в ноябре
Первое упоминание о Казачьей Лисице относится к 1643 году. Это делает село одним из самых старинных в нынешнем Грайворонском округе. Правда, несколько столетий назад здесь были две отдельные деревни: Казачье и Лисичка. Спустя время они слились в одно село, объединив и названия. Эта страница его истории отражена в летописи, которую уже много лет ведёт заведующая Казачье-Лисичанской библиотекой Надежда Гнездилова.
«Изначально я ходила по селу, разговаривала со старожилами, записывала их рассказы. А что там было правда, что домыслы? Записывала всё, – вспоминает Надежда Ивановна. – У нас был житель Григорий Мартынович Маршинин – человек-энциклопедия! Он родился в 1910 году, но досконально знал многое из того, что было раньше».
Факты об истории села находила Надежда Гнездилова и в краеведческом отделе областной библиотеки. Информацию о колхозных годах находила в районном архиве. Постепенно, крупица за крупицей, собралась история Казачьей Лисицы. Появилась даже карта села, каким его знали предки нынешних жителей.
Все значимые события наших дней Надежда Ивановна тоже тщательно сохраняет. Записывает всё, что кажется важным и интересным. Она зачитывает вслух, перелистывая страницы:
«Вот, например: «Глава подарил клубу автономную усилительную музыкальную колонку. Выпал первый снег на мёрзлую землю, но вскоре растаял», а на следующий день – «Резкий перепад погоды, стало днём тепло, пошёл небольшой дождь, поднялся сильный ветер, и огромная, во всё небо радуга в ноябре». Дальше – «Установили новую спортивную площадку»…
Возле каждого дома – машина
Сейчас в селе проживает 261 человек, большая часть – пенсионеры. Остальные в основном трудятся в местном крестьянско-фермерском хозяйстве «Крона», в санатории «Красиво» или ездят на вахты. В детский сад и школу 46 местных ребятишек ходят в соседнее село – Ивановскую Лисицу, центр сельской территории, к которой относится и Казачья. Кроме двух Лисиц сюда входят ещё сёла Косилово и Ломное.
Глава Ивано-Лисичанской территориальной администрации Алексей Пашков уверен, что в такие уютные сёла люди приезжают, потому что не видят особенных отличий от городской жизни.
«Дороги, газ, вода, свет – всё есть, – перечисляет глава. – Вечером по селу проехать: возле каждого дома стоит машина, а то и две. Магазин работает, а если в местном чего‑то не хватает – можно съездить в Головчино или Грайворон. Так что основная разница сейчас между селом и городом в том, что там суета и беготня, а здесь спокойно».
Соглашается с этим и Татьяна Сереброва, которая ни за что не променяла бы жизнь в селе на городскую. В первой она видит намного больше плюсов:
«Здесь люди доброжелательные, все друг друга знают, куда ни пойдёте – везде встретят, накормят, напоят. И вообще жизнь в селе интересная. В городе слишком много всего, везде не успеешь, да я там и не была нигде… А здесь уже везде побывала», – улыбается Татьяна Ивановна.
Например, она – одна из участниц фольклорного ансамбля «Казачанка», которому в этом году исполняется 40 лет. Образовали его в 1982 году.
«Это – очаг нашей сельской жизни, – уверена Татьяна Сереброва. – Собираемся на репетиции, потом пьём все вместе чай, общаемся. Коллектив у нас очень дружный, никогда нет друг на друга никаких обид: если что, мы с девчатами всегда по‑свойски можем всё сказать, обо всём поговорить».
Песни наших бабушек и дедушек
В клубе для репетиций они собираются несколько раз в неделю. Репертуар коллектива состоит из старинных казачьих песен.
«Мы поём именно наши, местные песни, наших бабушек и дедушек, – подчёркивает Надежда Гнездилова. – Собирали их везде понемногу: что‑то помнили сами, что‑то со слов старожилов записали, или я в библиотеке подобрала. Но и что‑то, к сожалению, утеряно».
Те же, что удалось сохранить, уже не пропадут: в этом помогут записи, которые делали как местные собиратели фольклора, так и столичные, в том числе московская консерватория и Академия музыки имени Гнесиных. Надежда Гнездилова замечает, что песни уникальны благодаря своему звучанию:
«Даже одна и та же песня петься будет совершенно по‑разному. И в соседних сёлах будет отличаться исполнение. Какие‑то слова у нас произносят на один манер, у них – по‑другому».
Чтобы сохранить и эту часть культуры Казачьей Лисицы, она ведёт в библиотеке словарь местных старинных слов. Рассказывает, что приезжим порой не сразу удаётся понять речь коренных жителей: много в ней заимствований из украинского и порой даже белорусского языков.
— К тому же, на нашем говоре они всё равно звучат немного иначе, – говорит Надежда Ивановна. – Например, у нас выраженное яканье. Или даже если сравнивать с соседним Ломным: у них произносят «чего», а у нас – «щаго». Ну и какие‑то свои слова есть. Например, «лавырник».
— А что это значит?
— Лодырь!
Другой важный момент для вокалисток – их костюмы. Народные сарафаны и рубашки с вышивками, понёвы и юбки с лентами – им, по словам участниц, около двухсот лет.
«Это всё передавалось по наследству, хранилось в сундуках. Например, этот шерстяной сарафан – примерно XVIII века, он принадлежал ещё бабушке моей свекрови, – рассказывает Надежда Гнездилова.– А вот монисто, видите? Это серебряные монетки, николаевские».
Надежда Ивановна обращает внимание на то, как выглядят подолы шерстяных сарафанов – складываются в плотную гармошку. Чтобы этого достичь, рукодельницы прошлых столетий мочили ткань и складывали её особым образом, потом запаривали в печке. Способ оказался таким надёжным, что сарафаны крепко держат форму и по сей день.
«Нужно смотреть и на ленты. Если их мало, то сарафан считается рабочим, – указывает на юбки жительница села. – А чем больше лент, тем сарафан праздничнее. Значит, женщина любила гулять и веселиться».
«Да не глядите вы на них, я на самом деле труженица, пчёлочка», – смеётся обладательница самого широкого ленточного подола.
Девять участниц фольклорного ансамбля недолго совещаются, выбирая песню, и, наконец определившись, поднимаются на сцену и дружно запевают. Но местная сцена хорошо знает не только вокалисток «Казачанки». Здесь, в клубе маленького села, не раз выступали артисты областного драматического театра. Их приглашает в село глава местного крестьянско-фермерского хозяйства «Крона» Гусейн Султанбеков.
Хлеб с крапивой
Гусейн Султанбеков родом из Дагестана. Окончил Харьковский сельскохозяйственный институт, по направлению попал в Белгородскую область. Сначала в Корочанский район, а после армии уже сюда, в Казачью.
«Мне здесь сразу понравилось, потому что похоже на мою родину: и леса есть, и горки, и речки, – вспоминает Гусейн Абдулазизович. – И люди хорошие».
Вот и остался. Дети и внуки здесь родились.
Он работал агрономом, секретарём партийной организации, председателем колхоза. А в 1998 году перешёл на фермерское хозяйство. Рассказывает, что начинали с 500 гектаров земли. Сейчас разрослись до 1 600 га, на которых выращивают пшеницу, подсолнечник, сою, кукурузу и другие культуры.
«Выращиваем полбу – родоначальницу всех пшениц, которая содержит множество полезных веществ. Её можно даже аллергикам», – отмечает Султанбеков.
По инициативе главы Грайворонского округа Геннадия Бондарева по программе «Питание без нитратов» в крестьянско-фермерском хозяйстве начали заниматься переработкой. Сейчас, например, устанавливают пресс, чтобы делать собственное подсолнечное масло. Недавно купили мельницу и уже изготавливают муку: пшеничную, полбяную, кукурузную.
А потом из неё пекут хлеб.
«Вот вроде бы обычный батон, – берёт со стола румяную булочку пекарь Виктор Рассохин. Разламывает пополам: внутри узором закручивается тесто – светлое пополам с тёмным. – Это из яблочной муки. Делаем хлеб и с крапивной мукой. Для этого из яблок и крапивы удаляем всю влагу, но при этом сохраняем витамины».
По его словам, такой хлеб дольше обыкновенного остаётся мягким, может храниться не один день. Правда, вряд ли ему удастся столько пролежать – желающих отщипнуть мягкий бочок найдётся немало.
«Когда пошли такие лаваши и батоны, мы перестали покупать домой печенье, – признаётся Виктор Семёнович. – Уже не тот вкус у него, чувствуется какая‑то химия. А тут всё своё».
Навели красоту
Глава Ивано-Лисичанской сельской администрации уверен: для жителей Казачьей Лисицы не существует мелочей. Их село должно быть прекрасно во всём.
«Тут активные люди, которые за своё село переживают. Ходят на приёмы, следят, чтобы их обращения потом непременно отрабатывали», – рассказывает Алексей Васильевич.
Его слова подтверждает председатель местного ТОСа Татьяна Рассохина.
«Мы очень заинтересованы в процветании села. Наши девчата вместе с сельской администрацией и главой фермерского хозяйства поддерживают в нём порядок и красоту, – отмечает Татьяна Петровна. – Ещё лет десять назад наше село было другим – неухоженным, бурьяны росли. А теперь нам даже завидуют, ведь за последние несколько лет оно буквально преобразилось».
Например, вместо старенького здания появился новый современный фельдшерско-акушерский пункт. Благодаря областному конкурсу старост возле клуба смогли установить спортивную
площадку, теперь планируют обустроить покрытие и ограждение. А благодаря одному из полученных грантов в селе появилась детская площадка. Другой районный грант на 70 тыс. рублей позволил благоустроить центр Казачьей Лисицы.
«На эти деньги закупили растения. Всё ненужное вырубили, навели красоту, сделали прихрамовую площадь, – объясняет Татьяна Рассохина. – Теперь у нас там поднимутся голубые ели, сакура вырастет. Будет очень красиво».
Без единого гвоздя
Тогда же в центре села появился памятный крест – его помог поставить Гусейн Султанбеков.
«Когда начали заниматься этим вопросом, старожилы сказали – здесь раньше было кладбище, –
говорит Алексей Пашков. – И мы решили установить знак, на котором будет указано, что со дня основания села и до 1943 года тут были захоронения».
Главное украшение и достопримечательность села – расположенный рядом деревянный, построенный без единого гвоздя храм. Изначально здесь была небольшая церковь Покрова, но позже её освятили в честь Казанской Божьей Матери.
«Храм не вмещал всех, кто приходил молиться, – тогда население здесь было около 3 тыс. человек, – уточняет Надежда Гнездилова. – Поэтому в 1834 году к нему пристроили два крыла. Правое считалось дворянской стороной, а левое – казацкой, там во время службы стояли казаки».
Среди коренных жителей это разделение существует и по сей день.
Надежда Ивановна приводит в пример свою семью. Сама она родилась на дворянской стороне, а замуж вышла на казацкую. Поэтому в храме стоит с правой стороны, в отличие от остальных домочадцев: те уходят на казацкую. На левой же стороне, согласно традиции, должны стоять и те, кто приехал в Казачью из чужих краёв.
«В 1937 году храм закрывался, а снова открылся во время войны в 1942 году, – рассказывает Надежда Ивановна. – Кстати, когда пришли немцы, то наши селяне всё самое ценное спрятали, чтобы тем не досталось. Выдолбили в большом пне дупло, туда сложили чашу, крест и икону».
Храм стойко перенёс военные годы – даже попавший в него снаряд чудом не разорвался. Устоял и позже. В этом году ему будет 241 год – возраст солидный.
«Храм наш – уникальный и очень красивый, но он немного прихрамывает. Нам бы хотелось, чтобы его сохранили, чтобы восстановили входные колонны, в целом реставрировали», – от лица всех селян делится мечтами Татьяна Рассохина.
А значит, рано или поздно это непременно случится. Ведь, как подметил глава, местные жители за свою родину радеют. И уж если что задумали, добьются этого непременно, чтобы их село стало ещё краше, ещё лучше. И не в этом ли секрет уюта небольшой Казачьей Лисицы?
Александра Токтарёва