«По заветам Горина». Как в ровеньском селе возрождают забытые традиции
«Белгородская правда» рассказывает о работе председателя сельхозкооператива «Ленинский путь» Алексее Ряднове
-
Статья
-
Статья
Сельскохозяйственный производственный кооператив в селе Ладомировка до сих пор строит свою работу, придерживаясь советских принципов отношения к делу и людям. Он и называется как в старые добрые времена – «Ленинский путь». А в 2015 году здесь восстановили ещё одну хорошую традицию из прошлых лет: каждый год вручают нуждающимся в жилье молодым сотрудникам ключи от нового дома.
«Колос» не прижился
«Мы пойдём другим путём!» – решили ладомировские труженики на внеочередном колхозном собрании в феврале 1997 года, обсуждая вопрос о переименовании родного предприятия. После распада СССР рухнувшая государственная система унесла в мир иной множество устоявшихся правил и привычек, в том числе названия фабрик, заводов, колхозов, и в 1992 году устаревший «Ленинский путь», следуя новым русским веяниям, начал пахать землю под флагом благозвучного и хлебного «Колоса». Однако чувство сытости от этого селяне так и не испытали и решили вернуть колхозу прежнее название – «Ленинский путь».
«К июню 1996-го, когда меня избрали председателем колхоза, люди не получали зарплату семь месяцев, – рассказывает нынешний руководитель кооператива Алексей Ряднов. – Да и прочие долги у хозяйства имелись. В общем, наследство мне досталось не из лёгких. Народ сразу потребовал: давай гроши! Их ни у кого тогда не было, бартер часто выручал. Помню, отвезли на Алексеевский молочно-консервный завод молоко, нам частично заплатили деньгами, частично – сгущёнкой, которую мы потом продали, чтобы рассчитаться с работниками. В июле выдали зарплату за июнь, а до конца года полностью закрыли семимесячную задолженность: пшеничка и подсолнечник тогда уродились».
Люди почувствовали крепкую хозяйственную руку бывшего главного зоотехника Ряднова и стали трудиться с двойным усердием, тем более долгожданные хлеб с маслом у них на столах, наконец, появился. Дела постепенно налаживались, и ладомировцы вскоре захотели усилить эффект замаячившего благополучия, вернув колхозу прежнее название.
«Уже в 1998-м вышли в ноль, сейчас работаем с прибылью, без кредитов и долгов», – резюмирует Алексей Николаевич.
В год по дому
Впрочем, максимально выполнить заветы Ильича пока, к сожалению, не удаётся. Из почти 3 300 га земли, находившейся во владении советского колхоза, у СПК осталось 2 900, штат по дороге в XXI столетие сократился вдвое – с 240 до 115 человек. И если восполнить дефицит земельных площадей – слишком затратная задача, то кадровый вопрос председатель решает успешно – тоже по советским канонам. Чтобы сохранить или привлечь в Ладомировку специалистов, «Ленинский путь» несколько лет строит для них дома: ключи от просторных усадеб с гаражом, подвалом и хозпостройками получили уже восемь семей.
«Из бюджета колхоза мы выделяем на сооружение одного дома около 6 млн рублей, – признаётся руководитель кооператива. – Но по‑другому нельзя, ведь сейчас нереально самому построить дом, надо, чтобы человек зарабатывал хотя бы под 200 тысяч рублей в месяц. Мы должны сохранить деревню и обеспечить селян работой: будет деревня – будет и Россия».
Ежегодно кооператив вводит в эксплуатацию по одному объекту под ключ: в комнатах поклеены обои, установлены вся сантехника и газовое оборудование, двор залит бетоном – живи на здоровье. Кому предоставить крышу над головой, решают на заседании правления, – предпочтение отдают трудолюбивым молодым специалистам, нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим собственного угла. Арендная плата за пользование квадратными метрами – всего 1 тысяча рублей в месяц.
«Дали, например, два дома семьям, переехавшим к нам из Луганска, – говорит Алексей Ряднов. – Мужчины работают скотником и главным агрономом, жёны – дояркой и заведующей столовой. В декабре 2021-го торжественно вручили ключ семье 25-летнего механизатора. Уже залили фундамент для новой усадьбы, в апреле приступим к стройке».
Из медицины в сельское хозяйство
Ладомировка хоть и небольшое село, но если измерить длину от начала населённого пункта до его конца, то получится около 8 км. Едем с Рядновым по протяжённой улице Новой и обращаем внимание на фронтоны некоторых зданий – на них выбиты даты постройки. Год 2019-й – здесь живёт семья заведующей молочно-товарной фермой № 1 Инны Лимарь. 2017-й – это дом четы Добреньких, механизатора и телятницы «Ленинского пути».
Отправляемся на ферму.
Инна Анатольевна родилась и выросла в Ладомировке, но последние годы жила в алексеевском селе Советском, трудилась в местной больнице. Медсестра с 26-летним стажем, она неожиданно осталась без работы и вынужденно переехала с мужем и двумя детьми на малую родину. Разговор с председателем СПК оказался коротким: есть вакансия заведующей фермой, жильё дам, пойдёшь?
«Менять сферы деятельности всегда непросто, а медицину на сельское хозяйство, в котором я вообще не разбиралась, – тем более, – вспоминает Инна Лимарь. – Но я согласилась и готова была учиться профессии, ведь дом – прекрасный стимул. Пять комнат, ванна, котёл – у нас есть всё, что нужно для жизни».
Специфику ухода за телятами Инна Анатольевна постигает до сих пор. Теперь она уверена, что никуда отсюда не уйдёт: мысль об уютном гнёздышке на улице Новой согревает постоянно. Вот сегодня вечером, например, придёт домой и вместе с детьми приготовит деревенский борщ, поможет, если надо, с уроками, покормит живность. А завтра опять к телятам.
И без мобильника
Незавидная участь русской деревни, утратившей былую привлекательность, особенно для молодёжи, и значительно постаревшей за годы современной России, тревожит Ряднова уже 30 лет – с тех пор, как он и миллионы сограждан в одночасье остались без прошлого и будущего. Сохранить село и людей – по‑прежнему дело чести, профессиональной и человеческой, поэтому строить дома и предлагать работу в «Ленинском пути» он продолжит несмотря ни на что.
В Ладомировке достаточно заброшенных домов, поросших бурьяном, в которых давно никто не живёт: председатель отыскивает наследников, выкупает у них землю, вычищает от мусора и заливает фундамент. Деревня должна жить, а не выживать, считает он.
— Наш колхоз и в советские годы выделял дома своим кадрам, – говорит мой собеседник. – За всё время построили 20 двухквартирных домов. Интересно получается: раньше имелись деньги, но чувствовался острый дефицит материалов, сейчас наоборот – материалов в достатке, из дома можно конфетку сделать, но нет денег.
— Когда вам работалось сложнее: в советский период или сегодня? – интересуюсь у Алексея Николаевича.
— Тогда сложнее, – уверяет глава СПК. – Из‑за административного ресурса в первую очередь. Начальство регулярно вмешивалось в деятельность колхоза – мол, не так сеете, не так пашете. Теперь мы сами себе хозяева, никто не учит. Хотя, с другой стороны, раньше было проще с горючим и удобрениями. Но я всё равно хотел бы ненадолго оказаться в «Ленинском пути» образца 1980-х.
Ряднов принципиально не покупает импортную технику, пользуясь исключительно отечественными и белорусскими агрегатами: продукцию Минского тракторного завода называет славянской, поэтому в хозяйстве она своя, родная.
— На всю жизнь запомнил первую встречу с Василием Яковлевичем Гориным – в январе 1997 года, – делится интересной историей Алексей Николаевич. – Я поехал к нему, чтобы попросить о помощи. Впереди посевная, а у нас трактора убитые, по 20 лет каждому, не на чем выезжать в поле. И купить не за что. Горин спросил: «Что у тебя есть?» Отвечаю: «Пшеница». Вызывает главного инженера и распоряжается выделить нам два новых Т-70 в обмен на зерно. И совет дельный дал: «Никогда не лезь в долги и рассчитывай только на свои силы». Так и живём до сих пор – по заветам Горина.
— Ваши коллеги сказали мне, что у вас нет мобильного телефона. Почему? Тоже дань уважения советскому прошлому? – не сдерживаю напоследок любопытства.
— Да зачем он? У Путина нет, и мне не нужен! – ставит точку ладомировский председатель.
Владимир Писахов