Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 декабря 2021,  10:06

Память не архив. Как наш мозг регулирует то, что мы помним

Память не архив. Как наш мозг регулирует то, что мы помнимФото: Павел Колядин (архив)
  • Статья
  • Статья

О механизмах памяти «Белгородской правде» рассказала кандидат психологических наук, доцент БелГУ, нейропсихолог Юлия Ковтун.

Шерлок Холмс сравнивал память человека с чердаком, который не стоит забивать ненужной информацией, иначе потом не удастся запомнить что‑то по‑настоящему важное. А как всё устроено на самом деле?

Что такое память с научной точки зрения?

В самом общем виде память – способность сохранять и воспроизводить в сознании информацию об окружающем мире. Это сложный психический процесс, который включает в себя несколько механизмов. Например, когда человек видит что‑то в первый раз, он это запечатлевает и сохраняет. И когда позже встречает этот предмет снова, уже узнаёт.

А впоследствии может воссоздать в своём сознании его образ. Это уже воспроизведение. Ещё один из процессов памяти – забывание.

Благодаря тому, что мы способны накапливать полученный опыт и знания, происходит наше психическое развитие. Но иногда память может нас и подводить. Например, всем известный феномен дежавю на самом деле не что иное, как ошибка памяти.

Как работают механизмы памяти?

Исследования физиологических основ памяти продолжаются уже много десятков лет, и вряд ли когда‑то нам станет абсолютно всё в этой области ясно: ведь головной мозг человека – это, наверное, самое сложное и загадочное творение природы.

И всё же учёные связывают разные виды памяти с разными структурами головного мозга. Например, память о нашем личном опыте – так называемая автобиографическая память – зависит от части мозга, которая называется гиппокамп. Эмоциональная память связана с лимбической системой. Когда мы много раз что‑то повторяем, у нас вырабатываются различные навыки – и это тоже разновидность памяти. Эта система, в свою очередь, обеспечивается другими структурами – базальными ганглиями и мозжечком. Рабочая память, которая помогает поддерживать цель в процессе её достижения, осуществляется благодаря включению лобных долей головного мозга. И так далее. Но это всё очень упрощённо. В общем же головной мозг работает как единое целое, и все эти процессы взаимосвязаны.

Как понять, хорошая у тебя память или плохая?

В медицине и психологии есть специальные методики, которые позволяют оценить состояние памяти. Но при этом сама по себе способность много и надолго что‑то запоминать ничего не даёт без связи с другими психическими процессами – например, мышлением и мотивацией. Материал нужно не просто хранить и воспроизводить – им нужно уметь пользоваться. Не имеет смысла механически заучивать что‑то. Нужно тренировать мозг. Как это делать? Читайте сложную литературу, слушайте сложную музыку, играйте в интеллектуальные игры, изучайте языки.

Обучение изменяет мозг человека. Растёт эффективность белого и серого вещества: увеличивается число отростков у нервных клеток, нервные волокна покрываются специальной оболочкой. Улучшается качество нейронной сети. И тренированный мозг будет обладать гораздо большим потенциалом по сравнению с тем, который рутинно поглощает пережёванную информацию из социальных сетей.

В чём разница между кратковременной и долговременной памятью?

Память делится на две фазы. В первой мы помним много всего, но недолго, а во второй сохраняется небольшое количество информации, зато на продолжительное время.

Многочисленные исследования на молекулярном уровне показали, что во время обучения в нервных клетках происходят изменения. Наиболее интенсивные – в первые пару часов после обучения. Затем память становится стабильной, и информация может храниться долго.

И если в первый период, когда человек помнит много и недолго, предъявлять ему новую информацию, то она разрушит следы памяти предыдущей. Это называется интерференция. Поэтому при заучивании какого‑то материала это стоит учитывать и давать себе время. Иначе то, что не успело улечься, не сохранится в памяти надолго.

А может ли человек сам как‑то регулировать, что ему запоминать, а что нет?

Память – это процессы, а не библиотека и не архив. Мы не можем сами выбирать, что нам запомнить, а что забыть, если только не специально что‑то многократно повторяем и заучиваем. В остальном мозг запоминает то, что сам хочет.

Однако есть некоторые общие закономерности, которые описал в экспериментах немецкий психолог Герман Эббингауз. Например, события простые, но сильно впечатлившие человека, запоминаются ему сразу и надолго. А события неинтересные могут происходить с человеком многократно и всё равно не оставаться в памяти.

Мнемонические техники работают?

Мнемотехники основаны на законах памяти и действительно могут помочь в запоминании материала. Например, существует так называемый эффект края. Его суть заключается в том, что при изучении большого объёма информации лучше всего запоминается то, что было в начале и конце. Так что можно пользоваться этой закономерностью и к изучению самых важных вопросов приступать в начале занятия и ими же заканчивать.

Многими приёмами мы и так пользуемся, не называя их специальными техниками. Например, часто люди структурируют информацию в каких‑либо схемах или проводят ассоциации между человеком, чьё имя нужно запомнить, и известной личностью. Кто‑то лучше воспринимает информацию на слух, кто‑то переписывает, кто‑то рисует схемы и раскрашивает их разными цветами. Не нужно искать универсальную технику запоминания. Важно найти то, что будет помогать именно вам.

Что ещё нужно учитывать, чтобы лучше запоминать?

Очень важную роль играет мотивация, когда человек точно понимает, для чего ему нужно помнить тот или иной материал. В таком случае запускается совершенно другой процесс и с точки зрения психологических механизмов, и с точки зрения мозговых основ памяти. И именно та информация, которая для человека важна, реально включена в его жизнь, приближает его к какой‑то значимой цели, запомнится наиболее крепко и надёжно.

Другой момент: систематизация материала происходит во сне. Чтобы информация сохранилась надолго, она должна переместиться в кору головного мозга. А это происходит тогда, когда человек спит. Поэтому, например, готовиться к экзамену ночью перед ним неэффективно. Вы вспомните всё это только на следующий день, когда выспитесь. Так что лучше вечером ложиться спать и давать мозгу делать свою работу.

Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×