Белгород – Наумовка и обратно. Как мы путешествовали на электричке
Путевые заметки журналистов журнала «ОнОнас»
-
Статья
-
Статья
Субботним вечером мы с друзьями покупаем билеты на ближайший пригородный поезд и идём на перрон, где уже стоит наша электричка до Наумовки. Проходим мимо вагонов в поисках людей, с которыми можно будет поговорить, но весь поезд, на удивление, пуст, поэтому садимся в первый попавшийся вагон – четвёртый.
Пустота
Честно говоря, я ожидал увидеть старые вагоны и коричневые деревянные скамейки. Но наша электричка была совсем не такая – мягкие синие сиденья, отопление и чистый новенький салон цвета моря. Транспорт уровня «комфорт», будто мы собрались ехать не в маленькое село, а в столицу.
Ожидая отправления, решаем почитать о конечной точке нашего путешествия. Согласно «Википедии», в Наумовке живёт всего 92 человека, находится она на самой окраине Белгородского района, недалеко от границы с Украиной.
Из громкоговорителя начинает вещать скрипящий голос, похожий на тот, что раздаётся из счетчика Гейгера в игре «Сталкер». Голос представляется и объявляет, куда мы поедем. По крайней мере, мне так кажется. Из всех слов у меня получается разобрать только «До отправления осталось 5 минут». Через эти самые 5 минут голос сообщает:
«Осторожно, двери закрываются».
Как только поезд трогается, приходит проводница. Она равнодушно окидывает взглядом пустой вагон и останавливается на нас четверых.
«Билеты есть? Если нет, можно приобрести их у меня. Но у меня они на 20 рублей дороже, чем в кассе».
Показываем билеты и выбираем самые удобные места – к счастью, выбор велик. Как настоящий путешественник, я взял с собой перекус. Но нет, не курицу в фольге, а всего лишь орешки. Еда закончилась через 6 минут. Оставшийся от орешков фантик мотивирует на поиски туалета. Все знают, что лучшее (и опасное) развлечение в поезде – поход в туалет, особенно если до него далеко идти и приходится стоять в очереди. Но тут приключение не удаётся: туалет находится в двух вагонах от нас, а очереди взяться неоткуда.
Пополнение
Электричка останавливается на станциях каждые 5–7минут. В вагон заходят люди. Мы подходим к паре, сидящей в конце вагона, чтобы спросить, чем заняться в Наумовке. Мужчина в кожаной кепке с бровями-щётками и женщина с большими выразительными глазами в чёрной подводке смотрят видео на телефоне.
— Вы до Наумовки?
— Нет, до Октябрьского,– отвечает мужчина в кепке.
— А мы просто решили на электричке прокатиться, сели в первую попавшуюся, а она до Наумовки, и что там делать – не знаем.
— В Наумовке никто не живёт. Вы тогда не выходите, чтоб никто не заметил, и вас обратно привезут. Только он обратно без остановок идёт, – говорит женщина, которой ради разговора пришлось поставить видео на паузу.
— Не, он вроде останавливается в Октябрьском, – успокаивает нас хриплым голосом её попутчик.
В другом конце вагона сидит девочка лет семи и вслух считает ряды. По её подсчётам, их 15.
Через 17 минут пути свет гаснет. Во всём вагоне горит только зелёная надпись «Курение запрещено!». В темноте стук колёс слышится отчётливее. Мы молча наблюдаем, как под этот ритм качаются передние вагоны.
Тишину прерывает голос машиниста, который по громкой связи общается с кем‑то: «Пробуй ещё сейчас. Почти запустилось». Время от времени он так же непонятно, как и в начале пути, объявляет станции (хорошо, что нам не надо за этим следить). Девочка передразнивает машиниста: «Парам, парам», – а в промежутках между станциями обсуждает с папой отличие радуги от заката.
Всё это время в телефоне женщины, сидящей в конце вагона, громко играет музыка, заглушая звуки поезда.
Опасения
В самом начале вагона у дверей садятся парень и две девушки. Напротив них над сиденьями висит карта маршрута.
— Вы куда едете?
— Мы до Октябрьского.
— А мы вот в Наумовку. Подскажите, что делать в Наумовке?
— Да ничего. Бухать. Но вы оттуда не уедете, – с улыбкой заявляет парень.
— Почему?
— Они пассажиров в Наумовке не берут. Лучше в Октябрьском выйдите – там больше развлечений: и пивнух побольше, и магазины рядом.
Мы начинаем размышлять, что делать. Может, и правда выйти в Октябрьском, дойти до Майского и вернуться домой на автобусе? Ну нет, мы решили доехать до конечной и будем держаться этого плана до конца!
Мимо проходит уже знакомая нам проводница.
— А мы вообще из Наумовки вернёмся?
— Конечно, со мной.
— Нам сказали, что вы там людей не берёте.
— Ну у вас же билеты в обе стороны. Не переживайте, в 19:00 вернёмся в Белгород.
Видимо, предыдущие собеседники нас обманули.
Подкрепление
Расслабляемся. В ожидании своей остановки начинаем есть конфеты и предлагаем одну из них парню, который ехал с нами от самого города. Он отказывается. Наш разговор не клеится. Через несколько минут парень снимает наушники и готовится к выходу. Смотрю на время – мы в пути уже 43 минуты. Значит, приехали.
Поезд останавливается на вокзальчике в Наумовке. Стоянка – 47 минут. Мы выходим, поставив перед собой цель сходить в магазин. Вдалеке тёмной туманной улицы горит свет – наверняка это то, что нужно. Улица узкая – с одной стороны железная дорога, с другой – дома. Освещение редкое, хотя на улице уже темно, и мы мчим на свет как мотыльки. И… мы не ошиблись. Свет действительно исходит от фонаря на фасаде магазина «Продукты».
— А есть «Краковская»? – спрашиваем, разглядывая десятки котелок колбасы (отличный выбор для села из 90 человек).
— Уже нет. Хотя подождите… Вот, последняя осталась, – продавшица, чуть покопавшись в колбасе, извлекает со дна колечко «Краковской».
Пока мы расплачиваемся, входит мужчина в тёплом рыболовном комбинезоне и просит у продавщицы проверить его долги. Та извлекает из‑под прилавка тетрадь в клетку – неужели так ещё бывает? На улице стоит его заведённая «Лада», из которой громко играют песни группы «Ленинград». На обратном пути к электричке нам встречается мужчина на велосипеде в таком же комбинезоне – это местная форма такая, что ли?
Наумовские развлечения, видимо, кончились, и мы возвращаемся на перрон. Наша электричка мирно стоит с открытыми дверями. Мы заходим в неё и ждём отправления около 20 минут, а когда, наконец, трогаемся – починаем «Краковскую». Обратно мы возвращаемся в совершенно пустом вагоне. В полной тишине слышится работа наших челюстей, дополняемая шепелявым треском качающихся вагонов. 17 минут, три станции – и колбаса освоена.
Воспользовавшись внезапным уединением, мы концентрируемся на фотографиях. Девушки отмечают, что пустая вечерняя электричка, на удивление, оказалась прекрасным местом для фотосессий.
Возвращение
Ближе к Белгороду редкие пассажиры всё же разбавляют пустоту вагона, входя на непонятно произносимых станциях. Периодически появляются проводница и охранник, они подходят к новым пассажирам, а на нас не обращают внимания. Даже обратного билета не спрашивают. Мы здесь давно и уже стали своими.
Свет гаснет в Грязном – опять на несколько минут. До прибытия остаётся минут 10. Машинист начинает объявлять станции всё грубее: устал, что ли, к концу дня? Вскоре раздаётся:
«Станция Белгород. Конечная».
За окном женский голос из колонок объявляет:
«На платформу 3 прибыл пригородный поезд из Наумовки».
Двери открываются, и мы ступаем на влажный от вечернего воздуха перрон.
Андрей Монид