Удаление катализатора: экономия или обман?
Почему в Белгородской области массово скупают автомобильные катализаторы
-
Статья
-
Статья
Объявления об их скупке, замене, вырезке встречаем в Интернете, слышим на радио и даже на машинах у трассы. Предложения разные: у одних услуга бесплатна, у других – за деньги, третьи говорят, что таким образом улучшают машину и за это им ещё нужно доплатить. Но всех объединяет одно – удаление катализатора.
Корреспондент «Белгородских известий» выяснял, зачем масово скупают эти устройства.
Сомнительная выгода
Каталитический нейтрализатор (катализатор) – специальное устройство, которое очищает выхлопные газы. Его устанавливают для того, чтобы автомобиль делал меньше вредных выбросов и не засорял экологию. Это одно из обязательных условий эксплуатации современных машин. Вот за ним и гонятся сейчас многие станции техобслуживания, размещая заманчивую рекламу. Большинство СТО обещают бесплатно вырезать катализаторы и объясняют, что без них автомобиль поедет быстрее и лучше:
«Двигатель начнёт дышать как новый! Сократится время разгона! Уменьшится расход топлива и масла! Капитальная экономия кровных денег!»
Всё, что нужно сделать после удаления катализатора, – поставить обманку – деталь, позволяющую перехитрить датчики автомобиля, и прошить систему. При этом всю работу сотрудники СТО обещают сделать бесплатно.
«Катализатор мы утилизируем по программе защиты окружающей среды и получаем дотации, что позволяет сделать работу бесплатной или со значительной скидкой», – говорится на одном из сайтов белгородской фирмы.
Подробностей этой программы в Интернете я так и не нашёл. Зато мне попадалось множество фирм, утилизирующих автокатализаторы и выплачивающих деньги за… драгоценные металлы. Это же подтвердил и знакомый механик, работающий на СТО. Услышав о программе утилизации, он рассмеялся:
«Катализаторы содержат платину или палладий. Потому в Москве эти запчасти продают по достаточно высокой цене. Сам я этим не занимаюсь, но знакомый рассказывает, что цена за один катализатор начинается от 20 тысяч рублей. Снял он два десятка катализаторов и поехал продавать. Вот и посчитай выгоду».
Неужели из‑за этого и бум, думаю я и подтверждаю ответ:
«Естественно! Раньше катализаторы промывали, они ещё достаточно долго служили, а теперь, даже если не нужно менять, тебя будут убеждать, что это необходимо».
Родную не заменит
Я обзвонил три белгородские СТО и попросил промыть катализатор в моём автомобиле. И во всех мне сказали, что больше таким не занимаются и вообще катализатор – абсолютно ненужная деталь, которую просто необходимо удалить. Они даже готовы сделать это бесплатно всё по той же программе утилизации. Когда я спросил, что за программа и где о ней можно почитать, внятного ответа так и не получил. Зато услышал предложение:
«Мы не чистим катализаторы, потому что это малоэффективно. Либо удалять, либо ставить универсальный катализатор. Но старый в любом случае вырезать».
В Интернете прочёл, что так называемый универсальный катализатор – это более дешёвая керамическая деталь, которая не может заменить родную.
В погоне за катализаторами предприимчивые механики доходят до того, что снимают драгоценную во всех смыслах деталь без согласия владельцев машин.
Последняя громкая история произошла чуть больше месяца назад. 30-летний белгородец загнал автомобиль на покраску, и там без его ведома удалили катализатор. Когда владелец заметил отсутствие детали, то сразу же обратился в полицию. Ущерб составил 36 тысяч рублей, а в отношении механика возбудили уголовное дело по ст. 158 УК РФ «Кража». Теперь работнику СТО грозит лишение свободы на срок до пяти лет.
Без катализатора и машины
Хотя и с удалением катализаторов не всё так просто, есть несколько особенностей, которые могут изменить работу автомобиля после этого.
В Госавтоинспекции «Белгородским известиям» пояснили, что после удаления катализатора нередко возрастает расход моторного масла, усиливается шум во время работы выхлопной системы, появляется токсичный запах выхлопных газов, который проникает в салон машины.
«При техническом осмотре автомобилей проверяют дымность и уровень загрязняющих веществ в отработанных газах, в частности, они должны соответствовать тем значениям, которые предусмотрены и указаны производителем данной модели. После удаления катализатора автомобиль перестаёт соответствовать экологическим нормативам. Поэтому пройти технический осмотр с удалённым нейтрализатором не удастся», – рассказал госинспектор ГИБДД Максим Лихонос.
Также он пояснил, что за данное нарушение предусмотрен штраф 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Но и это ещё не всё. Транспортное средство могут снять с регистрации, а водитель, утративший катализатор, может лишиться и автомобиля, пока не купит новую деталь и не установит её. А стоимость родной запчасти зависит от марки – от нескольких десятков тысяч рублей и выше.
Алексей Стопичев