Пол-экватора за отпуск. Как доехать на мотоцикле от Белгорода до Магадана и обратно
Белгородец Олег Шипулёв в одиночку преодолел 22 тысячи километров на своей «Ямахе»
-
Статья
-
Статья
Олег Шипулёв трудится газорезчиком на заводе «Белэнергомаш». А в свободное от работы время путешествует по России на мотоцикле. Этим летом он исполнил свою давнюю мечту – проехал по Колыме.
О том, как увлёкся мототуризмом, где в России самые красивые места и почему он предпочитает путешествовать один, Олег Шипулёв рассказал «БелПрессе».
Об отдыхе. Раньше я очень комфорт любил. Если бы мне лет 20 назад кто‑то сказал, что я буду преодолевать тысячи километров на мотоцикле, я бы покрутил пальцем у виска. Мол, как это: отдыхать без душа, туалета, кондиционера? А потом как‑то всё поменялось: и в одежде, и во взглядах на жизнь и отдых. Люди всё‑таки меняются в течение жизни.
О детской мечте. О мотоцикле я мечтал с детства. Но пока жил в Норильске, смысла в приобретении такого транспортного средства не было: там на мотоциклах почти никто не ездит. А когда переехал в Белгород, в 30 лет купил свою первую мототехнику – мопед. Получилось всё спонтанно: мне вернули долг, я шёл мимо магазина, где продавали японские скутеры. Заглянул просто посмотреть, а в итоге купил. Покатался на нём и понял, что нужно что‑то посерьёзнее. В следующем году я уже заказал себе китайский мотоцикл.
О первом маршруте. За руль мотоцикла я впервые сел 15 лет назад. А путешествовать стал лет 6–7 назад. Начал с поездки на море. Тогда это казалось серьёзным путешествием: когда доехал на мотоцикле из Белгорода до Чёрного моря, очень собой гордился. Хотя сегодня это расстояние кажется мне смешным – всего 800 км. Сейчас я стараюсь меньше 1 тыс. км в день не проезжать, если еду куда‑то далеко. Со временем я познакомился с другими мототуристами и стал путешествовать по стране.
О мотосообществе. Сейчас группы мототуристов есть во всех популярных соцсетях и мессенджерах. Во многих городах есть байкпосты – места, где можно получить помощь и бесплатно (или за символическую плату) переночевать. Некоторые мотоклубы вскладчину покупают целые дачи, чтобы мототуристы могли по пути там отдохнуть. Благодаря байкпостам основной статьёй расходов в путешествии становится бензин. Например, на дорогу до Магадана и обратно я потратил на топливо 65 тысяч рублей. А если бы я ещё тратился на гостиницы и хостелы, это была бы совсем другая сумма.
О снаряжении. У меня всегда с собой палатка, спальный мешок, который выдерживает до 25 градусов мороза. Холод я переношу нормально, но спать лучше в тепле. Например, когда я ночевал на Ямале, там температура воздуха опускалась до нуля. Спальник, конечно, занимает много места, но с ним спокойнее. Беру с собой самонадувающийся коврик. Спать приходится где попало, иногда и на заправках, поэтому лучше подстилать что‑то мягкое. Беру с собой очень маленький раскладной стол, такой же стул, – какие‑то элементы базового комфорта. Некоторые смеются: да ну, мол, лучше в столовой пообедать. Да я не против столовой, если бы они были там, где я иногда останавливаюсь! Я бы не брал с собой ни газовую плитку, ни консервы. Но бывает так, что ты останавливаешься в таких местах, где, кроме заправки, и нет ничего. Поэтому какой‑то минимальный набор предметов быта и продуктов, вроде лапши быстрого приготовления, я вожу с собой всегда.
Об экипировке. Бывает и такое, что четыре дня подряд едешь под дождём. Конечно, это не очень комфортно, но дело тут скорее в привычке. Как говорил один старый мототурист: «Не бывает плохой погоды, бывает неправильная экипировка». Если тебе холодно – оденься.
Об экологии. Мне очень нравится ещё одна фраза: «Мототуризм – это самый дорогой способ жить как бомж». Сейчас она особенно актуальна: всё меньше остаётся мест, не загаженных людьми. Из‑за этого очень тяжело найти нормальное место для ночёвки с палаткой. Это раньше можно было просто завернуть в лес и остановиться. А сейчас на каждом шагу туалетная бумага, пластик, пакеты… Люди, которые путешествуют на мотоциклах, почти никогда не мусорят. Скажу по себе: я могу с собранным мусором и 2 тыс. км проехать, если по пути нет места, где его можно выбросить.
О планировании поездки. Я всегда заранее прорабатываю маршрут. Человек я старомодный, поэтому пользуюсь для этого блокнотом. Всё новое и электронное – это, конечно, хорошо, но старая добрая бумага надёжнее. Я сажусь и детально прописываю маршрут. Например, через 208 км – заправка, через 373 км – Шаман-ручей, где надо остановиться и посмотреть достопримечательности. И так вся дорога у меня была расписана достаточно подробно. В пути важно планировать заправки. Самый большой отрезок у меня был длиной 535 км. Такое расстояние без запаса топлива не проехать.
При планировании я также учитываю расположение байкпостов. Предварительно созваниваюсь или списываюсь в соцсетях с единомышленниками, договариваюсь о ночлеге. Но иногда бывают и приятные случайности: в районе Магадана я встретил супружескую пару, которая путешествовала на большом внедорожном пикапе. Узнав, что я приехал издалека, они абсолютно бесплатно предложили мне пожить у них. Кормили меня, возили по всем достопримечательностям.
О технике. Сейчас у меня мотоцикл Yamaha XT1200Z Super Tenere. Это туристический эндуро (внедорожный мотоцикл – прим. авт.) с двигателем объёмом 1 200 см³. А начинал я с чопперов, круизёров. На таких мотоциклах вполне можно путешествовать там, где есть асфальтовые дороги.
О выборе маршрута для отпуска. Почему решил отправиться именно в Магадан? У меня других вариантов особо не было: я в России уже везде был. Можно сказать, объехал по периметру почти всю страну. В прошлом году был во Владивостоке. Не доехал пока в Калининград, но там по суше сложно добираться через Литву. Поэтому этим летом решил отправиться на Колыму.
О километрах и днях. В общей сложности я проехал 22 тыс. км: по 11 тыс. в одну сторону. Выехал из Белгорода 2 августа и вернулся 29-го. По стране у меня много товарищей, и я сразу всех предупредил, что по дороге в Магадан ни к кому надолго заезжать не буду – хотелось быстрее добраться до Колымы. В итоге 9 тыс. км до Якутска я проехал за восемь дней, а до Магадана я добирался ещё четыре дня.
О попутчиках. Обычно езжу один. Так проще, меньше проблем. Я сам не пью и не курю. Некоторые ребята на байкпостах выпивают, особенно при встрече. Я против этого ничего не имею, но сам этого никогда не делаю. Не люблю вот этого: кто‑то с перепоя, одному надо срочно покурить, другому – в туалет… Поэтому стараюсь ездить один. Вдобавок это ещё и большая ответственность: если напарник поломался, ты же его не бросишь. Конечно, когда поломался ты сам – это удобно (смеётся). Но, тем не менее, одному проще. Или с пассажиром. У меня есть друзья, которые периодически ездят со мной в путешествия. Ну или любимая женщина, когда у неё получается, – это вообще лучший вариант.
Об отношении близких. У них особо вариантов нет. С моей подругой однажды был разговор о моих мотопутешествиях. Я сказал: «Мы сейчас поругаемся, а я всё равно уеду. Но с плохим настроением. И ты с плохим настроением здесь останешься. Зачем это нам нужно?» Тем более сейчас, когда есть современные технологии, на связи быть легко. В этот раз, правда, мне не повезло: в Якутии из‑за лесных пожаров сгорели все вышки сотовой связи, и я четыре дня был без телефона.
О лесных пожарах в Сибири. Смог начался от Красноярска, хотя до Якутска было ещё 5 тыс. км. Наверное, ветром как‑то донесло… Когда я приехал в сам Якутск, там было +35. Видимо, эта аномальная жара сыграла не последнюю роль в пожарах. В какой‑то момент вдоль дороги справа стало видно открытое пламя. Когда языки огня оказывались совсем рядом, было, мягко говоря, не по себе. В некоторых местах я снимал огонь на видео, но потом бросил эту затею: я не из тех, кто будет записывать видео до последнего, даже если на тебя летит метеорит, как в американских фильмах. Когда из‑за дыма впереди не было видно дороги, резало глаза и становилось трудно дышать, я уже стал подумывать, а не свернуть ли мне назад. Но в итоге решил продолжить свой путь.
Об опасностях. Места там дикие, по‑своему очень красивые. На дорогу нередко выходят медведи. Их дальнобойщики из кабин подкармливают, и это не очень хорошо. Они‑то высоко сидят, а я вот он – рядом.
Несколько раз на моём пути сходили селевые потоки. Прошёл дождь, и с гор потекла настоящая река, которая смыла дорогу. Пришлось ждать, пока её восстановят.
Местами на дороге было очень много песка. Именно из‑за него я на Колыме падал столько раз, сколько не падал до этого никогда: переднее колесо вязнет в песке. А на обратном пути я попал в дождь. Там есть один участок, который, по рассказам ребят, некоторые проезжают за четыре дня. А это всего 60 км! Грязи там – по середину колеса.
О трудностях. Бензин на Колыме стоит 66 рублей за литр. А ещё на дорогах там страшная пылища – я такой не встречал нигде. Когда ты догоняешь грузовик, то из‑за стены пыли даже не можешь оценить, на каком расстоянии от тебя он движется. За одним таким я ехал целый час. Отставать нет смысла, потому что ты потом всё равно его догонишь. Остаётся ждать, когда он в гору пойдёт, чтобы обогнать.
Пыль всё время попадала в переднюю вилку. Я задолбался её перебирать: сделал это четыре раза за неделю и сейчас, кажется, могу разобрать и собрать её с закрытыми глазами. Всё осложнялось ещё и тем, что ни в Якутске, ни в Магадане нельзя быстро достать расходники – только под заказ. Я много чего везу с собой из запчастей и инструментов, но вот как раз расходников для передней вилки у меня не было.
О достопримечательностях. Есть точки, которые принято считать обязательными для посещения. Например, если ты на Дальнем Востоке, то обязательно надо посмотреть Владивосток, в Восточной Сибири – Байкал. Я сам на Байкале был пять раз, поэтому мне уже не очень интересно. Если честно, он меня никогда особенно не впечатлял: ну вода и вода. То ли дело Алтай или российский Кавказ! Просто надо знать места, куда стоит ездить. Не по федеральной трассе, а сворачивать на просёлки, забираться в горы. Например, в этом году я увидел заброшенный город в Гамсутле – это между Махачкалой и Дербентом. Я там ночевал. Я вообще люблю такие места. Наш Кавказ – отличное место. Единственное, что напрягает, – люди с автоматами на блокпостах. На Алтае тоже прекрасно – много дикой природы, ощущение дикости.
В этот раз моей целью была Колыма, поэтому я никуда по дороге практически не заезжал, так как видел всё раньше. На Колыме есть заброшенный город. Люди там раньше работали, возможно, золото добывали. Там вообще сейчас много посёлков, где моют золото. В таких местах очень дорого. Мне как‑то захотелось фруктов, я зашёл купить нектарин, но когда узнал цену – 620 рублей, – сразу передумал его покупать.
О советах для начинающих. Меня часто спрашивают, какой мотоцикл выбрать. Я всегда отвечаю: а что ты от него хочешь? Если ездить по асфальту – одно дело, если с асфальта съезжать – другое. Что касается маршрутов, то начинать стоит с того, что поближе. Я, например, начинал с Крыма много лет назад. Теперь я в Белгороде не знаю столько, сколько знаю всего в Крыму. У меня там много друзей. В Крыму до сих пор много мест, неизвестных массовому туристу. Обычно как бывает? Человек приезжает на пляж, на котором яблоку негде упасть. А я знаю места, где следующий сосед на берегу моря – через 100 м от меня.
Подготовил Вадим Кумейко