Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах
Найти обладателей автодомов в Белгородской области оказалось очень сложно. Тем интереснее их истории
![Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/69/1f/691f7ccb-5822-4094-9cab-670346710a5a/_zv_0648.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
В 2020-м с началом пандемии спрос на автодома вырос на 40 % по сравнению с предыдущим годом, констатируют аналитики сайта частных объявлений. И всё же говорить о тенденции слишком рано. Тому две причины: цена на автодома и отсутствие инфраструктуры.
На том же сайте объявлений на всю область только два предложения о продаже прицепов-дач с пробегом за 380 и 420 тыс. рублей. Есть объявления дилеров из Владивостока – от 1,5 млн рублей за альковный автодом и от 2 млн за прицеп-дачу из Москвы, Краснодара или Питера.
Забирались в полное бездорожье
Белгородке Насте Кривчиковой повезло встретить парня уже с автодомом, на котором он проехал через всю страну – из Питера в Магадан. После свадьбы стали путешествовать вместе.
«Автодомик на базе полноприводного «Соболя», Дима и покупал его для переделки. Изначально было минимум удобств, одно спальное место, условная кухня. Постепенно доделывали и переделывали. Теперь есть спальные места для двух взрослых и ребёнка, кухонный модуль со столом, раковиной, портативной газовой плитой и холодильником, биотуалет и душ с тёплой водой. В салоне автономное отопление, мы ночевали и в –17 оС. Недавно дополнительно установили солнечную панель и аккумулятор для холодильника и отопителя», – рассказывает Настя «Белгородским известиям».
![Фото: архив семьи Кривчиковых Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e8/b1/e8b1437e-82a2-43c4-9c6d-3cb27cf3c96b/71235787_3071975136177933_4053132324810784768_n.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
За три года семейной жизни они объездили всю Ленинградскую область, в которой живут, прокатились по Карелии, были в Бородино и на самом севере европейской части России – полуострове Рыбачьем на Баренцевом море, где полное бездорожье, тундра и отсутствие цивилизации. Забраться получилось, потому что «Соболь» – полноприводный внедорожник, другой бы не заехал.
«Дорога на озеро Импилахти в окрестностях Ладоги – это трасса для джип-триала, но мы прошли, в Хибинах зимой были (Мурманская область), залезали в такие снега, куда только снегоходы забираются», – продолжает Настя.
Рождение сына их путешествия не остановило, а сделало веселее. Из Питера на Кавказ поехали, когда ему было три месяца. За две недели побывали в Пятигорске, Северной Осетии, Владикавказе и Эльбрусе. А когда малышу было девять месяцев, рванули по Белоруссии.
«Нам очень нравится путешествовать в автодоме. Едем в своём темпе, не привязаны ни к месту, ни к времени. На Рыбачьем пять дней были в полной автономке – с запасом воды и еды, – говорит она. – С нами катаются две лохматые морды (собаки), которые обычно добавляют приключений».
![Фото: архив семьи Кривчиковых Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/04/40/04409b24-5840-465d-9847-9e8007f68e11/67342850_2892024104173038_4351576262041403392_n.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Сейчас их «Соболь» снова на доработке. Дима делает утепление, шумоизоляцию и готовит место для ещё одного маленького пассажира – у пары родился второй малыш.
Их расходы на поездку – это топливо и еда в дорогу, но, поскольку автодом собирали сами, получилось довольно затратно.
«На утепление и шумоизоляцию – больше 55 тыс., переделка салона потребует вложений, солнечная панель с контроллером – 30 тыс. плюс 15 тыс. аккумулятор к ним. На самом деле тут вопрос личного комфорта. Мои родители, например, ездят с прицепом-каплей – это небольшой спальный модуль с кухней, куда нужно подходить с улицы. Но и с таким тоже можно выехать в автономное путешествие, – говорит Настя. – В России куча людей, которые путешествуют в автодомах. Когда мы стали ездить, познакомились со многими, и это самое прекрасное в путешествиях. Мы в восторге!»
![Фото: архив семьи Кривчиковых Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1b/3c/1b3c0769-5479-4088-af2d-635a73d944b0/67709149_2932780323430749_6119056210307055616_n.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Объехали весь Кавказ
Владимир Сердюк пристально следил за объявлениями два года. Подходящий вариант нашёлся в Подмосковье полтора года назад – праворульная «Тойота» с пробегом по России всего 160 тыс. км.
«Дедушка лет 70 наездился и решил всё распродать. Нам повезло купить автодом за 1 млн рублей, таких цен давно нет. Приключения начались уже по пути домой – у машины прямо на дороге отвалилось заднее колесо. Пришлось заезжать на ремонт. Пригнав сюда, сделал профилактику двигателя – и машина стала идеальной», – рассказывает владелец.
Паркуют автодом во дворе своего частного дома, но надолго он не застаивается. Их семья с четырьмя детьми объехала весь южный берег Крыма, были в Дагестане, Архызе, Эльбрусе, Домбае, Абхазии. В путешествиях проводят по три-четыре недели.
![Фото: архив семьи Сердюк Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/7d/f5/7df5dfba-83c5-4403-b38f-2c7c0a7a1425/dbcuhda68km.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«У меня был опыт путешествий с палаткой. В автодоме, конечно, намного комфортнее: отопление, полноценная кухня, душ, спальня. У старшей дочери музыкальная группа, мы зимой ездили в Тулу на концерт. Жили в машине при +25 оС, а на улице был снег и мороз. В палатке это было бы нереально», – продолжает Владимир.
На дорогах собратьев встречают нечасто, оттого, наверно, и рады друг другу – всегда поздороваются, пообщаются. Он согласен с мнением о неразвитой инфраструктуре. В отличие от Европы и Америки в России нет специальных парковок и кемпингов для автодомов, и путешественникам приходится рассчитывать на свои силы.
«В этом году поставил солнечные батареи, потому что с зарядкой были проблемы. Теперь не надо искать зарядные станции. У нас большой бак для воды, на две недели запаса хватает. На ночь часто выбираем места на природе – главное, чтобы было безопасно. В прошлом году в районе Анапы искали парковку с Wi-Fi, так и не нашли, и в Крыму тоже. В итоге приехали к знакомому в Орджоникидзе (посёлок на востоке Крыма – прим. ред.) и стали прямо на стадионе, там и Wi-Fi, и море рядом.
![Фото: архив семьи Сердюк Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5b/e8/5be8e3f8-25bd-47fe-abb6-3152d1b35b53/uidy3knfn9w.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: архив семьи Сердюк Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ec/4e/ec4e461c-7d7c-40fc-b04f-4db3b1b784f7/b7u_d31omr4.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Налог на автодом на базе самого маленького грузовичка считается как за грузовик – 3 600 рублей в год, для вождения хватает категории В. Содержание карман не тянет: газ для плиты поставили, когда только купили машину, и до сих баллон почти полный. Есть маленький газовый – для холодильника, его хватило больше чем на год.
Понятно, что автодом – это не про экономию, а про формат путешествий, и тем не менее.
«В мае на 21 день ездили в Архыз и, ни в чём себе не отказывая, потратили 55 тыс. рублей на шестерых. Снять жильё стоит 4 тыс. в сутки за человека, мы бы полмиллиона только за жильё отдали. Дом уже отбился, но это потому, что мы постоянно ездим. Если его купить и поставить – смысла в нём нет», – уверен Владимир.
![Фото: архив семьи Сердюк Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ba/6b/ba6b2944-932f-43ca-af34-d839fbbc13c2/h_w_fpzga04.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: архив семьи Сердюк Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/39/83/3983b85f-8ac4-4d7e-9296-061cee083b41/nohfrsvoda4.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Наслаждаюсь дачной жизнью
У Александра Пилюгина кемпер два года, но путешествие с ним было только однажды – когда прицеп ехал из Белоруссии в Новый Оскол. Довольно‑таки большой прицеп (жилая длина – 5,6 м, а ширина – 2,35 м) стоит у яблони и выполняет функцию дачного домика.
«Тащили из Европы, а я взял его в Белоруссии. За «Лексус» цепляю, и можно идти хоть 140, он только покачивается – хороший, устойчивый. Размер прицепа зависит от тоннажа машины. Чем тяжелее и мощнее машина-тягач, тем больший прицеп можно возить. У меня автомобиль 3 тонны, а прицеп – 2,5, права категории В, и по дороге никто не останавливал», – говорит владелец и показывает дом изнутри.
Там довольно просторно. Может разместиться пять человек. Есть спальня, столовая и полноценная кухонная зона с множеством шкафчиков, место под биотуалет, но его ставить не стали.
Плита, холодильник, кондиционер и обогреватель работают от газа.
— Температуру держит хорошо, даже зимой можно ночевать, точно не замёрзнешь, – хвалит владелец.
— Вам не хотелось с ним съездить в путешествие?
На вопрос Александр только пожимает плечами.
![Александр Пилюгин / Фото: Вадим Заблоцкий Александр Пилюгин](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d3/a8/d3a8826a-d66a-4935-b858-5276d9093685/_zv_0580.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b2/3e/b23e8dd1-f7df-4fd0-8b4a-207c8a13867b/_zv_0617.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b6/e9/b6e9b7fa-860f-4c4e-87ab-59b1362689a7/_zv_0629.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Всё‑таки В, С или Е?
Какая водительская категория потребуется, зависит от каждого конкретного случая. Обычно хватает категории В, поскольку большинство автодомов весят меньше 3,5 тонны. И всё же стоит обратить внимание на вес.
Если к автомобилю категории В цеплять трейлер массой до 750 кг – категория В;
Если к автомобилю категории В цеплять трейлер тяжелее 750 кг, но меньше массы самого авто, и в целом весь максимальный вес такого состава будет меньше 3,5 тонны – категория В;
Если максимальная масса автомобиля и прицепа превышает 3,5 т – категория В и Е;
Автодом массой свыше 3,5 тонны, рассчитанный на 6–8 человек, – категория С и все правила, которые распространяются на грузовые машины.
![Фото: Вадим Заблоцкий Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/99/7f/997f727f-7945-4f80-93f5-9096b30bec93/_zv_0641.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Что это такое – дом на колёсах?
Трейлер (караван, дача на колёсах, кемпер) – прицеп, который тянет машина-тягач. Бывают разных размеров и вместимости: от капли на два спальных места с кухонным блоком в багажнике до 12-метровых полноценных квартир на 7–8 человек с кухней, санузлом и спальнями. Стоят трейлеры от 300 тыс. до 2,5 млн рублей.
Жилой модуль – своих колёс тоже нет, он, как багажник, крепится к пикапу, когда это нужно. При небольших размерах вмещает до 6 человек. Вместе с пикапом с пробегом стоит порядка 2,5 млн, отдельный модуль – в пределах 1 млн рублей.
Жилой минивэн (кастенваген) – это уже самостоятельный автомобиль на базе любого минивэна или газели, «Фольксвагена», «Фиата» и др. Нет ни кухни, ни санузла, а только спальные места. На сайте объявлений нашлись такие минивэны с пробегом за 800 тыс. – 1,3 млн рублей.
Альковный автодом – дом на базе маленького грузового автомобиля или микроавтобуса. Над кабиной расположены дополнительные спальные места, что позволяет вместить до 8 человек. Цена такого автомобиля с пробегом – от 3 млн рублей.
Полуинтегрированный автодом – предложение посерьёзнее, поскольку здесь за водительским сиденьем встроено всё необходимое для жизни 2–7 человек. Тот же трейлер, только не прицеп, а самостоятельный автомобиль. Цена таких машин с пробегом от 2,5 млн до 14 млн рублей.
Интегрированный автодом – полноценная квартира площадью 50 кв. м на базе автобуса, вмещается даже гараж для легкового автомобиля. Это премиум-класс домов на колёсах, и цена соответствующая – 6,5–14 млн рублей с пробегом.
Ирина Дудка