Если нет морей и гор. В Белгороде обсудили проблемы развития культуры и туризма
16 августа прошла очередная стратегическая сессия по разработке новой Стратегии развития региона
-
Статья
-
Статья
В филармонии собрались представители сферы культуры и туризма: сотрудники профильных управлений, представители турфирм и некоммерческих организаций, руководители учреждений культуры, преподаватели специальностей из сферы туризма.
Уехать в пятницу, вернуться в воскресенье
Культура и внутренний туризм связаны между собой – так считают в правительстве области. Одни создают контент, другие обеспечивают его аудиторией. Поэтому на стратегической сессии и собрали вместе представителей двух этих отраслей.
«Внутренний туризм – сегодня настоящий тренд, потому что все понимают: если мы его разовьём, это станет локомотивом для развития экономики, – сообщила «БелПрессе» руководитель проекта «Белгородская черта» Екатерина Зимина. – В нашем регионе туризм пока не является важным сегментом. Поставлена задача его развивать, но, к сожалению, пока все наши попытки, все наши наработки по брендам и прочий труд многих людей мало к чему приводят. Один из простых визуальных показателей наличия каких‑либо подвижек – пустые парковки во дворах домов. Но у нас по выходным они, как правило, заполнены машинами, а нужно, чтобы люди в пятницу вечером отправлялись в тур выходного дня и возвращались в воскресенье».
Исправить это могут хорошая основополагающая идея и профессионалы, которые бы её воплотили. По мнению Зиминой, Белгородская область сейчас на пороге рождения такой идеи.
99 % счастливых людей
«Для меня культура — не просто статья расходов в бюджете, а среда, в которой мы живём. Готов поддерживать все ваши планы, если вы меня убедите, что будет результат», – отметил на встрече Вячеслав Гладков.
Он сообщил участникам, что в этом году на культуру бюджет региона выделил более 1 млрд рублей. Мероприятий из‑за ковида стало меньше, но в то же время в области реализуют масштабные проекты, например, ремонтируют Центр народного творчества в Белгороде и культурные учреждения в муниципалитетах.
«Но вместе с вами мы должны понять, что для нас важнее: строить большие здания с хорошим оборудованием или проводить крупные событийные мероприятия вообще без капитальных вложений. Как фестиваль «Белгородское лето»: я стараюсь каждое воскресенье пройтись от «Октября» до спорткомплекса Хоркиной и вижу 99 % счастливых людей. Они гуляют, каждый находит свой интерес и видит свою сопричастность, – рассказал Гладков. – В моём понимании, должна быть гармония».
Менее благополучна, чем в культуре, по мнению врио губернатора, ситуация с внутренним туризмом. Эта сфера должна монетизироваться, приносить доход. Но регион отстаёт здесь в масштабах страны по вовлечению жителей, бизнеса в отрасль. К упущенной выгоде относятся недополученные средства, которые федеральный центр сейчас активно выделяет регионам на развитие туризма.
«Мы пока не можем сформировать механизм, который помогает людям туда [в турсферу] войти», – констатировал Вячеслав Гладков.
Депутат облдумы Никита Румянцев констатировал, что Белгородская область, в которой нет морей, красивых гор и прочих достопримечательностей вроде Байкала, годится для туризма выходного дня. В этом качестве, по его мнению, регион может развиться весьма успешно.
Кадры и материальная база
Начальник областного управления культуры Константин Курганский рассказал, что проблемы Белгородской области анализировали и федеральные эксперты, и специалисты местного уровня. Первые отметили необходимость развития креативных индустрий и турсферы. Для вторых актуальнее оказались проблемы с кадрами, с недостаточной материальной базой и нехваткой инфраструктуры, а также отсутствие какой‑либо стратегии развития в туризме и механизмов поддержки турпроектов.
«В культуре наши муниципалитеты предложили, в частности, разработать программу по поддержке и удержанию в регионе молодых специалистов – это жильё, премирование, продвижение проектов, стажировки. Нужно модернизировать региональную систему подготовки и повышения квалификации культурных кадров, – отметил Курганский. – Аналогичная программа должна быть насчёт укрепления материальной базы. Нужна грантовая поддержка, привлечение инвесторов, нужно участвовать в федеральных программах без привлечения НКО».
Геолокация – в Белгородской области
Первый заместитель губернатора Евгений Мирошников представил основные показатели белгородского туризма. В 2020 году регион посетили 271 тыс. туристов. Их средний возраст – 38 лет, среднее время пребывания – 4 дня. При этом общий номерной фонд белгородских гостиниц – всего 4 500 мест.
Большинство (29 %) туристов приезжает к нам из Москвы и Московской области, 16 % – из Воронежа, 12 % – из Курска, 5 % – из Санкт-Петербурга, 3 % – из Краснодарского края.
«Всё, что мы проводим, мы хотим считать: сколько человек побывало на мероприятии, кто эти люди, откуда они приехали, какой у них средний чек. Нам это нужно, чтобы понимать эффективность наших действий, – пояснил начальник цифрового департамента. – С точки зрения продвижения, вообще, цифровизация – самое главное, что может быть. Цель – довольный турист, который в «Инстаграме» сделал 20 фоток и рассказал всем, как в Белгородской области круто».
16 августа, по словам Евгения Мирошникова, можно считать днём рождения белгородского туризма. В этот день при департаменте цифрового развития создали областное управление по туризму.
«Определён штатный состав новой структуры, в управлении будут работать 8 человек, – рассказала «БелПрессе» начальник нового управления Ия Подзолкова. – Ещё 10 человек будут работать в туристическом информационном центре. Гостям города они подскажут, например, как с толком потратить свободные 2–4 часа времени – предложат достопримечательности или прогулочный маршрут. Поначалу это будет небольшой офис в центре города, впоследствии – полноценный инфоцентр, с сувенирной, информационной продукцией, различными услугами».
Цифровая культура
Разбившись по секциям, участники обсудили проблемы развития культуры, туризма, креативных индустрий, культурного образования, молодёжной политики. Среди проблем назвали и отсутствие нужного числа хороших гостиниц, и интернета в сёлах, без которого невозможно внедрение цифровой культуры.
«Несмотря на то, что мы являемся регионом-лидером по цифровизации культурной отрасли, идём на первых местах во всех министерских рейтингах, нам не хватает темпов. Надо быстрее, – считает участник команды проектов «Культура.РФ», «PRO.Культура.РФ», «Культурный регион» Оксана Кучирка. – Учреждения культуры не должны отставать, внедряя современные технологии, которые сегодня появляются в жизни людей. Особенно в муниципалитетах. Особенно на селе, где вообще пока ещё стоит вопрос тотальной обеспеченности качественным интернетом. Необходимо также изменение штатного расписания учреждений культуры, чтобы у них появлялись собственные digital-специалисты, работа которых не будет падать на плечи рядовых сотрудников».
Как и на прошлых сессиях, участники сформулировали свои предложения письменно. Разработчики обновлённой Стратегии развития Белгородской области обещают учесть эти идеи в итоговом документе.
Олег Гончаренко