Чудо-блошка, или Что такое маркеты талантов
О блошиных рынках нового формата журналу «ОнОнас» рассказала их организатор в Белгороде Люда Матрёнина
-
Статья
-
Статья
Эту блошку не нужно ни травить, ни подковывать. Достаточно познакомиться с ней поближе и влюбиться. Со вторым пунктом вы справитесь и сами. А с первым – поможем.
Как всё начиналось. «Мы проводили гаражные распродажи, организовывали своп-вечеринки, разные события, но всё время чего‑то не хватало. И тогда мы решили объединить всё самое классное, что было на предыдущих мероприятиях. Так в 2019 году появилась «Блошка».
Сейчас она проходит в двух форматах. Летом и зимой мы проводим большие маркет-фестивали, а между ними, раз в пару месяцев, – маленькие уютные ярмарочки. Дело в том, что людям не всегда нужна какая‑то масштабная насыщенная тусовка. Иногда им просто хочется не выискивать мастеров в Интернете по одному, а прийти куда‑то и посмотреть всех разом, увидеть, как изделия выглядят вживую».
О сути. «Раньше мы называли себя творческой ярмаркой, но потом немножко обновились: теперь «Блошка» – маркет талантов. Потому что мы не только про то, что сделано руками. «Блошка» – это и мастер-классы, и лекции, и онлайн-площадка для знакомства с историями творческих людей.
Кроме того, мы стараемся выделить «Блошку» в отдельный персонаж, как в сказке: девочка, которая любит всякие творческие штуки, коллекционирует редкие изделия и обожает устраивать вечеринки. Хочется, чтобы она ассоциировалась не только с рынком, но и с каким‑то интересным образом».
О команде. «Есть три основных организатора: это я, Владислава Соловьёва и Анастасия Лисич. Я отвечаю за пиар и коммуникации, Лада – за экономическую часть, а Настя – за дизайн и оформление. Ещё в команду входят, например, видеоинженер, наши мастера на все руки. А на фестивале нам помогают волонтёры: что‑то расставляют, что‑то объясняют участникам. Так что, если посчитать, в день самого события у нас получается команда примерно из десяти человек».
О времени. «Если это маленькая распродажа, то двух недель вполне достаточно, чтобы всё организовать. Фестивали, конечно, занимают больше времени, но только потому, что у каждой из нас есть основная работа, и поэтому нам удобнее готовиться не спеша и постепенно. А если активно заниматься только фестивалем, то хватит и месяца, чтобы всё сделать».
О подготовке. «На самом деле она включает в себя очень многое. Подыскать нужную площадку, договориться с мастерами, узнать, сколько продукции у каждого будет, сколько места им потребуется. Найти нужный реквизит и подготовить его. Например, на одной из «Блошек» мы организовывали выставку, и выставочный зал «Родина» давал нам для неё 15 мольбертов.
Одновременно нужно составить расписание и программу, настроить рекламу, вести социальные сети. Продумать оформление вплоть до последнего штришка: как всё будет выглядеть, как располагаться. Так, в прошлом году мы собирали и раскрашивали какие‑то старые веточки, привозили пеньки. На больших фестивалях мы всегда закупаем воду и фрукты для участников».
Что про исходит на площадке за 30 минут до открытия. «Участники постепенно располагаются на своих местах, раскладывают продукцию, а мы доделываем какие‑то мелочи и готовимся публиковать сторис, отвечать на вопросы и просто наслаждаться всем, что происходит.
Мы не всегда успеваем подготовить секонд-зону. Иногда именно в последние полчаса начинаем экстренно развешивать вещи и крепить к ним ценники. А однажды у нас был печальный опыт, когда за полчаса до начала даже не были расставлены столы. Но обычно мы стараемся сделать всё заранее».
Как проходит маркет для организаторов. «Для нас это работа. Мы не отдыхаем. Это как спрашивать об ощущениях музыканта, который выступил с концертом: он вроде бы и кайфанул, но всё равно потом уставший, потому что отработал, выложился. Или ведущего программы, который как будто просто разговаривает, но при этом всё время держит лицо, следит за происходящим в студии.
Каждый организатор должен быть немного гадалкой. Ведь, помимо контролирования всех заранее запланированных процессов, одновременно нужно предугадывать, что может пойти не так. Например, у тебя всегда должны быть под рукой мешки, тряпка, швабра, чтобы ты в любой момент мог пойти и убрать за кем‑то мусор, потому что мусор – то, что неизбежно портит впечатление от любого события».
О поиске участников. «Когда «Блошка» проходила в первый раз, я думала, что просто соберу тех, кого знаю, приглашу своих талантливых и творческих друзей. Но когда я опубликовала анонс маркета, вдруг стали появляться самые разные люди, которые хотели принять в нём участие. И с каждым разом желающи становилось всё больше и больше.
Бывает и так, что я листаю ленту в соцсетях и вижу человека, который только-только начал чем‑то заниматься, у него пока буквально пара постов, но он делает действительно прикольные штуки. И тогда я могу сама написать человеку и предложить поучаствовать в маркете. И первый вариант, и второй уместны и работают».
О принципе отбора. «На маленькие распродажи беру практически всех. Но в целом нас интересует современное творчество, которое в тренде, которое отвечает запросам аудитории. Это очень важно – чувствовать, что актуально сейчас, следить за повесткой, меняться. Мы понимаем, что каждый мастер волен творить так, как ему хочется, и это круто, но он ведь тоже должен сознавать, что будет интересно людям, а что не очень. Мне кажется, если человек умеет делать что‑то руками, то он всегда способен модернизироваться и делать что‑то ещё более классное. Поэтому мы стараемся смотреть на действительно крутые штуки: допустим, это керамика, какие‑то хендмейд-игрушки, шоурумы. Ещё мы очень любим что‑то связанное с экотематикой! Я помню, на одном из маркетов были экосалфеточки из воска – это было необычно и здорово».
О настоящем значении. «Я всегда стараюсь индивидуально проговорить с каждым участником, что событие и его участие в нём – это не только и не столько про продажи. Это скорее про пиар, позиционирование себя, умение налаживать контакт с аудиторией в офлайне. Это возможность понять, кто именно твой покупатель, какие у него интересы, как он выглядит и чего хочет. Увидеть, что заходит, а что нет, проанализировать себя: как стоит измениться, на что сделать упор.
Ещё «Блошка» – про общение и обмен опытом. Постоянные резиденты маркета уже давно дружат между собой, для них «Блошка» – это встречи, куда ты приходишь пообщаться, узнать, как у кого дела, и просто хорошо провести время.
О людях. «Среди наших продавцов много именно юных талантов, которые только начинают, только пробуют себя – например, художники, которые учатся переводить свои иллюстрации в открытки и наклейки.Что касается гостей, то на маленьких распродажах это чаще всего люди творческих профессий – музыканты, журналисты, фотографы. А на больших фестивалях аудитория очень разнообразная – там и молодые ребята, и бабушки, и семьи с детьми. В целом их всех объединяет то, что это люди, которые любят хендмейд
и творчество».
Об идеале. «Каждый раз, когда проходит идеальная «Блошка», я страдаю перфекционизмом и понимаю, что хочу ещё идеальнее. А прийти к такому совершенству практически невозможно. Наверное, когда я сделаю такой маркет, то подумаю – ну всё, пора на пенсию. Очень хочется организовать что‑то на уровне маркетов «4 сезона» или «Ламбада», таких мастодонтов московских. Получится ли? Ну вот прошлым летним маркетом я довольна, мы тогда сильно заморочились, там было вообще всё: и зона продаж, и лекции, и мастер-классы, и музыкальное сопровождение. И, несмотря на то что в тот день было много других мероприятий – и концерт Noize MC, и FunJumping, и «Маланья», – к нам пришло очень много людей. Это было удивительно и приятно.
А сейчас идеальная «Блошка» мне представляется под открытым небом. Выйти на улицу и провести маркет там: это сложно, но попробовать очень хочется».
Следующая «Блошка» планируется в августе. За всеми обновлениями можно следить здесь: @b.l.o.s.h.k.a
Александра Токтарёва