Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 июня 2021,  13:50

Чудо-блошка, или Что такое маркеты талантов

О блошиных рынках нового формата журналу «ОнОнас» рассказала их организатор в Белгороде Люда Матрёнина

Чудо-блошка, или Что такое маркеты талантовФото: vk.com/bloshkamarket
  • Статья
  • Статья

Эту блошку не нужно ни травить, ни подковывать. Достаточно познакомиться с ней поближе и влюбиться. Со вторым пунктом вы справитесь и сами. А с первым – поможем.

Как всё начиналось. «Мы проводили гаражные распродажи, организовывали своп-вечеринки, разные события, но всё время чего‑то не хватало. И тогда мы решили объединить всё самое классное, что было на предыдущих мероприятиях. Так в 2019 году появилась «Блошка»

Сейчас она проходит в двух форматах. Летом и зимой мы проводим большие маркет-фестивали, а между ними, раз в пару месяцев, – маленькие уютные ярмарочки. Дело в том, что людям не всегда нужна какая‑то масштабная насыщенная тусовка. Иногда им просто хочется не выискивать мастеров в Интернете по одному, а прийти куда‑то и посмотреть всех разом, увидеть, как изделия выглядят вживую».

О сути. «Раньше мы называли себя творческой ярмаркой, но потом немножко обновились: теперь «Блошка» – маркет талантов. Потому что мы не только про то, что сделано руками. «Блошка» – это и мастер-классы, и лекции, и онлайн-площадка для знакомства с историями творческих людей.

Кроме того, мы стараемся выделить «Блошку» в отдельный персонаж, как в сказке: девочка, которая любит всякие творческие штуки, коллекционирует редкие изделия и обожает устраивать вечеринки. Хочется, чтобы она ассоциировалась не только с рынком, но и с каким‑то интересным образом».

Люда Матрёнина организовывает «Блошки» с 2019 года Люда Матрёнина организовывает «Блошки» с 2019 года / Фото: vk.com/bloshkamarket

 

О команде. «Есть три основных организатора: это я, Владислава Соловьёва и Анастасия Лисич. Я отвечаю за пиар и коммуникации, Лада – за экономическую часть, а Настя – за дизайн и оформление. Ещё в команду входят, например, видеоинженер, наши мастера на все руки. А на фестивале нам помогают волонтёры: что‑то расставляют, что‑то объясняют участникам. Так что, если посчитать, в день самого события у нас получается команда примерно из десяти человек».

О времени. «Если это маленькая распродажа, то двух недель вполне достаточно, чтобы всё организовать. Фестивали, конечно, занимают больше времени, но только потому, что у каждой из нас есть основная работа, и поэтому нам удобнее готовиться не спеша и постепенно. А если активно заниматься только фестивалем, то хватит и месяца, чтобы всё сделать».

О подготовке. «На самом деле она включает в себя очень многое. Подыскать нужную площадку, договориться с мастерами, узнать, сколько продукции у каждого будет, сколько места им потребуется. Найти нужный реквизит и подготовить его. Например, на одной из «Блошек» мы организовывали выставку, и выставочный зал «Родина» давал нам для неё 15 мольбертов. 

 

Чудо-блошка, или Что такое маркеты талантов - Изображение Фото: vk.com/bloshkamarket

Одновременно нужно составить расписание и программу, настроить рекламу, вести социальные сети. Продумать оформление вплоть до последнего штришка: как всё будет выглядеть, как располагаться. Так, в прошлом году мы собирали и раскрашивали какие‑то старые веточки, привозили пеньки. На больших фестивалях мы всегда закупаем воду и фрукты для участников».

Что про исходит на площадке за 30 минут до открытия. «Участники постепенно располагаются на своих местах, раскладывают продукцию, а мы доделываем какие‑то мелочи и готовимся публиковать сторис, отвечать на вопросы и просто наслаждаться всем, что происходит.

Мы не всегда успеваем подготовить секонд-зону. Иногда именно в последние полчаса начинаем экстренно развешивать вещи и крепить к ним ценники. А однажды у нас был печальный опыт, когда за полчаса до начала даже не были расставлены столы. Но обычно мы стараемся сделать всё заранее».

 

Чудо-блошка, или Что такое маркеты талантов - Изображение Фото: vk.com/bloshkamarket

 

Как проходит маркет для организаторов. «Для нас это работа. Мы не отдыхаем. Это как спрашивать об ощущениях музыканта, который выступил с концертом: он вроде бы и кайфанул, но всё равно потом уставший, потому что отработал, выложился. Или ведущего программы, который как будто просто разговаривает, но при этом всё время держит лицо, следит за происходящим в студии.

Каждый организатор должен быть немного гадалкой. Ведь, помимо контролирования всех заранее запланированных процессов, одновременно нужно предугадывать, что может пойти не так. Например, у тебя всегда должны быть под рукой мешки, тряпка, швабра, чтобы ты в любой момент мог пойти и убрать за кем‑то мусор, потому что мусор – то, что неизбежно портит впечатление от любого события».

О поиске участников. «Когда «Блошка» проходила в первый раз, я думала, что просто соберу тех, кого знаю, приглашу своих талантливых и творческих друзей. Но когда я опубликовала анонс маркета, вдруг стали появляться самые разные люди, которые хотели принять в нём участие. И с каждым разом желающи становилось всё больше и больше.

Бывает и так, что я листаю ленту в соцсетях и вижу человека, который только-только начал чем‑то заниматься, у него пока буквально пара постов, но он делает действительно прикольные штуки. И тогда я могу сама написать человеку и предложить поучаствовать в маркете. И первый вариант, и второй уместны и работают».

 

Чудо-блошка, или Что такое маркеты талантов - Изображение Фото: vk.com/bloshkamarket

 

О принципе отбора. «На маленькие распродажи беру практически всех. Но в целом нас интересует современное творчество, которое в тренде, которое отвечает запросам аудитории. Это очень важно – чувствовать, что актуально сейчас, следить за повесткой, меняться. Мы понимаем, что каждый мастер волен творить так, как ему хочется, и это круто, но он ведь тоже должен сознавать, что будет интересно людям, а что не очень. Мне кажется, если человек умеет делать что‑то руками, то он всегда способен модернизироваться и делать что‑то ещё более классное. Поэтому мы стараемся смотреть на действительно крутые штуки: допустим, это керамика, какие‑то хендмейд-игрушки, шоурумы. Ещё мы очень любим что‑то связанное с экотематикой! Я помню, на одном из маркетов были экосалфеточки из воска – это было необычно и здорово».

О настоящем значении. «Я всегда стараюсь индивидуально проговорить с каждым участником, что событие и его участие в нём – это не только и не столько про продажи. Это скорее про пиар, позиционирование себя, умение налаживать контакт с аудиторией в офлайне. Это возможность понять, кто именно твой покупатель, какие у него интересы, как он выглядит и чего хочет. Увидеть, что заходит, а что нет, проанализировать себя: как стоит измениться, на что сделать упор.

Ещё «Блошка» – про общение и обмен опытом. Постоянные резиденты маркета уже давно дружат между собой, для них «Блошка» – это встречи, куда ты приходишь пообщаться, узнать, как у кого дела, и просто хорошо провести время.

 

Чудо-блошка, или Что такое маркеты талантов - Изображение Фото: vk.com/bloshkamarket

 

О людях. «Среди наших продавцов много именно юных талантов, которые только начинают, только пробуют себя – например, художники, которые учатся переводить свои иллюстрации в открытки и наклейки.Что касается гостей, то на маленьких распродажах это чаще всего люди творческих профессий – музыканты, журналисты, фотографы. А на больших фестивалях аудитория очень разнообразная – там и молодые ребята, и бабушки, и семьи с детьми. В целом их всех объединяет то, что это люди, которые любят хендмейд
и творчество».

Об идеале. «Каждый раз, когда проходит идеальная «Блошка», я страдаю перфекционизмом и понимаю, что хочу ещё идеальнее. А прийти к такому совершенству практически невозможно. Наверное, когда я сделаю такой маркет, то подумаю – ну всё, пора на пенсию. Очень хочется организовать что‑то на уровне маркетов «4 сезона» или «Ламбада», таких мастодонтов московских. Получится ли? Ну вот прошлым летним маркетом я довольна, мы тогда сильно заморочились, там было вообще всё: и зона продаж, и лекции, и мастер-классы, и музыкальное сопровождение. И, несмотря на то что в тот день было много других мероприятий – и концерт Noize MC, и FunJumping, и «Маланья», – к нам пришло очень много людей. Это было удивительно и приятно.

А сейчас идеальная «Блошка» мне представляется под открытым небом. Выйти на улицу и провести маркет там: это сложно, но попробовать очень хочется». 

 


Следующая «Блошка» планируется в августе. За всеми обновлениями можно следить здесь: @b.l.o.s.h.k.a

Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×