«Белгород» специального назначения: история самого уникального подводного крейсера в мире
19 марта, в День моряка-подводника, «Белгородская правда» рассказывает о судьбе субмарины
-
Статья
-
Статья
Атомная подводная лодка «Белгород», тактический номер К-329, – самый большой долгострой в мировой истории строительства подводных лодок (почти три десятка лет). Причин тому немало. Но это не главный её рекорд.
Главное – что она вот-вот вступит в строй и станет не только самой длинной подводной лодкой в истории человечества (184 метра), но и, по оценкам экспертов, самой эффективной боевой субмариной на земном шаре.
С чего всё начиналось
«Да, это так! «Белгород» уникален во всём! – утверждает председатель региональной организации «Морское собрание» капитан 1-го ранга Николай Якубовский. – И примечательно, что о его прорыве через тернии к звёздам мы беседуем в канун юбилея – 115-летия подводного флота России».
Проясняя тему долгостроя, Николай Степанович отмечает:
«Чертежи и расчёты проектов кораблей разрабатывают долго. Ведь надо выполнить все условия и требования тактико-технического задания, согласовать и утвердить их с руководством государства. Затем выдать все предписания по заказам, их размещению, подготовке специалистов и строительно-монтажных мест завода, цеха, стапеля… Особенно трудно идёт строительство первого корабля определённой серии, с последующими – попроще, по проторённому пути».
Что же касается подводной лодки «Белгород», то у неё очень интересная судьба.
Она стала последней в серии проекта 949 «Гранит», говорит Якубовский. Первая подлодка этой серии была заложена в цехе № 55 на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске Архангельской области 25 июля 1975 года с тактическим номером К-525. В боевом строю находилась до 7 ноября 1999-го. Несущая на борту 24 крылатые ракеты, она представляла большую угрозу авианосцам.
«Строящиеся серийно подводные лодки составляли отдельное звено в 11-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота со специальным названием – противоавианосные, – вспоминает Николай Степанович. – Кроме того, они получили прозвище Батоны по специфической форме надводной части корпуса».
После построения первых четырёх корпусов этого проекта на стапелях завода стали закладывать подводные лодки проекта 949А «Антей». Подводным лодкам проекта 949 присваивались почётные наименования только по названиям городов: «Архангельск» (головная в проекте), «Мурманск», «Орёл», «Томск», «Курск», «Воронеж» и т. д.
«Подводную лодку «Белгород» начали строить в 1990 году, – отмечает капитан 1-го ранга, – а официально она была заложена 24 июля 1992 года под заводским номером 664, причём это был уже модифицированный проект 949АМ «Антей».
Однако в связи с финансовыми проблемами начала 1990-х годов 16 мая 1994-го её строительство законсервировали. Тем не менее командование 7-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота в конце года приступило к формированию экипажа.
Его командиром назначили командира атомной подлодки К-131 этой же дивизии капитана 1-го ранга Владилена Абхалимова. После анализа личных дел сформировали офицерский состав экипажа, и в январе 1995 года все отправились в Обнинск Калужской области – в головной 16-й учебный центр ВМФ имени Героя Советского Союза Л. Г. Осипенко по подготовке экипажей атомных подводных лодок.
В январе 1995-го командир и его зам по работе с личным составом капитан 3-го ранга Геннадий Лопушенко встретились в Белгороде с главой администрации Георгием Голиковым и заключили с ним договор о шефских связях.
Через полгода экипаж подлодки пополнили мичманы и моряки срочной службы. Учёба продолжалась.
Соревнование за название
«Но было совершенно неясно, когда именно завершится строительство «Белгорода», к тому же постоянно шли разговоры о его прекращении, – вздыхает Николай Степанович. – Потому ещё в январе 1995 года была попытка присвоить это наименование атомной ракетной подводной лодке стратегического назначения К-18. Она находилась в 31-й дивизии 3-й флотилии Северного флота. Основания веские – в составе её экипажа было более 30 белгородцев».
Командир дивизии направил командира этого корабля Андрея Бескоровайного в Белгород. Тоже установили шефские связи. Позже состоялся ответный визит горадминистрации в Северодвинск.
Однако 31 мая 1996 года подводную лодку К-18 посетил премьер-министр правительства Карелии Александр Чепик, и по его ходатайству 18 сентября ей присвоили название «Карелия».
Достроить не по карману
Развал Союза потянул за собой и развал в судостроительстве – строить боевые корабли перестали, вспоминает Якубовский.
«Но смириться с этим мы не могли, – подчёркивает он. – Во время подготовки к 300-летию создания Российского военного флота, в начале 1996 года, в Москве создали общественный совет. Он выступил с инициативой провести всероссийский сбор средств для достройки кораблей. В список вошли корабли только с готовностью освоения строительства от 80 до 99 процентов».
Так, в списке значились тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Чебаненко», пять кораблей для Федеральной пограничной службы России и атомная подводная лодка «Белгород».
Всего требовалось собрать 587,4 млрд рублей (примерно по 4 тысячи рублей с каждого россиянина). Эта инициатива легла в основу Указа Президента РФ от 28 августа 1996 года № 1273 «О мерах государственной поддержки инициативы общественного совета «300 лет Российскому Флоту» по достройке кораблей Военно-Морского Флота и морских сил Федеральной пограничной службы России».
В итоге крейсер достроили за государственный счёт, а собранные деньги пошли на завершение строительства большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко». На «Белгород» достаточной суммы (335,2 млрд рублей) не собрали, и его строительство заморозили на неопределённый срок.
В том же 1996 году экипаж из учебного центра вернулся в свою 7-ю дивизию для стажировки на подводных лодках проекта 949, но в 1997-м экипаж расформировали, личный состав распределили на другие подводные лодки дивизии.
Продать Индии? Утилизировать?
После гибели 12 августа 2000 года подводной лодки «Курск» строительство «Белгорода» возобновили. К 31 декабря 2004 года был полностью готов корпус и начался монтаж внутренних систем и устройств. В итоге на 2005 год лодку включили в государственный оборонный заказ с необходимостью выделения на достройку около 100 млн рублей.
«Однако деньги заводу поступали несвоевременно и не полностью, – сетует Николай Степанович. – Многое в строительство подводной лодки завод вкладывал по своей инициативе. И было обращение к руководству Белгородской области о сборе средств на достройку корабля. Насколько мне известно, определённую сумму собрали и перечислили заводу».
20 июля 2006 года завод посетил министр обороны РФ Сергей Иванов. Ему доложили о выполнении заказа по строительству корабля на 76 процентов. После этого строительство опять прекратили.
«Рассматривались даже варианты продать недостроенную подводную лодку индийским ВМС или вообще утилизировать, – вздыхает Якубовский и продолжает: – 18 марта 2008 года участники конференции нашей региональной организации «Морское собрание» обратились в Министерство обороны России с предложением присвоить наименование «Белгород» новому кораблю. – Нам ответили, что название это присвоят одному из новых кораблей только после 2015 года».
Второе рождение
Но история подводной лодки «Белгород» на этом не закончилась. В 2009 году Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий предложил продолжить строительство подводной лодки с возможным перевооружением новым комплексом крылатых ракет, которые разрабатывали для подлодок проекта 825 «Ясень». А в начале 2012 года решили достроить её по новому проекту 09 852 Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург).
Заказчиком строительства подводной лодки «Белгород» стало главное управление глубоководных исследований Министерства обороны РФ.
«В связи с удлинением корпуса более чем на 10 метров, вообще в связи с достройкой по новому проекту, 20 декабря 2012 года состоялась церемония перезакладки «Белгорода», – говорит Якубовский. – По сути, это было его второе рождение».
В мае 2016 года сформированный экипаж: более 100 офицеров и мичманов – отправился на обучение в тот же 16-й учебный центр имени Осипенко в Обнинск.
«Находясь там в командировке, я встретился с командиром и его заместителем по работе с личным составом, – рассказывает Николай Степанович. – Мы обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия».
Вернувшись в Белгород, капитан 1-го ранга доложил обо всём мэру Константину Полежаеву. В результате повторно были установлены связи между экипажем подводной лодки «Белгород» и Белгородом.
Под брызги шампанского
В декабре 2017 года экипаж прибыл в Северодвинск для приёма подводной лодки. Тем временем в Обнинск отправили на обучение 2-й сформированный экипаж этой подлодки с последующей стажировкой на Северном флоте. Наконец, 23 апреля 2019-го состоялось историческое событие – вывод подводной лодки из эллинга 55-го цеха и спуск её на воду.
«За этой церемонией по телемосту наблюдал президент России Владимир Путин, – подчёркивает Николай Якубовский. – Старт на движение тележек по рельсам дал командир подводной лодки капитан 1-го ранга Антон Алёхин и разбил по традиции бутылку шампанского о корпус подводной лодки. Корабль вошёл в воды Белого моря».
На церемонии присутствовала делегация из Белгорода. Командиру «Белгорода» она передала послание мэра Юрия Галдуна, освящённые митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном иконы святителя Николая Чудотворца и святого Иоасафа Белгородского. А президент землячества «Белогорье» (Москва) Юрий Грищенко вручил флаг Белгородской области.
Ждёт Мировой океан
Итак, после всех передряг и сложностей на воду спущена уникальная атомная подводная лодка, не имеющая аналогов в мире. Самая большая по длине, она наверняка займёт достойное место в книге рекордов Гиннесса. На рельсах после её спуска на воду остались расплющенные монеты с символикой Белгорода, положенные моряками, представителями завода и членами белгородской делегации – для музеев, коллекций и для истории.
На стапеле стояли два экипажа подводной лодки: первый и второй, которым предстоит ещё пройти длительный этап заводских и государственных испытаний в Белом и Баренцевом морях, подготовка к подлёдному переходу к месту постоянного базирования и дальнейшее выполнение задач по своему предназначению.
«Подводная лодка будет вооружена новой многоцелевой системой «Посейдон» с обычным и ядерным боезапасом, – говорит Николай Степанович. – Оружие останется неуязвимым на много лет вперёд для вероятного противника, так как лодка может двигаться под водой с большой скоростью и погружаться на глубину до 1 км. Об этом оружии впервые заявил президент Владимир Путин. Кроме того, корабль будет носителем глубоководных обитаемых и необитаемы аппаратов проекта. Многое из внедряемого на этой подводной лодке будет засекречено на долгие годы».
В ближайшем будущем на подводной лодке поднимут военно-морской флаг, её ждут ходовые заводские и государственные испытания в море, затем состоится приём государственной комиссией от промышленности и включение субмарины в боевой состав Военно-морского флота России.
Сергей Ерёмин