Люди мира. Как организовать лагерь для цифровых кочевников
Журнал «ОнОнас» рассказывает о цифровом кочевничестве – движении людей, которые живут без привязки к одному месту
-
Статья
-
Статья
От отпуска до отпуска мы мечтаем о путешествии: откладываем деньги, покупаем дешёвые билеты и ищем хостелы. Но есть люди, которые выбрали жизнь в путешествии.
Анастасия Климова-Куимов из Старого Оскола вместе с мужем Никитой уже восемь лет путешествует по миру, а четыре года назад они организовали «Станцию «Смена» для таких же, как они, цифровых кочевников.
Жизнь в путешествии
«С Россией нас связывают родственники и друзья, но мы уже давно чувствуем себя людьми мира. Первое время просто путешествовали по миру. В каждой стране от месяца до трёх погружаемся в жизнь местных. Мы работаем, поэтому быстро менять место не получается», – рассказывает Анастасия.
Многие цифровые кочевники работают на компанию: у них полный соцпакет, выходные, корпоративы – обычная работа, только удалённая. Есть фрилансеры, которые работают над проектами, и есть предприниматели, как Анастасия и Никита, которые занимаются своими большими проектами.
«После университета я фотографировала, потом с мужем начали снимать видео. С этой работой и ездили по миру. Потом мы создали проект «Зачарованные ёлочные шары». Сейчас это наше семейное дело. Несмотря на то что это не IT-бизнес, я управляю им удалённо».
Однажды Анастасия и Никита поняли, что им не хватает единомышленников.
«Много друзей по всему миру, но нет соратников, которые смотрят с нами в одну сторону и поддерживают такой же стиль жизни. Нам захотелось найти своих. Так появился проект «Станция «Смена», – поясняет девушка.
За донаты
Ребята собирают в одном месте удалёнщиков и организовывают им отдых. Первая станция была на Шри-Ланке и прошла за донаты: участники платили столько, сколько считали нужным. У ребят был яркий слоган: «Приезжай и живи бесплатно на Шри-Ланке». Смена прошла успешно, в ту станцию влюбились и организаторы, и участники.
«С этого времени всё изменилось. Мы больше не работаем за донаты, выросли общество и бренд, с нами хотят сотрудничать. Появилось корпоративное направление, что тоже очень здорово».
После успеха первой станции ребята стали искать хорошие места для работы и отдыха в других странах. В их списке Россия, Таиланд, Индонезия, Египет, Турция, Черногория, Германия, Португалия, Мальта, Марокко. Во многих странах заезды проводятся каждый год.
Современные коммуналки
«Сейчас есть тренд на коливинги (совместное проживание – прим. авт.). Пандемия очень хорошо подсветила, что человеку нужен человек. В общем, получилось, что мы предугадали тренд. Есть похожие проекты, но мы сильно отличаемся от них, потому что делаем ставку на взаимодействие. У нас есть общая программа и мероприятия для участников, где люди общаются и учатся чему‑то друг у друга», – объясняет Анастасия.
Коливинги появились ещё в прошлом веке. Например, в Париже в 1902 году появился «Улей», где жили и работали художники. В нашей стране тоже было что‑то похожее на коливинги – коммуналки. Несмотря на то что коммуналки ближе к нам по времени, «Улей» больше похож на современные коливинги. Чаще всего сейчас вместе живут люди с одними ценностями и интересами, так совместный быт доставляет меньше дискомфорта.
«Есть много коливингов в США и Европе, в России этот формат тоже набирает популярность. На конференции на Гран-Канарии, где собирались организаторы коливингов, наш проект произвёл настоящий фурор. Все делают ставку на пространство и мебель, а мы – на взаимодействие. Нам важно, чтобы ребята за две недели становились близкими друг другу людьми», – делится Анастасия.
Много инструментов взяли из путешествий, волонтёрских проектов и прочитанных книг. Самой главной сложностью до сегодняшнего дня остаётся поиск площадки.
«Нам нужен большой дом, где удобно жить и работать: пять спален, быстрый Интернет, большая кухня, дворик для йоги. Хочется, чтобы было и симпатично. У нас высокие стандарты, из‑за этого возникают сложности», – объясняет создательница.
Другая сложность – донести людям, в чём преимущества такого проживания. Несмотря на это, ребята легко набрали людей даже в самый первый раз благодаря хорошему маркетингу.
«Уже больше, чем мы»
Удалёнщиков всё больше, а значит, больше людей стали свободны от офиса. Проект вырос, поэтому возникла необходимость часть работы передать другим.
«Изначально не хотелось, чтобы всё было завязано на нас. Мы лицо проекта, нас любят и ценят, но проект – уже больше, чем мы».
Сейчас у Анастасии и Никиты есть целая команда. На каждой площадке работает администратор, который ведёт группу.
«Мы находим админов среди участников и обучаем их, как решать разные задачи. Кто‑то не смог включиться в коллектив, кто‑то не знает, как добраться, – с этим всем помогает админ», – объясняет Анастасия.
Все инструкции, как работать с людьми, составила Анастасия: девушка по образованию психолог, поэтому знает, как найти подход и разрешать конфликты. У ребят есть заместитель, который контролирует все процессы, когда Анастасия и Никита работают над другими проектами. Менеджеры занимаются продвижением, рассылками и подключением участников ко всем чатам.
«Мы не ездим на все станции, у нас есть свои планы по путешествиям. Кроме того, иногда работают две станции одновременно, поэтому мы физически не можем присутствовать всюду».
Не один
Цена двухнедельной «Смены» – около 40 тысяч (входит проживание и программа, иногда завтрак или обед). Да, самостоятельное путешествие обойдётся дешевле, но здесь есть свои преимущества.
«Жильё того уровня, который мы предоставляем, самому снять сложно. Плюс, когда едешь сам, неизвестно, найдёшь ли ты своих людей на месте. А на станции 12 интересных людей рядом. Двумя-тремя друзьями точно можно обзавестись. Участники вдохновляются друг другом, а это и есть основная цель многих».
Кроме того, за участников всё продумано. За них решают вопросы, где есть, спать, работать и чем заниматься в свободное время. Многие используют «Смену» как стартовую площадку для жизни в новой стране. Ещё есть возможность отправиться на станцию целой командой удалёнщиков.
Когда были закрыты границы, сменщики не смирились с отсутствием сообщества единомышленников и попросили онлайн-заезд. За время карантина ребята провели 10 онлайн-смен, одну из них на английском языке.
«Был большой возрастной разбег (от 20 до 70 лет), но всем было интересно. Люди встречались друг с другом в Zoom, хотя находились в разных точках планеты. Всё как в офлайне: утром вместе делаете зарядку, а потом работаете. Когда с тобой кто‑то даже виртуально рядом, это очень мотивирует работать, а не листать «Инстаграм», – рассказывает Анастасия.
Правила
На «Смене» нет правил, которые надо соблюдать. Есть принципы. Один из главных – на станциях нет зрителей, все участники. Люди приезжают дарить друг другу своё время, внимание и информацию. Например, можно провести лекцию или мастер-класс. Не обязательно рассказывать только о работе, можно сконцентрироваться на своих увлечениях. О многих вещах каждая группа договаривается. Например, на одном заезде ребята не ели мясо. Часто участники вместе готовят обеды и ужины.
«В этом и есть магия: все заезды отличаются, потому что участники разные».
Вне работы ребята общаются, делятся опытом, занимаются спортом и путешествуют. Каждый вечер удалёнщики обмениваются профессиональными навыками или узнают друг друга лично. Например, в начале заезда все готовят самопрезентацию, где рассказывают о профессиональных навыках и целях. Другой формат – личное общение один на один. Но основное времяпрепровождение – работа: на «Смену» никто не приезжает отдыхать.
Сменщики
«Лично проводим собеседование всех участников. Мы сообщество, а не просто лагерь удалёнщиков. Поэтому нам важно знакомиться со всеми. В чатах потом все общаются и находят там не только бизнес-партнёров, но и любовь», – рассказывает Анастасия.
Основной язык – русский. Поэтому большинство участников из России и СНГ. Иногда приезжают иностранцы вместе с русской второй половинкой. Для иностранцев команда «Смены» готовит отдельные заезды: сейчас планируют заезд в Мексике, где основной язык будет английский.
В основном среди участников дизайнеры, айтишники, маркетологи, менеджеры, стартаперы. Есть те, кто ездит на станции постоянно. Им организаторы делают скидку.
«Я не устаю от путешествий. Сейчас у нас есть постоянный маршрут: Калифорния, Москва и новое место. У нас ощущение, что мы едем из одного дома в другой. На Шри-Ланке я знаю бабулю, у которой покупаю кокосовые блинчики, у меня там свой сёрфборд и одежда. В Калифорнии мы тоже живём в сообществе. Из дома в дом ехать всегда приятно. Мы к такому формату пришли за пять лет, и нам комфортно», – уверяет девушка.
Наталья Малыхина