Высоко пойдёт. Как белгородец Сергей Чиканчи стал промышленным альпинистом
Историю мужчины накануне Дня стекломойщиков, 26 февраля, записала «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Будущая профессия нашла Сергея в небе над Молдавией: он родился в самолёте, заходившем на посадку в кишинёвском аэропорту. А спустя 16 лет подросток впервые примерил альпинистское снаряжение и взобрался на стену девятиэтажного дома. С тех пор тяга к высоте стала постоянной.
Сложнее нырнуть, чем подняться
После приземления маму и новорождённого малыша срочно госпитализировали, а через некоторое время благополучно выписали. Серёжа рос обычным сорванцом и ничем не выделялся среди сверстников, однако появление на свет в воздухе, видимо, сыграло свою роль и оказалось судьбоносным. Посмотреть на мир свысока предложил знакомый, занимавшийся в ту пору промышленным альпинизмом: не хочешь, мол, попробовать? И обещал научить азам ремесла. Глаза мальчишки заблестели.
«Я окончил девять классов, впереди летние каникулы, свободного времени хоть отбавляй, поэтому решил, что полезу, – вспоминает Сергей Чиканчи. – Страшно не было. Наоборот, интересно. Для меня сложнее нырнуть под воду на глубину: паника сразу начинается, а наверх без проблем поднимусь на любую точку. Да и заработать хотелось».
Знакомый привёл на крышу девятиэтажного дома в одном из кварталов Кишинёва, где бригада утепляла фасад и квартиры.
Ежедневно зависая над городской пропастью, парень постепенно овладевал незнакомыми навыками обращения с пенопластом и инструментами, и уже через неделю наставник позволил ему трудиться самостоятельно.
Сергей наслаждался – и доверием опытного мастера, и успешными результатами, и высотой. Страховка‑то есть, почему бы не получить удовольствие от жизни?
«Два года назад ездил в Кишинёв и нашёл тот самый дом: мои усилия не пропали даром, здание по‑прежнему греют наши материалы, хотя прошло больше 20 лет, – рассказывает собеседник. – Его лишь подкрашивают регулярно».
Каждая стена – испытание
Несмотря на огромный опыт, Сергей до сих пор не считает себя специалистом высокого класса, потому что убеждён: учиться профессии можно и нужно постоянно. Однажды он и его коллеги полтора дня думали, как помыть на предприятии сэндвич-панель высотой 18 метров, вернее, как закинуть на неё верёвку. Каждый новый объект, новая стена, новая высота, которую предстоит покорить, – всегда испытание. И не важно, что именно просят сделать заказчики – заварить, покрасить, распилить, просверлить, почистить или утеплить.
— Да вы не просто альпинист, а универсальный солдат, – говорю Сергею, имея в виду то, с какими разными задачами приходится ему сталкиваться. – Этому всему надо же научиться.
— А у меня была хорошая школа в Звенигороде Московской области, куда я переехал из Кишинёва, – отвечает Чиканчи. – Забрал аттестат из школы и отправился на стройку. По вечерам и выходным расклеивал по городу объявления о предоставлении услуг альпиниста. Прорабы отпускали, когда мне звонили люди.
Первый заказ не заставил себя долго ждать: семейная пара попросила утеплить балкон на восьмом этаже 16-этажного дома. Справишься, Серёга? 17-летний юнец смело взобрался на крышу, нашёл места для крепления, спустился на уровень балкона и приступил к выполнению поэтапно, как учили. Сначала наклеил пенопласт, на второй день наложил армированную сетку, заштукатурил, зашпаклевал и покрасил. Получите и распишитесь.
«Из того дома мне в течение месяца человек десять позвонили, – говорит Сергей. – В общем, 10 лет крутился таким образом в Подмосковье».
Главное – безопасность
На вопрос о том, что самое главное в его профессии, Сергей Чиканчи отвечает однозначно: безопасность. Прежде чем начать работать на высоте, он оценит обстановку, найдёт, к чему цепляться, за что завязывать верёвки, спустит дополнительные, подумает о страховке – она обязательна.
«Однажды на высоте случилось небольшое ЧП: сломалось спусковое устройство, и я полетел вниз, – рассказывает Сергей. – Сработала страховочная верёвка, через 2 метра падение прекратилось, только об стену немного ударило. Поэтому страховка – не лишняя трата времени, как утверждают некоторые мои коллеги, а необходимость. К слову, каждые три года езжу в Москву в специализированный центр по подготовке альпинистов, где инструкторы проверяют, как я вяжу узлы, как спускаюсь, страхуюсь и так далее. Самоконтроль тоже важен в профессии».
В Звенигороде благодаря навыкам Чиканчи удалось спасти жизнь пожилому человеку, которому ночью стало плохо с сердцем. Дедушка заперся изнутри, поэтому ни родственники, ни врачи скорой помощи проникнуть в квартиру не смогли. Кто‑то вспомнил о промышленном альпинисте по имени Сергей, нашёл номер телефона и позвонил: выручай, мол, нужно залезть в квартиру через окно. К счастью, наш герой жил рядом с домом больного.
— Через пять минут прибежал на место, быстро завесился, разбил окно, открыл дверь медикам, – делится историей белгородец. – Дедушку спасли.
— Как же в темноте крепили снаряжение? – интересуюсь у него.
— Да все крыши одинаковы, – отвечает тот. – Руки сами завязывали узлы. Дочь пострадавшего деньги предлагала за помощь, я отказался. А если бы это был мой отец?
Рекордные 130 метров
Семь лет Сергей с семьёй живёт в Белгороде. Моет, сверлит, варит, устанавливает стеклопакеты, утепляет балконы и окна, штукатурит, красит, изредка любуясь видами сверху. Безопасность соблюдена – имеет право. А какая высота за 20 с лишним лет оказалась рекордной?
«130 метров – труба на горно-обогатительном комбинате, – отвечает Сергей. – Мы с напарником её сначала помыли, потом поштукатурили и покрасили. Две недели возились».
Маленькая дочь Сергея родилась на земле, но альпинистские стены в детских развлекательных центрах штурмует с удовольствием – и до тех пор, пока не займёт высшую точку. Папа в такие моменты всегда рядом, потому что главное – безопасность.
Владимир Писахов