«А жигуль себе оставь!» Почему белгородцы всё чаще заключают брачные контракты
«Белгородская правда» разбирается, в каких ситуациях могут помочь подобные соглашения
-
Статья
-
Статья
Браки, как известно, совершаются на небесах. Но договариваются о них на земле. Подстелить соломки помогают брачные договоры. В 2020 году в России их заключили рекордное количество – свыше 120 тысяч.
С чем пришёл – с тем ушёл
Для Елены и Сергея Чемезовых этот брак уже второй. У Сергея двое взрослых детей от предыдущего союза и старенькая «Волга». У Елены – двухкомнатная квартира. О контракте пара задумалась, когда решила строить общий дом.
«Это была идея мужа, – рассказывает Елена. – Он значительно старше меня, и здоровье подводит его всё чаще. Прежней семье он оставил всё своё имущество, детей обеспечил жильём. Брачным договором он хотел защитить меня: ведь по закону в случае его смерти дети могли претендовать на дом и оставить меня на улице. Он записал на себя 1/10 доли дома, остальное принадлежит мне. Оформление у нотариуса прошло быстро, теперь оба спокойны.
Вообще я считаю, что если вторая половинка адекватна и справедлива, то брачный договор – очень разумное решение. С чем пришёл – с тем ушёл. Одно дело, когда вы вместе по крупицам собирали общее имущество. И совсем другое, когда человек (а то и его родственники) ещё до тебя копил на эту квартиру/машину десятилетиями. В таких случаях нужно включать мозги и совесть».
Де-юре: супруги заключают брачный контракт, если не хотят делить имущество так, как написано в законе, то есть пополам. Пережившему супругу достаётся имущество, определённое брачным договором. Имущество умершего распределяется между наследниками, причём переживший супруг тоже входит в их число.
Романтика и прагматика
Евгений Ложкарёв недавно сделал предложение Анне. Свадьбу запланировали через год, когда утихнут вирусные страсти. Всю сознательную жизнь Евгений копил деньги на квартиру и недавно оплатил взнос за двушку в строящемся доме. Ключи и право собственности он получит только через два года. По умолчанию эта двушка станет их семейной собственностью, хотя Анна не имеет к ней отношения.
«Аня сама предложила заключить брачный договор. Мы прописали в нём, что в случае развода квартира останется за мной, но и долги, которые могут возникнуть из‑за ипотеки, тоже повиснут только на мне, – поясняет Евгений. – Если бы мы делили имущество через суд, нам бы пришлось собирать много бумаг и потратить кучу времени».
Де-юре: договор Ложкарёвых вступит в силу только в день, когда они скажут друг другу да в загсе. Но это не значит, что они не могут составить его заранее. Супружеский стаж в этом случае вообще не важен, главное – чтобы был статус. Документ обязательно нужно заверить у нотариуса.
Бонус: материнский капитал, сельская ипотека и прочие «плюшки» от государства убедили многие семьи решить наболевший квартирный вопрос. Но если, например, муж работает на заводе с белой зарплатой, а жена – свободный художник с разовым заработком, то банк может отказать им в совместной ипотеке. Однако, если предоставить брачный договор, где прописано, что заёмщиком станет супруг с более надёжной зарплатной репутацией, шанс одобрения ипотеки увеличивается в разы.
Сам в ответе
Вадим и Ирина Кононенко активно ведут бизнес. У него – автомойка, у неё – парикмахерская. Расходы на быт у них общие, а вот мечты разные. Ирина во сне видит дачный домик с шезлонгом, а Вадим – свои руки на руле новенького внедорожника. Когда дело дошло до ругани, решили: каждый копит на своё. По закону при разводе жене будет принадлежать половинка джипа, а мужу – часть дачи. Поэтому супруги заключили договор, по которому каждый станет единственным собственником своей мечты.
«Дела во время пандемии идут хуже, возможно, придётся брать кредиты. А долги при разводе, как известно, суд тоже делит пополам. У нас есть друзья – семейная пара, где после развода девушке пришлось отдавать долги за мужа, о существовании которых она даже не знала. После такого сохранить добрые отношения у них, конечно, не вышло. Было много некрасивых скандалов и выяснений, отчего пострадал и ребёнок. Мы подумали и добавили в брачный контракт пункт о личной ответственности супругов по долгам, связанным с предпринимательской деятельностью. Так ни у кого не будет претензий», – рассуждает Вадим.
А Кирилл и Рита Бабичевы прожили несколько лет на съёмной квартире, подкопили, расписались и сразу купили однушку. Родители настояли, чтобы молодые люди заключили договор, по которому в случае развода квартира остаётся Рите, но при условии, что она выплатит Кириллу 1 млн рублей, который возьмёт в кредит.
Не как у Билла Гейтса
Когда поженились актёр Том Круз и модель Кэти Холмс, они подписали контракт, по которому Кэти должна была соглашаться со всем, что говорит муж. Создатель многомиллиардной империи Microsoft Билл Гейтс прописал себе право на измену раз в год. А Джастин Тимберлейк оценил свою верность жене в полмиллиона долларов. Из‑за эксцентричности западных селебрити брачные контракты пару десятилетий ассоциировались у русских с богатыми причудами.
«В советское время даже понятия «брачный договор» не было. Договорной режим владения общим имуществом появился в Гражданском кодексе РФ только в 1995 году, – рассказывает юрист Алексей Зимин. – Многие посчитали, что подписание бумаг может оскорбить партнёра. Но за последние три года ситуация начала быстро меняться – популярность брачных договоров выросла в несколько раз!»
Виной тому и пандемия (многие были вынуждены взять кредиты на бизнес), и подорожание жилья, и возросшая статистика разводов: за первые полгода 2020-го в нашей области зарегистрировали больше разводов, чем браков (на 1 000 свадеб в январе – июне пришлось 1 104 развода, тогда как в прошлом году их насчитывалось только 888).
На Западе семейная сделка – это «доспехи» почти от всех бед. Но наш брачный договор отличается от их брачного контракта.
«В России в договоре можно указать как движимое, так и недвижимое имущество. Это могут быть квартиры, машины, земельные участки, вклады, доли в уставном капитале юридических лиц. Можно даже закрепить принадлежность подарков, прописать раздельный бюджет и хозяйство. Например, кто платит за коммуналку, а кто за бензин для авто», – продолжает Алексей Зимин.
Но! Личные отношения урегулировать с помощью этого документа нельзя. То есть пункт «любить друг друга до гроба» не пройдёт. Нельзя по брачному контракту поделить детей, наказать за плохо приготовленную курицу, установить регулярность секса, отписать квартиру тёще, запретить собираться с мужиками, отобрать всё имущество из‑за измены и так далее.
«Я считаю, что брачный договор – это не про меркантильность и недоверие. Это ответственность двух людей, показатель того, что они вступают во взрослые и честные отношения. Поверьте: обговаривать такие моменты лучше в стадии любви и согласия, чем убивать потом свои нервы и деньги, бегая по судам», – заключает юрист.
Компетентное мнение
Кризисный психолог Ирина Узянова:
«Укрепляет ли брачный договор семью? Всё зависит от отношения конкретного человека: для кого‑то договор является гарантом прозрачности намерений, стабильности и защищённости, а для кого‑то – признаком недоверия и меркантильности.
Если опираться на пирамиду потребностей Абрахама Маслоу, то потребность в безопасности у человека более выражена, чем потребность в любви и принадлежности. В последнее время в динамично меняющемся мире возрастает потребность в стабильности и защищённости, и это отражается на построении взаимоотношений.
Любые отношения – это всегда зависимость: нормативная (эмоциональная привязанность, которая повышает качество жизни тех, кто находится в отношениях), ненормативная (включает в себя созависимость и/или насилие) и патологическая (различные формы психических заболеваний). Потому элементы независимости в браке (работа, личное пространство, хобби и т. д.) всегда дают возможность сохранять здоровую эмоциональную привязанность, способствуют реализации потребностей в саморазвитии и самоактуализации, которые являются вершиной пирамиды Маслоу.
Чтобы избежать эмоциональной напряжённости и недоверия, в брачном договоре необходимо отражать только материальную сторону отношений и условия должны быть обоюдно справедливыми и принимаемыми. Это урегулирование только материальных вопросов, и можно спокойно строить эмоциональные отношения. Это будет снижать вашу тревогу за настоящее и будущее, служить источником стабильности для вас и ваших детей. Если приглашение к заключению договора вас удивило, попробуйте посмотреть на это предметно: вы заранее можете понять ожидания второй половинки, не дожидаясь конфликтов. Если вы не любите связывать себя обязательствами или их в вашей жизни и так уже много, заключение брачного договора только осложнит ваше эмоциональное состояние, что неизбежно приведёт к напряжённости в отношениях супругов.
Договор должен упрощать жизнь, а не усложнять, и, если это не так, задумайтесь, зачем тогда он нужен».
Анна Морозова