Чем для жителя Белгорода обернулся незарегистрированный брак
«Белгородские известия» рассказывают об имущественных проблемах, которые могут возникнуть при сожительстве
-
Статья
-
Статья
Предприниматель Андрей со своей избранницей познакомился в 2006 году. Женщина ему очень понравилась и уже через пару месяцев он пригласил её на отдых в Египет.
Как истинный джентльмен, все расходы мужчина взял на себя. Турпоездка прошла удачно, и практически сразу после неё пара стала жить вместе у родителей Анны (имя изменено – прим. авт.). У Андрея был дом, но в то время он разводился и делил имущество с бывшей женой. С Анной же мужчина решил начать новую жизнь, с ней построить и жильё. Он неоднократно предлагал избраннице выйти за него замуж, но она отказывалась.
Бери наш участок!
Когда Андрей вспоминает начало строительства дома, то от обиды у него начинают ходить желваки:
«Зарабатывал я неплохо: был бизнес, фуры свои. А Анна на тот момент работала в УВД и получала копейки. Родители-пенсионеры тоже не шиковали. Потому вопрос о том, кто возьмёт расходы на строительство, даже не возникал. Когда я хотел купить участок, они всей семьёй стали меня уговаривать строиться на их участке под Белгородом. И тесть, и тёща, и Анна хором говорили: «Зачем тратить деньги на участок, если есть бесплатный?» И тёща обращалась к тестю: «Подарим детям участок?» А тот кивал: «Да, конечно, подарим!»
В итоге Андрей согласился строиться на участке родителей Анны. Тем более что тёща, по утверждению Андрея, икону перед ним целовала и клялась оформить участок и на него, и на дочь. В 2008 году Андрей начал строительство, а в 2011-м они с Анной перешли в новый дом. На постройку мужчина не скупился. Отгрохал большой особняк с кучей хозпостроек, баней, красивыми дорожками. Даже пасеку завёл. В итоге, по собственным подсчётам, предприниматель потратил на строительство около 12 млн рублей.
«Не скупился ни на что, для себя ж строил, – вспоминает Андрей. – И родители Анны, и она сама говорили, что вот-вот всё оформят в общую с ней собственность. Я верил: вместе же жили. Но потом появились проблемы. Дело в том, что у меня была временная прописка, и это мешало бизнесу. Люди отказывались заключать договоры, когда узнавали, что прописка временная. И чем больше я настаивал на оформлении, тем хуже становились отношения. Пришлось даже прибегать к помощи юристов, которые составили договор между мной и Анной».
В договоре, копию которого мужчина предоставил «Белгородским известиям», было прописано, что его сожительница в счёт компенсации средств, потраченных предпринимателем на строительство дома, обязуется «безвозмездно передать 50 % земельного участка и 50 % жилого дома, 50 % всех хозяйственных построек» Андрею.
Но Анна просто выгнала его из нового дома. А когда тот приезжал, вызывала полицию. Так как собственником участка являлась она, то полицейские на все доводы Андрея лишь разводили руками и просили покинуть чужую территорию. Так после 14 лет совместной жизни и совместной стройки он оказался практически на улице.
Суд да дело
Обманутый мужчина обратился в суд с требованием оформить на него 50 % совместно нажитого имущества:
«Понятно, что расходы были в основном мои, и у меня куча документов, подтверждающих это. Анна в тот момент за год зарабатывала около 300 тыс. рублей. А у нас только на цоколь 700 тыс. ушло. Так как я предприниматель, то привык всё хранить. И большая часть заказов на работы, на покупку материалов у меня осталась. Но всё отсуживать не по‑человечески. Я претендую лишь на 50 %».
Но районный суд иск отклонил. Это для Андрея стало настоящим ударом. Имея на руках договор и документы, подтверждающие его участие, предприниматель даже не сомневался в благоприятном исходе дела. Его юристы подали апелляцию на решение суда, а сам Андрей решил подать заявление о мошенничестве в полицию и Следственный комитет.
«У нас были сбережения»
С Анной «Белгородским известиям» не удалось связаться, так как на звонки с разных телефонов женщина не отвечала. Зато мы поговорили с её мамой.
— К нам в редакцию обратился ваш бывший зять…
— Ну что вы хотели?
— Побеседовать. Он жалуется, что построил дом, а его выгнали. Мы хотели бы выслушать все стороны. Участок вам изначально принадлежал?
— Конечно, да!
— А дом строили вы или он?
— Мы строили!
— То есть он не принимал участие?
— Мы просто просили его – он помогал, а так не принимал он участие.
— Андрей принёс в редакцию документы, где видно, что он закупал материалы и нанимал людей.
— Правильно. Мы ему деньги давали, он и покупал!
— Вы работали на тот момент, когда дом строился?
— Нет, мы не работали. Мы девять лет пробыли за границей, в Монголии, и у нас были сбережения.
Комментарий юриста
Белгородский юрист Александр Недорубко признаётся, что такие спорные ситуации после сожительства случаются часто:
«Конституция признаёт только официально зарегистрированный брак. Потому семейное право при сожительстве не работает. Здесь имеют место лишь гражданско-правовые отношения. Если участок, на котором строился дом, был в собственности одного из сожителей, то с точки зрения закона суд мог вполне правомочно отказать в иске. Как правило, если есть документы, подтверждающие затраты, то второй сожитель может в судебном порядке требовать компенсацию, то есть деньги. Совместно нажитым имуществом признать этот дом и участок вряд ли получится. Хотя, если было заключено соглашение, суд может принять это во внимание. Вообще, чтобы избегать спорных ситуаций при разделе имущества, главный совет – либо оформлять брак, либо всё имущество сразу оформляйте в равных долях. И запомните: как бы вы ни были влюблены и увлечены, чувства могут пройти, и тогда останутся только гражданско-правовые отношения».
Алексей Стопичев