Как слоёный салат. Из чего состоит ледовый каток
Журнал «ОнОнас» узнал, что внутри катка, как часто его надо заливать и сколько воды нужно
-
Статья
-
Статья
Хоть раз в жизни крепко зашнуровывал коньки и уверенно или не очень выкатывался на лёд, наверное, каждый. Чаще всего в такие моменты ты поглощён тем, чтобы удержать равновесие, и совершенно не задумываешься, как же готовили ледовое пространство к твоему выезду.
Градусы
Застывает вода с разной скоростью: в первую очередь это зависит от температуры холода, который подаётся на поверхность. Температуру работники катка выставляют в зависимости от погоды на улице. Например, зимой холодильные установки работают в более щадящем режиме – это могут быть –5º, –8º. А весной и летом, когда из‑за жары воздух нагревается и давит на поверхность льда, приходится ставить температуру ниже, например –11º. Но даже так водяная плёночка дольше остаётся сырой, медленнее застывает. А порой и вовсе может начать подтаивать, поэтому в знойные дни за состоянием катка нужно следить особенно внимательно.
Внутренность
Катки бывают разные: искусственные и естественные, крытые и открытые. Если говорить о естественных катках, их устройство примерно одинаково и похоже на слоёный салат. Первый, самый верхний слой – видимая каждому ледяная подушка. Она располагается на крепком основании, технологической плите: чаще всего они бетонные, но бывают плиты из щебня, кварцевого песка или гранитной крошки. В плиту встроены трубы, по которым постоянно циркулирует специальная охлаждающая жидкость. Всё идёт снизу вверх: жидкость охлаждает трубы, те охлаждают плиту, а из неё холод уже идёт на самый верхний слой, замораживая воду. Ещё ниже располагается слой, обеспечивающий тепло- и влагоизоляцию, и опорная плита.
Вода
Для поддержания состояния поверхности на катках обычно трудятся ледозаливочные машины, ими управляют ледовары. Профессия так называется из‑за технологии: заливают каток горячей водой. В среднем катку требуется 10–14 заливок в день, на каждую уходит около 500 л воды. Всё зависит от того, кто катался на арене до этого. Например, у хоккеистов манера езды агрессивная, движения по всей площадке хаотичные, резкие, они оставляют на льду глубокие порезы. После них обычно требуется вылить больше воды, чтобы наверняка заполнить все борозды. Так же и после массовых катаний: люди час ездят по кругу и сильно укатывают первые четыре полосы от борта – снова нужно использовать больше воды, чтобы всё привести в порядок. Специально для таких случаев на машине установлен дополнительный бак на 200 л.
Толщина льда
Считается, что оптимальная толщина льда должна быть около 5 см: так он лучше промерзает. Но многое зависит от того, что именно под ним находится. Если это бетонная поверхность, то поддерживать на всей площадке определённую толщину будет просто. А вот в ледовых дворцах, которые построены довольно давно, как, например, «Оранжевый лёд», – встречается щебёнчатое покрытие. Оно не такое ровное, и из‑за этого на разных участках арены толщина льда тоже получается разной – от 3 до 8 см.
Разметка
Раньше её приходилось рисовать вручную. Сейчас всё проще: готовую разметку выпускают в рулончиках, а работникам нужно правильно распределить её по ледовой арене. В этом им помогают линейки, метры и даже лазеры – все линии должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга, ошибиться нельзя даже на сантиметр. Потом натянутые бумажные ленточки опрыскивают водой, чтобы они примёрзли ко льду и точно не сдвинулись с положенных им мест. Следующие два этапа закрепления – полив из леек и из шланга – нужны, чтобы нарастить достаточную толщину льда, при которой по арене можно ехать на машине, не боясь испортить разметку шипами на колёсах. Нарастили? Готово!
Машина
Первую лёдозаливочную машину, или ледовый комбайн, придумал в 1949 году американский изобретатель Фрэнк Замбони. Работники катков возликовали: находка Замбони существенно облегчила и ускорила их труд. Сейчас свой комбайн есть у каждой уважающей себя ледовой арены. А у некоторых – как, например, у «Оранжевого льда» – их даже два: если один по какой‑то причине выйдет из строя, второй его всегда заменит.
Ручной труд
Несмотря на свою многофункциональность и прочие таланты, машина справляется далеко не со всем. Поэтому в подчинении у работников льда есть и ручные инструменты. Например, несколько скребков: один нужен, чтобы убирать со льда лишнюю воду, другой счищает снег, который появляется, когда на арену заезжает комбайн.
Другое орудие – топорики для подрубания неровностей на льду. Такие бугорки обычно появляются, когда борта арены запотевают, конденсат стекает на лёд и там замерзает. Особенно часто такое случается ночью, поэтому утром работник обязательно проходит по периметру всей площадки и уничтожает появившиеся холмики. Затем топорики сменяет бортоподрезная машина: она срезает лёд у бортов под определённым углом, чтобы потом здесь было удобнее проходить основному комбайну.
Рабочие процессы
Перед выездом на лёд несколько баков в машине заправляются водой – непременно горячей, потому что такая лучше схватывается при контакте со старым льдом и укрепляет его. Вода набрана – можно выходить на площадку. Комбайн выполняет одновременно несколько операций: специальный нож срезает верхний рыхлый слой льда, а бортовая щётка сметает эту ледяную стружку и снег от бортов под машину. Там работают два шнека – вертикальный и горизонтальный, – которые принимают весь собранный снежный мусор и отправляют его в кузов: потом он окажется в специально оборудованной в гараже яме для таяния. Одновременно машина заливает арену водой, которая покрывает предыдущий слой льда и образует новый, гладкий и красивый. Комбайн движется по определённой траектории – сначала по кругу, постепенно сужая радиус, потом – разрезая площадку вдоль, чтобы наверняка залить всю целиком, без пропусков, иначе на льду могут остаться снежные островки.
Александра Токтарёва