«Дать кукле новую жизнь». Как белгородские рукодельницы переделывают кукол
«ОнОнас» узнал у Александры Фоновой и Дианы Реймхе, какие новые образы они придумывают для своих подопечных
-
Статья
-
Статья
В технике ООАК (One Of A Kind) мастера меняют куклам цвет волос, стирают макияж и рисуют им новые лица, шьют одежду. Они превращают одну из тысяч одинаковых фабричных кукол в такую, аналога которой нет ни у кого.
«Не хотелось быть белой вороной»
«Живу в Белгородском районе, учусь в 10-м классе. ООАК занимаюсь с начала 2020 года.
В детстве я обожала играть в куклы: шила им одежду, делала мебель, смастерила картонный домик, играла в кукольное кафе и магазин одежды. Это была моя страсть.
На восьмилетие подруга подарила мне Барби. Она была моей первой оригинальной и любимой куклой: голубоглазая, белокурая, в платье из пайеток. Я с детства хочу перекраситься в такой же блонд, как у неё.
Эта кукла до сих пор стоит у меня на полке как напоминание о детстве.
Со временем игра в куклы отошла на второй план: подруги перестали играть, а я не хотела быть белой вороной. Какое‑то время я мастерила текстильных кукол. В прошлом году подумала, что куклам можно сделать новую одежду и волосы. А потом задумалась: почему бы совсем не переделать их? Я начала глубже интересоваться этим вопросом, читать блогеров и узнала про ООАК».
«Перерисовка лица – это восторг»
«Училась по роликам из YouTube. Нашла группу во «ВКонтакте», где продают материалы. На «Авито» и «Юле» искала кукол. Там они стоят дешевле, по 400 рублей.
Сначала пробовала рисовать акриловыми красками. Потом купила необходимые материалы: качественные акварельные карандаши, пастель, краски и лак-спрей, который наносят на лицо куклы перед рисовкой. Если ооакер будет менять кукле цвет волос, то понадобятся трессы – прядки волос или локоны козы, игла с большим ушком, чтобы продевать пряди в заводские дырки на голове.
Для переделок я покупаю кукол «Эвер Афтер Хай». Недавно купила «Монстер Хай». Ооакеры также переделывают Барби и Братц, но эверяшки мне нравятся больше. Они более человечные и шарнирные. А у монстряшек цветная кожа. Но новичкам рисовать на эверяшках труднее: они круглолицы, нет зоны для глаз, как у «Монстер Хай».
Три года в художественной школе не сильно помогли мне при рисовке. Первая кукла получилась неаккуратная, но миленькая. Я поняла, главное – практиковаться.
Куклу я начинаю переделывать с волос. Для меня самое проблемное – снять голову и не сломать шейный якорь. Очищаю голову от волос и заводского клея. Снимаю макияж куклы ацетоном. После прошивки волос обезжириваю лицо куклы, а потом тоненько наношу матовый лак клир. Рисую лицо в несколько слоёв: намечаю черты и наношу клир, прорисовываю детали и снова закрепляю лаком. Самое сложное – нарисовать симметричные глаза. Но перерисовка лица вызывает восторг, ведь ты выводишь невообразимые для заводских кукол черты!
У меня были куклы с царапинами на теле или другими дефектами, которые я восстанавливала. Бывает страшно стирать макияж и срезать волосы: вдруг не смогу перерисовать или перепрошить? Но есть цель: во что бы то ни стало дать кукле новую жизнь».
«Куклы порой не окупаются »
«За год я переделала пять кукол. У четверых – произвольный образ. От этого они кажутся мне незавершёнными. У пятой куклы образ продуман от А до Я, поэтому её было легче сделать. Она похожа на Софию – героиню аниме Хаяо Миядзаки «Ходячий замок». Почти всю одежду я шила сама. Для Софии сшила платье, только шляпку заказала в интернет-магазине.
Мои одноклассники не знают, что я занимаюсь переделкой кукол. Возможно, боюсь, что не поймут. Родители и близкие подруги относятся с интересом, финансово поддерживают, папа советует образы, которые я могла бы воплотить. Недавно предложил сделать куклу в образе Харли Квинн – популярные персонажи востребованы. Я недавно посмотрела «Голодные игры» и теперь очень хочу сделать или купить куклу в образе Китнисс. Некоторых редких кукол я коллекционирую.
Спрос имеют обычные куклы, у которых образ продуман до мелочей. Есть портретные куклы, когда лицо перерисовывают с портретов. Очень красиво, когда у тебя на полочке стоит твоя маленькая копия. Но цены! У профессиональных ооакеров портретная кукла может стоить 20 тыс. рублей, когда обычная – 5 тыс.
На материалы для ООАК у меня ушло около 20 тыс. рублей. Куклы порой даже не окупаются. Я делаю это для себя, вкладываю в них душу. Если довольна результатом, то выставляю на продажу. Когда начинала, думала превратить хобби в бизнес. Но все хорошие места уже заняты, и нужно изучать индустрию. Пока выставила на «Авито» объявление: заказчик может прислать мне куклу, а я перерисую ей лицо.
ООАК – это вид творчества. У меня есть тяга создавать свою уникальную куклу, она для меня – нечто красивое и драгоценное. Когда я их переделываю, вспоминаю детство. Возможно, это какая‑то ностальгия».
Диана Реймхе, 25 лет
«Инстаграм»: reymkhedolls
«Для меня не было идеальной куклы»
«В 2013 году я уехала из Белгорода в Санкт-Петербург учиться. Сейчас работаю реставратором антикварных кукол. ООАК начала заниматься около 10 лет назад (если посчитать, что первую куклу приобрела в 10-м классе). За это время я переделала около 300–350 кукол.
В детстве у меня не было какого‑то сверхинтереса к куклам. Играла в них, как все девочки. Могла растрепать кукле волосы, поломать её – душа не болела. В 9-м классе мне почему‑то понравилась одна кукла, я её купила, и так начался этот путь. Сначала я занялась ООАК, а потом научилась сама лепить кукол. Мне нравилось тело куклы, её волосы, цвет кожи. Но не нравилась заводская печать. И я подумала, что смогу сделать её по‑своему: намного интереснее, натуральнее, живописнее. Я видела разных кукол, но для меня не было идеальной. И я создала свою».
«В лице отражается образ»
«Изначально я тренировалась на куклах «Монстер Хай». Тогда я вдохновлялась зарубежными мастерами, которые давно перерисовывали кукол. Вышло как у них, но моё собственное. Я завела группу во «ВКонтакте», и люди начали писать, что получилось здорово. Одна девочка попросила продать куклу. Я рисовала для тренировки, три раза перерисовывала куклу и даже не думала, что её захотят купить. Спустя время смотришь на старые работы и понимаешь, что это было по‑детски, видишь косяки. Тогда мне не хватало техничности, но в процессе скил повысился и трудности ушли.
Сейчас я занимаюсь только перерисовкой лица. Умею перепрошивать волосы и шить одежду, но делаю это редко. Больше нравится рисовать лицо. В нём лучше всего отражается образ.
В основном я делаю кукол на заказ. Образ зависит от запроса заказчика, но у меня тоже остаётся простор. Больше покупают кукол с фантазийными чертами, когда я приделываю какие‑то крылья, рожки, копыта».
«Иностранцы покупают кукол быстрее»
«Мне нравится, что я могу порадовать кого‑то куклой и ещё получить за это деньги. Но сейчас я неактивно занимаюсь ООАК, и он приносит лишь небольшой дополнительный доход. Рисовка на кукле заказчика стоит 3 тыс. рублей. Если куклу покупала я, то в районе 5–6 тыс. Если сделаны дополнительные элементы, сшита одежда, то где‑то 8–9 тыс.
Я выставляю кукол на российские платформы и на зарубежную. Чаще покупают на Etsy. Девять из десяти кукол я продаю за границу, иностранцы их покупают быстрее. Заказывают из Америки, иногда из Англии, Германии. Прикольно, когда осознаёшь, что частичка тебя останется в разных точках мира. Тем более в пандемию, когда границы закрыты. Пусть хоть куклы попутешествуют.
Наверное, я занимаюсь этим, потому что мне нравятся люди, их внешность. Ещё в школе и в университете мы проходили эпоху Возрождения, идеи гуманизма, где говорилось, что человек – это самое прекрасное, что есть в мире. Я поняла, что мне это близко. Когда я делаю кукол, я делаю что‑то красивое, классное. Так прикольно: у тебя есть кусок глины, массы, и через несколько месяцев получается кукла. Я уже не могу относиться к этому «нравится» или «не нравится», это просто часть меня. Все знают: это Диана, она делает кукол».
Валерия Солошенко