Что использовали для украшения новогодней ёлки в годы Великой Отечественной войны
Дирижабли, будильники, почтовые ящики, парашюты и кометы – вот далеко не полный перечень новогодних украшений, которые предложили сделать в современных техниках в музее народной культуры
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Сотрудники учреждения разработали и изготовили 45 вариантов игрушек, а также провели мастер-классы в рамках проекта «Ёлки Великой Победы: социокультурное значение игрушки».
Разноцветные сосульки
Даже в самые напряжённые дни людям хочется положительных эмоций, поэтому и в тяжёлые годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу старались отметить один из самых любимых праздников в году – Новый год. А какой праздник без ёлочных игрушек? Чем же в те далёкие времена украшали новогоднее дерево? Вспомнить об этом решили в Межрегиональном центре творческого развития и популяризации ремёсел «Семейные традиции» в Москве и предложили коллегам из регионов принять участие в проекте «Ёлки Великой Победы».
«С центром, который создал единственный в стране Музей ватной игрушки, мы сотрудничаем не первый раз, – говорит научный сотрудник отдела развития музея народной культуры Наталья Миндолина. – Наш социальный партнёр постоянно принимает участие в грантовых конкурсах, которые проводит Президентский фонд культурных инициатив. К нам в Белгород они привозили выставку ватной игрушки, посвящённую сказкам народов России. Мы стали площадкой для их выставки и проводили мастер-класс по ватной игрушке. Прошлым летом они решили собрать всех желающих принять участие в проекте «Ёлки Великой Победы: социокультурное значение игрушки». Я и моя коллега Зинаида Медведкова поучаствовали в проекте от нашего музея и предложили организаторам несколько вариантов игрушек периода Великой Отечественной войны, которые или выпускались тогда, или были популярны в те годы».
Сотрудницы музея народной культуры проштудировали архивы, опубликованные воспоминания белгородцев о том, как в годы военного лихолетья взрослые пытались в оккупированном немцами тылу сделать праздник для ребятишек почти из ничего.
«Наши земляки, которые в тот период были ещё маленькими, рассказывали, как прятали от немцев в подвалах стеклянные игрушки или просто закапывали их в землю, – рассказывает Наталья Сергеевна. – Если во дворе дома росла ёлка, её старались украсить – каждый приносил то, что у него было. Изо льда делали цветные сосульки. Для этого в воде разводили краску, заливали разноцветную воду в специальные формочки. Когда она застывала, доставали ледяные игрушки и вешали на ёлку. В качестве украшений использовали даже письма, которые приходили с фронта, или открытки – из них делали целые гирлянды».
Эффект мерцания
Наталья Миндолина и Зинаида Медведкова разработали 12 видов старинных игрушек, которыми в годы войны традиционно наряжали новогоднее дерево. Но для изготовления пробных образцов и проведения последующих мастер-классов им пришлось искать современные аналоги.
«Мы предложили заменить материалы того периода, – поясняет Миндолина. – Например, у меня были игрушки, которые нужно было делать в смешанных техниках – парашют и дирижабль. Раньше их изготавливали из дутого стекла, и мне хотелось добиться такого же эффекта. Я подсмотрела идею у мастеров маникюра: у них есть специальная пудра – «втирка», которая даёт эффект мерцания стекла. Ещё предложила сделать картонажную игрушку-будильник. Она обрела популярность благодаря фильму «Карнавальная ночь». Именно после него многие фабрики стали выпускать часики-будильники на ёлку, где стрелки показывали без пяти двенадцать. Я разработала такой картонный будильник с двигающимися стрелочками».
Кроме того, сотрудницы музея создали технологические карты изготовления таких популярных в годы Великой Отечественной войны игрушек, как самолёт, советская звезда и других интересных самодельных украшений. А Зинаида Медведкова подготовила мастер-класс по созданию разных видов сюрпризниц.
«В годы войны игрушки-сюрпризницы делали размером со спичечный коробок, – поясняет Наталья Миндолина. – Снаружи они походили на книжку или почтовый ящик. И то и другое обязательно должно было открываться как шкатулка, а внутрь для детей клали какой‑нибудь сюрприз, например конфетки. Кстати, чертежи такого новогоднего ёлочного украшения встречаются в книге «Игрушки-самоделки», датированной 1936 годом. То есть их ввиду дефицита ёлочных игрушек уже начинали делать самостоятельно».
Сотрудницы музея народной культуры сняли фото- и видео с подробными мастер-классами для участников проекта из других регионов. Фотоматериалы разместили сразу в двух номерах московского журнала «Радуга идей», который специализируется на публикациях мастер-классов для педагогов, работающих с детьми от 3 до 10 лет.
Заготовки из ваты
Первыми научились делать ретро-игрушки ребятишки из Белгородской области – специально для них работники музея народной культуры провели серию мастер-классов, рассказали ребятам о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы в областном центре, о том, как проходило освобождение Белгорода, какие ёлочные игрушки делали для их ровесников в те далёкие времена. И конечно, пробовали изготовить подобные своими руками.
«Иногда мы использовали для мастер-классов заготовки, например, в случае с ватными игрушками, – рассказывает Наталья Сергеевна. – Ребятам рассказывали, что вату предварительно нужно проклеивать клейстером, приготовленным на картофельном крахмале, и что эта заготовка обязательно должна хорошо просохнуть, не менее двух суток. А уже с ними раскрашивали полуготовые изделия. Детки их дорабатывали и забирали с собой домой на память».
Финальный этап проекта прошёл в Ивне. 7 мая, в преддверии Дня Победы, с пятиклассниками Ивнянской школы № 1 провели круглый стол.
«Там мы сделали небольшую экспозицию для ребят, чтобы рассказать об игрушках, которые выпускались в 40-е годы. Кроме этого, показали школьникам изделия, которые нам удалось сделать в рамках проекта, провели мастер-класс по изготовлению советской звезды в картонажной технике и для всех жителей посёлка организовали выставку «Игрушки Победы», – отмечает Миндолина.
Образцы с этой выставки будут храниться и в Москве – у организаторов проекта, и в Белгородском музее народной культуры. Экспонаты станут основой для организации стационарных экспозиций в самом музее и для организации выездных выставок.
Арина Беседина