Кроме карася и карпа. О чём в селе Кривцово договорились арендаторы пруда и местные жители
«БелПресса» рассказывает об одном из рыбных мест в Белгородской области
-
Статья
-
Статья
Когда общественный пруд отдают в аренду частному предпринимателю, возникает конфликт интересов. Бизнес, вкладывая средства на благоустройство водоёма, в перспективе нацелен на получение прибыли, а люди хотят по‑прежнему бесплатно рыбачить и купаться.
Год назад такая ситуация сложилась вокруг пруда в Яковлевском округе. Чтобы узнать, как она в итоге разрешилась, отправляемся в село Кривцово.
Рыбу тянули мешками
Сергей Варжавинов родился в Кривцово и живёт здесь всю жизнь. Уже больше 30 лет возглавляет администрацию Кривцовской территории. Так что историю сельского пруда знает очень хорошо.
«Поначалу на этом месте был овраг с родниками, – рассказывает Сергей Афанасьевич. – В послевоенные годы люди возвели земляную дамбу, овраг постепенно наполнился водой. Рыбачили здесь, купались, но главное – поили скот».
В 1970-е местный колхоз спустил воду, экскаваторами расширил пруд и возвёл уже основательную дамбу, поставил насосные станции для орошения полей.
«Когда воду слили, люди мешками тянули с пруда рыбу, – вспоминает Варжавинов. – Карпа, толстолобика».
Ещё раз колхоз спускал воду здесь в 1990-е – ради продажи рыбы. Когда хозяйство развалилось, водоём в собственность взяла сельская администрация. А после преобразования Яковлевского района в городской округ пруд (сейчас его площадь 22 га) перешёл в муниципальную собственность.
«Мы немножко следили за ним: пляжик с туалетом и детской площадкой сделали, – объясняет Варжавинов. – Зарыбляли карасём, карпиком, толстолобиком. В один из годов запустили больше 5 тонн щуки – лет 15 прошло, а до сих пор на жерлицу ловят. Делали анализ, вода здесь чистая».
Словом, на пруду всем хватало места и искупаться, и посидеть с удочкой – бесплатно. В основном, уточняет сельский глава, рыбачили с дамбы, тем более что левый берег водоёма зарастал камышом.
Про людей не забывайте
В ноябре 2019-го кривцовский пруд взяло в аренду на 25 лет рыбное хозяйство из Грайворонского округа (ООО «Белосётр»). Жители Кривцово насторожились. А когда увидели у водоёма запрещающие рыбачить таблички, написали заявление в прокуратуру. Заодно пожаловались в региональное управление экоохотнадзора на то, что новый хозяин пруда сжигает мусор прямо на берегу. Экоохотнадзор обязал арендатора устранить нарушения, что, собственно тот и сделал. Но конфликт с кривцовцами на том исчерпан не был.
«Мы решили провести общее собрание, обсудить ситуацию, – говорит Сергей Афанасьевич. – Пригласили жителей, арендатора, прокуратуру. Высказали наши предложения».
Главное условие – чтобы оставили для свободной рыбалки (на удочку) дамбу и часть правого берега – это около 450 метров. Плюс сохранили бесплатную зону для пляжного отдыха. И содержали территорию в порядке.
«С арендатором нашли взаимопонимание. Договорённость с ним такая: людей не забывать. И отношение жителей к нему изменилось. Увидели результат, поняли, что делает не только для себя», – говорит Сергей Варжавинов.
Мы решаем взглянуть на результат первого года хозяйствования арендатора и едем к пруду – расположен он прямо у въезда в село.
Включили Кулибина
Зимой, наверное, все водоёмы похожи, как братья: снег, лёд, на котором одинокими точками рассредоточены рыбаки. Кривцовский пруд немного выбивается из такого ряда: в морозный декабрьский день, кроме нескольких рыбаков, здесь заняты делом рабочие – пробуривают лунки. Ближе к дамбе из готовых лунок красными флажками торчат жерлицы (рыбалка на жерлицы здесь платная).
Недалеко от берега булькает аэратор – снабжает кислородом обитателей водоёма. Над одной из деревянных беседок морозный ветер полощет Андреевский флаг – оказывается, руководитель предприятия-арендатора в своё время служил на флоте.
По словам управляющего Григория Череповского, год назад пруд был «мягко говоря, не очень красивым»:
«Мы 18 КамАЗов мусора вывезли отсюда. А на пляж завезли машин 20 песка, – уверяет он.
Для расчистки пруда от ила специально купили мини-земснаряд.
«А потом «включили Кулибина»: на окончание стрелы закрепили сегментную косилку от трактора, – раскрывает Григорий Валериевич. – Теперь можем на глубине до 2,5 метра косить камыш».
Камыша, говорит Череповский, было много. Один берег совсем зарос, начал заболачиваться: его выкосили, расчистили, укрепили. Основные работы начались весной уходящего года – поставили пять открытых бесплатных беседок с мангалами, столько же закрытых платных. К каждой беседке провели воду, электричество. Облагородили бесплатный пляж – построили мостик, расширили детскую площадку, поставили стационарный туалет. Установили контейнер для мусора, заключили договор с ЦЭБом на его вывоз.
В зоне платной рыбалки обустроили 30-метровые мостики-сижи.
«Денег мы вложили в пруд уже очень много – десятки миллионов, – говорит Череповский. – Летом начали сдавать в аренду сижи и беседки, но эти деньги не перекрывают затрат».
Бесплатная рыбалка осталась – как и договаривались, у дамбы. Но тут есть нюанс, объясняет Григорий Валериевич:
«Мы в ноябре зарыбили пруд – запустили 14 тонн карпа и 5 тысяч штук карася. По Гражданскому кодексу, эта рыба – наша собственность, и мы не разрешим её ловить бесплатно. Щуку, плотву, окуня, ерша – пожалуйста. А если поймали карпа или карася [в зоне бесплатной рыбалки] – его надо выпускать».
Особенности менталитета
Зимой на выходных здесь бывает десятка два рыбаков – и за деньги, и бесплатно. Приезжают из окрестных сёл, из Белгорода. Начинают присматриваться к кривцовскому пруду карпфишеры – с бытовой точки зрения чудаки, которые ловят рыбу (карпа), замеряют-взвешивают, фотографируют и сразу отпускают.
Кандидаты в мастера спорта по рыбной ловле Иван Волошкин и Павел Скиданов в третий раз приезжают порыбачить в Кривцово из Белгорода. Буквально на наших глазах вытягивают из лунки щуку килограммов этак на пять. Хищная рыба в зачёт карпфишерам не идёт, поэтому законный трофей выпускать не нужно.
Вполне возможно, со временем пруд будет принимать соревнования по карпфишингу. Вообще планов у арендатора много, в том числе по социальной нагрузке. Уже в будущем году, уверяет Григорий Череповский, здесь оборудуют бесплатную автостоянку, расширят детскую площадку на пляже. Есть у предприятия и перспективы по расширению и развитию производства.
— Как вы думаете, ушёл у людей страх за то, что вы здесь полностью все порядки поменяете? – спрашиваем на прощание у Череповского.
— Если честно – думаю, нет, не до конца, – отвечает Григорий Валериевич. – Понимаете, это наш менталитет. Был колхозный пруд, общий. Люди делали что хотели. Мы когда пруд чистили – сети 10-летней давности вытаскивали. А теперь мы что‑то не разрешаем. Наверное, у кого‑то есть обида. Но мы работаем.
Нелля Калиева