«Очень ждём молодёжь». Кто возрождает белгородские сёла
«Белгородские известия» встретились с участниками программы возрождения исчезающих сёл
-
Статья
-
Статья
Программа возрождения исчезающих сёл, имеющих большое историко-культурное значение для региона, заработала в Белгородской области в 2019 году.
«В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!»
Так кричал герой комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» своей дочери. Наши же герои дёрнули в глушь, из которой все тётки давно уехали либо они там тихо умерли, оставив после себя историческую значимость, полуразрушенные хатки и взбунтовавшуюся растительность.
В регионе нашли 15 сёл со славным прошлым и решили на их примере показать России, как можно вернуть туда жизнь: выделить переселенцам участки под строительство домов по 3 млн рублей под 1 % годовых. А после рождения каждого ребёнка списывать по 1/3 займа. Условия оказались настолько привлекательными, что за год программы в сёлах уже раздали 87 участков. Но, как сказал на заседании правительства в августе вице-губернатор Валерий Шамаев, это лишь половина от всего запланированного объёма.
Из наших самому молодому – 56
Первым селом стало Ватутино – малая родина генерала, известного всей России. Главное богатство села – пейзажи: меловые холмы обступили деревушку со всех сторон. Даже сейчас легко представить здесь буйство зелени в обрамлении белых холмов весной и летом. Романтика в чистом виде. Тишина, и птицы поют – даже сейчас.
Покружив по двум улочкам, я с трудом насчитала десяток старых домиков, и не все они выглядят жилыми. Самый яркий, оранжевый с синими оконными рамами, – у Виктора Анисимовича. Все свои 80 лет он прожил в Ватутино.
— А что у вас тут есть? – спрашиваю дедушку.
— Только музей Ватутина, больше ничего. Магазина даже нет, хлеб автолавка из Мандрово привозит. Тут раньше больше ста дворов было, колхоз хороший, школа, до войны даже церковь своя была. Ещё в 2000-е от колхоза оставалось два отделения, тоже коров держали, работников на служебном транспорте возили. Потом колхоз развалился, и постепенно осталось… А никого и не осталось. Так что ждём молодёжь!
— Молодёжь‑то есть в деревне?
— Из наших? Самый молодой – мой сын, 56 ему.
Из‑за угла выскакивают два мальчугана. Виктор Анисимович говорит, что квартируются по соседству, приехали какое‑то время назад с Украины.
«Вы летом приезжайте, – говорит дедушка. – Тут хорошо. У нас раньше речка была 5–7 метров глубиной и рыбы много. Сейчас заросло всё, но ручей остался, порыбачить можно».
Дом, сад, сын
К той речушке подходит участок Владислава Чужинова. На 28 сотках уже высажен фруктовый сад, просматриваются контуры будущего родового гнезда.
«Это гараж, – показывает он на цоколе, – тут спальни, коридор, зал и кухня. Там, видите, трубы выведены – санузел, – рассказывает парень. – Планирую одноэтажный дом с мансардой, её со временем можно достроить».
Владислав родом из Насоново, это 8 км от Ватутино, поэтому долгих размышлений не было – документы в программу подал одним из первых.
— Строиться не боялся. Все материалы к месту привезут, были бы деньги, – говорит он. Деньги выделяют траншами по 300 тыс. рублей на счёт. Потратил – отчитался, получи следующий. – Правильно, что такую схему выбрали, если бы всё сразу дали, наверно, не все бы построились.
— 3 млн хватит, чтобы дом завершить? Или только коробка?
— Думаю, на окна и двери хватит. Дом будет из профилированного бруса, к весне должны закончить.
На вопрос о количестве детей только улыбается, но три спальни запланированы. А три семьи, у которых за время участия в программе родились дети, уже списали по 1 млн рублей.
— Программа работает, как и обещали, – говорит Владислав.
— Можно такой программой возродить сёла?
— Конечно! Новые жильцы приедут, и возродится село. Главное – чтобы не свернули финансирование. Надеемся, новый губернатор поддержит идею Евгения Степановича. Здесь же чисто, красиво, а деньги можно заработать везде, было бы желание, – считает молодой человек.
Владислав легкоатлет, его работа – это тренировки, сборы, соревнования. Понимая, что так будет не всегда, в прошлом году он зарегистрировал КФХ и получил землю под будущую ферму, где планирует разводить коров.
«Всё, как мы хотели»
С участка Чужинова хорошо просматриваются девять строящихся домов разной степени готовности.
У семьи Рощупкиных активное строительство началось год назад, но до переезда ещё как минимум год. Сейчас живут с родителями в Валуйках.
«Мы думали о своём жилье, как поженились, рассматривали разные варианты, и тут эта программа. От Валуек до Ватутино минут 20 на машине – в принципе, не критично, мы в Валуйках работаем, будем ездить, – говорит Ирина. – Дети появятся, и в садик-школу тоже в Валуйки будем возить, хотя я пока себе это ещё плохо представляю. Вообще, всё как‑то быстро получилось: документы подали, и почти сразу участок дали».
Впервые в Ватутино поехали до подачи заявки. Особого впечатления село не произвело, но и страха не внушило. Порадовало, что строиться будут вместе с другими молодыми семьями. По прикидкам Рощупкиных, 3 млн хватит на коробку, коммуникации, окна и двери, а на внутреннюю отделку придётся добавлять. Ира уже полна идей, что и как посадит на огромном участке 25 соток.
— Как вас приняли местные жители?
— Да там же старики одни. Дедушка с бабушкой рядом разрешили к ним подключаться, пока у нас на участке электричества не было. В общем, довольны, всё складывается так, как мы и хотели.
Всего же выделено 15 участков, а подано 21 заявление. Хотя изначально не рассчитывали, что наберётся больше 10 желающих. Новосёлам провели электричество, отремонтировали центральную дорогу.
Незнакомцы в селе сразу на виду, и мы не стали исключением – разговорились с местной жительницей о программе, о перспективах Ватутино.
«Инфраструктура и работа будут – и возродится село, – уверена она. – У всех машины, до Валуек 15–20 минут, Самарино рядом, а там превосходный колхоз, люди до 50 тыс. получают. Пусть приезжают молодые, очень ждём!»
Ирина Дудка