Кого ноги кормят, или Как я работал курьером
Своим опытом с «Белгородской правдой» поделился белгородец Никита Ломов
-
Статья
-
Статья
Пару лет назад, будучи студентом московского вуза, я устроился курьером в магазин электроники. Проработал там чуть больше года. За это время накопилось немало историй – как грустных, так и таких, которые приятно вспомнить.
О трудоустройстве. «Главным плюсом этой работы был свободный график. На собеседование я попал, что называется, в один клик: нашёл объявление на сайте, оставил заявку, через пару дней мне перезвонили и, озвучив условия, пригласили на оформление. Сложностей с устройством на эту вакансию обычно не возникает, часто даже опыт не требуется – достаточно ответственно подходить к работе и хорошо ориентироваться на местности».
О рабочем процессе. «До 12 часов дня ты ждёшь заказы, составляешь маршрут поездки, обзваниваешь клиентов, чтобы договориться об временном интервале доставки. Часто они просят назвать точное время, но это практически невозможно. Опытные курьеры могут рассчитать свой приезд с точностью до получаса, но даже они не дают таких обещаний, ведь в случае опоздания клиент может пожаловаться, разговор отследят и выпишут штраф, поэтому обычно называют интервал в 2–3 часа. После обзвона получаешь товар, проверяешь целостность упаковок и аксессуары на дефекты. С 12 часов начинается развоз товаров по адресам. Это занимает от 3 до 6 часов, в зависимости от количества заказов и удалённости адресов друг от друга».
О расстоянии за день. «Мне приходилось много ходить пешком: от 30 до 40 тыс. шагов в день – что‑то около 20–30 км. Первый месяц ноги гудели с непривычки, я стёр ступни и сильно похудел. Домой возвращался полностью выжатый – сил хватало только на ужин и душ. С первой зарплаты потратился на беговые кроссовки. Считаю это лучшей инвестицией курьера в своё здоровье – на обуви лучше не экономить. С опытом становится легче: узнаёшь, как работает общественный транспорт, стараешься брать удобные адреса, выстраиваешь самые «ленивые» маршруты и больше катаешься, чем ходишь».
О физических нагрузках. «Общий вес заказов мог доходить до 20 кг. Это много, если учесть, что ходить с ними приходится часами. На деле к пешим курьерам относились с пониманием: водители старались забирать всю крупную технику, оставляя для нас мелочь – телефоны, планшеты, аксессуары и прочее. Бывало, когда приходилось нагружаться под завязку, мы с коллегами шутили, что похожи на героя компьютерной игры Death Stranding Сэма Бриджеса (симулятор курьера – одна из нашумевших игр 2019 года – прим. авт.). Чаще же вес всех заказов не превышал 10–15 кг, к тому же он уменьшался с каждой отданной вещью».
Об отношении клиентов. «Помню, отвозил ручной пылесос и только на месте заметил, что накладной на товар нет. По правилам я должен был перенести доставку на завтра, а значит, таскать этот пылесос с собой целый день. Объяснил ситуацию клиенту, пообещав привезти накладную на следующий день. Проблема была в том, что без документа вернуть товар по гарантии нельзя, а наша договорённость держалась только на честном слове. Я понимал, что у человека нет никаких причин входить в моё положение. Он вполне мог не рисковать деньгами, но отнёсся с пониманием.
Неприятных случаев тоже хватало. Как‑то покупателя не устроил цвет заказанной им мультиварки. Он отказался от неё, а у меня впереди было ещё 15 доставок. На последние заказы я жутко опаздывал, и оказалось большой удачей, когда один из клиентов предложил попутно подвезти до следующего адреса».
О рабочем коллективе. «С коллегами мне повезло. Когда я только начал, они помогали советами, объясняли тонкости работы. Как‑то я забыл проверить защитное стекло для телефона, а когда клиент открыл упаковку, оно оказалось разбитым. Нужно было возмещать по полной розничной цене. Это стоило бы зарплаты заполдня, однако коллега привёз точно такое же из другого магазина и в три раза дешевле, чем сэкономил мне нервы и деньги. Если работы было немного, водители делились небольшими заказами, случалось, подвозили до первого адреса, да и вне работы со многими тепло общались».
Об опасностях работы. «Работа курьера предполагает материальную ответственность: нужно не только довезти товар в целости, но и самому благополучно вернуться с деньгами. В среднем к концу рабочего дня у меня в кармане было 50–100 тыс. рублей, а в праздники могло доходить до 300 тыс. В такие моменты чувствуешь себя уязвимым и очень нервничаешь. Нападения на курьеров – рядовое явление, поэтому нас готовили к таким ситуациям: советовали иметь при себе средства защиты (хотя бы перцовый баллончик), встречаться только в людных местах, уточнять паспортные данные покупателя до встречи, если возникают сомнения. Нередко коллеги возвращались с поддельными пятитысячными купюрами, которые с грустью меняли у кассы на свои кровные, уже настоящие. После такого опыта на зубок заучиваешь все признаки подделки».
О заработной плате. «Я зарабатывал 180 рублей за один заказ, почасовой оплаты не было, однако существовали надбавки за дополнительные трудности. Если общий вес товаров превышал 12 кг, доплачивали 100 рублей, и по 50 рублей за каждые 5 кг сверху. Если сумма в чеке была свыше 60 тыс., заказ стоил 380 рублей, больше 100 тыс. – 680 рублей. Проезд и мобильная связь оплачивались, если выполнял норму по количеству заказов в месяц.
У пеших курьеров от 5 до 15 доставок в день. В месяц выходило в районе 35–40 тыс. чистыми, плюс чаевыми набегало около 3–5 тыс. Водители куда мобильнее, у них и норма выше (20–30 заказов в день), зарплата, соответственно, в 2–3 раза больше.
Доход курьеров может сильно разниться: коллеги из других магазинов называли более скромные суммы, да и доставщики еды получают меньше при куда большей загруженности, так что, можно сказать, мне повезло».
О забавных случаях. «Как‑то пришлось побегать за клиентом по всему району, так как он тоже работал курьером, но в службе доставки еды, и не мог точно сказать, где будет в оговорённое время. Трижды я приезжал на место, отзванивался и получал новый адрес. Изрядно устав и потратив на заказ больше часа, всё‑таки встретился с ним. На прощание бросил уже заученное «Всего доброго», на что неожиданно получил не менее отчеканенное «Приятного аппетита». Посмеялись над ситуацией – профессиональная деформация опасна для всех».
О мамах. «В конце рабочего дня отвозил планшет мужчине. Двери открыла пожилая женщина – мать клиента, которая ни о какой доставке не слышала. Далеко не с первого раза она смогла дозвониться до сына. Разговор сводился к тому, что у мужчины не было денег на покупку и он просил мать приобрести для него планшет. Взаймы или безвозмездно – об этом история умалчивает. Положив трубку и тяжело вздохнув, женщина достала из заначки деньги и оплатила сыну подарок. Грустная, но по‑своему милая история о том, что мама всегда остаётся мамой».