Магазин на диване. Как в Белгороде работает доставка продуктов на дом
Белгород оказался в числе немногих российских городов, где можно заказать продукты крупных ретейлеров, не выходя из дома
-
Статья
-
Статья
Онлайн-доставка продуктов питания в 2018 году принесла крупнейшим игрокам российского рынка 23 млрд рублей, а объёмы рынка увеличились за год на 50 %.
Такие данные исследовательской группы «Infoline – Аналитика» опубликовал «Коммерсантъ». Столь значительную сумму обеспечили жители нескольких городов России. Помимо миллионников: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода – сервис доставки продуктов из крупнейших торговых сетей есть в Оренбурге, Сургуте, Выборге и Белгороде.
Белгородская доля пока скромна. Хотя бы потому, что из основных игроков российского рынка доставки продуктов в нашем регионе только второй год работает iGooods. Увидев перспективы нового направления, вслед за федеральными брендами нишу интернет-торговли стали занимать и местные. Доставить к столу белгородцев свою продукцию готовы компании «Русь», «Горин Продукт» и некоторые местные фермеры.
20 заказов в день – это немного
Российская компания iGooods родом из Питера, за прошлый год она увеличила обороты в три раза – до 1,2 млрд рублей. Кроме Питера и Москвы, сервис заказа продуктов работает в Казани, Оренбурге, Сургуте, Выборге. Белгородцам он доступен с февраля 2018 года.
«Чтобы открыть доставку в регионе, важно найти хорошего партнёра, который будет на месте исполнять заказы. В Белгороде мы нашли: сейчас здесь работают четыре закупщика и четыре курьера», – рассказал один из собственников сервиса Григорий Кунис.
Сервис доставляет продукты из двух торговых сетей. Большинство заказов поступает от постоянных клиентов. Это женщины в декрете, занятые малышами, белгородцы, которые покупают товары своим пожилым родителям, люди с ограниченными возможностями. Однако значительная часть клиентов – те, у кого нет времени ходить по магазинам, носить тяжёлые сумки. В средней корзине много молочной продукции, большая упаковка подгузников, бакалея (мука, сахар, крупы), свежие овощи, фрукты, мясо. Рыбу почти не заказывают.
«Покупатель выбирает товары на нашем сайте, закупщик собирает их с полок, оплачивает на кассе, упаковывает и передаёт курьеру. Тот привозит к дверям заказчика в указанное им время, – объясняет Григорий Кунис работу сервиса. – Кажется всё просто, но люди часто беспокоятся о том, как именно закупщик выбирает фрукты, мясо или рыбу. Хозяйки такое нечасто доверяют даже супругу, не то что чужому человеку. Поэтому по всем продуктам прописаны стандарты – как их выбирать. Кроме того, покупатель может написать свои пожелания в комментарии. Например, по стандартам бананы берут чуть зелёные, но клиент может указать, что ему нужны коричневатые».
Доставка платная в зависимости от веса корзины. Развозят только по Белгороду, пригороды пока не охвачены. Григорий Кунис объясняет это отсутствием некоторых адресов на картах «Яндекса» и «Гугла», по которым ориентируются курьеры.
«Сервис развивается поступательно, – считает он. – Сейчас обрабатываем 15–20 заказов в день. На самом деле это немного: в Питере у нас 2 тыс. заказов ежедневно. Хорошо пошёл сервис в Сургуте, Оренбурге – он чуть крупнее Белгорода, там заказов больше, чем у вас. Но он начал развиваться, когда мы стали доставлять из трёх сетей. В Белгороде мы тоже планируем подключать другие магазины. По количеству заказов, я думаю, к концу года вырастем до 50–60».
По словам Куниса, сервис доставки продуктов никогда не сможет быть массовым по двум причинам. Во‑первых, нужны крупные инвестиции на старте. В разработку программного обеспечения iGooods вложил 100 млн рублей. Во‑вторых, требуется понимание и заинтересованность со стороны ретейлеров, их готовность интегрировать своё программное обеспечение с сервисным.
Разрешат доставку алкоголя – сервис вырастет на треть
Местная служба курьерской доставки «Альянс услуг» на белгородском рынке работает больше десяти лет. Её директор Михаил Закалюжный говорит, что держатся они за счёт того, что доставляют самые разные товары, в том числе и продукты из магазинов. Конкуренты же, которых он повидал немало, прогорали по той причине, что ставили цены ниже себестоимости и выбирали очень узкую нишу – фермерские продукты, цветы, готовую еду.
«Услуга доставки продуктов из магазина абсолютно не нова, – говорит Михаил Закалюжный. – Раньше всегда можно было обратиться к таксистам, они съездят и купят. Сейчас магазины стали предлагать бесплатную доставку, если набираешь товаров на определённую сумму. Мы же доставляем откуда угодно и куда угодно в любых количествах, вопрос только в цене. Надо – хоть одну булку хлеба привезём, но доставка всегда платная».
Доставка до 5 кг в пределах Белгорода стоит 250 рублей, больше 5 кг – от 300 рублей. За чертой города цена зависит от расстояния. Примерно половину стоимости доставки съедают расходы на топливо.
К конкретным магазинам они не привязаны. Если заказчику без разницы, покупают в ближайшем магазине, если вопрос принципиальный – едут в тот, который нужен, могут и на рынке купить. Можно выбрать продукты на сайте.
Принцип работы таков: заказывает клиент товары на сайте или по телефону, курьер записывает и едет в магазин. Покупателю привозят заказ и чек из магазина, он оплачивает покупки и доставку.
«Сервис доставки только начинает набирать обороты, и происходит это очень медленно, – говорит Закалюжный. – Раскачать наш город очень проблематично. Во‑первых, сами заведения не понимают значимости доставки, а во‑вторых, клиенты либо не понимают, зачем им эта услуга, поскольку не приучены, либо не могут её найти. Поэтому рынок доставки занят процентов на 10–15 %, не больше. Средний чек у нас – 1,5–2 тыс. рублей. Покупают в основном мясо, хлебобулочные изделия, фрукты-овощи и воду».
Их клиенты – это люди 25–50 лет, больше семьи и корпоративный сектор. Чаще всего заказывают готовую еду из ресторанов/кафе и букеты цветов. Эти два направления в общем объёме заказов примерно одинаковы. По продуктам поступает три-четыре заказа в день, и это уже рост: раньше их было максимум два.
«Развиваться мешает, прежде всего, законодательство, которое запрещает доставку алкоголя и лекарств, – продолжает он. – И второе – неосведомлённость клиентов и незаинтересованность магазинов. Дальнейшее развитие сервиса доставки, безусловно, будет, но очень медленное. Даже если появится пять-десять компаний по доставке, они не спровоцируют взрывной спрос, подрастёт рынок на 5–10 % и всё. Если же разрешат доставку алкоголя, за месяц-два объёмы услуг по доставке вырастут процентов на 30».
Постоянства пока нет
Одним из новичков рынка интернет-торговли можно назвать местную сеть «Горин Продукт». Она насчитывает 36 магазинов по всей Белгородской области и 2 в Курске. Доставку запустили больше месяца назад – пока только для Белгорода и ближайших пригородов.
«Это наше дополнительное направление работы, я думаю, что в Белгороде оно будет развиваться также, как и в больших городах, ведь людям удобно заказать на дом и не тратить время на поездки», – говорит маркетолог торгового дома «Горин Продукт» Ольга Левчик.
Принцип работы интернет-магазина ничем не отличается от других: покупатель выбрал на сайте в корзину, оплатил банковской картой и либо сам забрал из точки самовывоза (три в Белгороде и одна в Разумном), либо заказал курьера. Доставка курьером рассчитывается в зависимости от расстояния и стоит от 200 рублей и выше.
«По итогам первого месяца работы трудно делать какие‑то выводы, пока нас только начинают узнавать. Заказы поступают каждый день, но постоянства ещё нет», – продолжает Ольга Левчик.
Средний чек первых интернет-заказов относительно небольшой: 600– 700 рублей, в приоритете заказов – колбасные изделия. Основные покупательницы – женщины 30–35 лет. Ольга Левчик объясняет это тем, что они активно пользуются сайтами, знакомы с принципами работы интернет-магазинов, не боятся пользоваться современными технологиями.
«Перспективы у интернет-торговли хорошие, направление будет развиваться. Я думаю, за первый год нам реально дорасти до стабильного потока ежедневных заказов», – считает маркетолог.
Ирина Дудка