Как житель Волоконовки 46 лет ездит на одной машине
О своём любимом автомобиле «Белгородским известиям» рассказал Владимир Болтенков
-
Статья
-
Статья
На улицах Волоконовки время от времени появляется раритетная машина. В толпе современных авто небольшой внедорожник ЗАЗ-969 производства Луцкого автозавода выделяется и формой, и компактностью, и необычным видом. Эту машину выпустили с конвейера в 1974-м.
Как член семьи
В советское время к личным автомобилям относились как к самой большой драгоценности – трепетно и бережно. Сегодня машины меняют намного чаще, автомобиль оценивают потребительски, подсчитывая «лошадей» и бонусы в виде кондиционеров/подогревов. Но и сейчас есть люди, относящиеся к машинам как к членам семьи.
О необычном авто и не менее необычном водителе из Волоконовки мы узнали из социальных сетей. 80-летний Владимир Васильевич встретил нас возле калитки и сразу провёл к своей ласточке – только так называет он свой вездеход и главную любовь в мире техники.
46 лет назад эту машину приобрёл для себя руководитель предприятия «Райсельхозхимия», но попал на ней в аварию. Машина ему разонравилась, и он отдал её для служебных надобностей. На должности мастера-наладчика как раз работал Болтенков. В районе было пять тракторных отрядов, и все по разным сёлам. Мотаться нужно было постоянно, и потому Болтенкову передали машину в служебное пользование. Он отремонтировал ЗАЗ и стал на нём работать.
А в 1976 году машину дали его коллеге, и это чуть не привело к трагедии.
«Поехал он на ней в Новый Оскол и не закрутил пробку в поддоне для масла. Масло выскочило, и двигатель заклинило. Тот приходит на работу пешком. Тогда руководил «Сельхозхимией» Анатолий Никитенко, он спрашивает: «Витя, а машина где?» Витя отвечает: «Дома». – «А чего не приехал на ней?» – «Да мотор выпал». – «Как выпал? Новая машина!» А я рядом был. Эх, говорю, Анатолий Иваныч, надо было мне машину продать. Вроде в шутку сказал, потому как денег на неё у меня не было. А Никитенко встрепенулся. Так, говорит, отдай Болтенкову машину, пусть попробует сделать!»
Сделал на лавке
«Выволок я машину со двора. Двигатель уже отдали в ремонт. Приехал за ним к ремонтнику, а он его до сих пор не сделал. Давай, сам, говорю, сделаю. А я жил на улице Чехова в двухэтажном доме, в квартире. Возле дома скамейка была, на ней мужики в карты играли. Я их прогнал – потом поиграете. Привезли мне поршневую, коленвал, вкладыши. И я на лавочке перебрал двигатель безо всяких станков. На второй день выехал на работу уже на ласточке. Никитенко увидел и говорит: «Продайте Болтенкову эту машину за 750 рублей!» Я продал свой мотоцикл, ещё добавил и расплатился», – вспоминает пенсионер.
Любовно оглаживая кузов, Владимир Васильевич продолжает:
«Двигатель с запорожца стоит, тридцатка (30 л. с.). Позже уже пошли двигатели-сороковки. У меня уже два моста ведущие, как в тракторе Т-40, блокировка и пониженная передача. Задний мост подключается. Но этот вездеход очень опасный, если не знаешь и ошибёшься. Он со своим норовом, и к нему привыкать нужно. По болоту, к примеру, проедешь, но по этому же следу возвращаться нельзя. Сядешь так, что никогда не выедешь. Но зато если машину знаешь и она тебя – проблем не будет!»
Любовь на всю жизнь
На этой машине проездил Владимир Васильевич всю свою жизнь. Возил жену и дочку. Ездил на ней в Белгород, Харьков, Старый Оскол. Потом возил внучку, а теперь и правнука катает, когда тот приезжает в гости.
«Я хожу уже плохо, до магазина трудно идти. А на машине доехал, прошёл несколько метров, закупился и домой. Приеду, сразу благодарю: спасибо тебе, родная, за то, что свозила!
С утра выхожу и первым делом к машине: здравствуй, ласточка моя! Как переночевала? Машина – она с характером, со своими привычками. Я сколько на ней проездил – ни разу в сервис не обращался, всё своими руками делаю».
— А есть рецепт, чтобы машина больше 40 лет проездила? – спрашиваю пенсионера.
— Тут рецептов нет, есть голова на плечах. И если она правильно думает, то всё будет ходить, не только машина. Даже сапоги и те будут ходить. Ухаживать за машиной нужно своевременно. Масло менять в срок, клапаны проверять. Когда моешь, не из брандспойта поливать, а в ведёрко воду набирать и тряпочкой мыть, а потом вытирать насухо. Ну и беречь машину свою. Она до 100 км в час может разогнаться, но я больше 40–50 км никогда на ней не ездил и не езжу».
Вытащил автобус с детьми
Владимир Васильевич вспоминает, как много лет назад застрял на взгорке школьный автобус с детьми. Водитель автобуса попросил Болтенкова вызвать кого‑то. А Владимир Васильевич просто прицепил автобус тросом к своей ласточке и вытащил детей.
«Водитель поверить не мог. Что за машина, спрашивает, такая удивительная? Такая, отвечаю, ласточка. Она у меня вообще отличная. Зерно давали – тонну гружу и перевожу. Когда газа не было – дрова на ней возил. А людей сколько перевёз, не сосчитать!»
Болтенков показывает пожелтевшую от времени книжечку, по которой ремонтирует свою ласточку.
— Всё бы хорошо, но вот тент совсем изорвался. Родной давно истрепался, и в 1992 году я заказывал новый в КБО. Но и он давно уже пришёл в негодность. Но я вот думаю из листового железа обшить ласточку. И кресла поменять на кресла от «москвича» – там спинка повыше, удобнее ездить будет.
— А саму машину не хотите поменять?
— Что ты, с ума сошёл? – аж замахал руками пенсионер. – Мне знаешь, сколько раз предлагали купить её? Охотники, рыболовы. Я им всем отвечал: на свою охоту и рыбалку пешком походите, а моя ласточка не для этого создана! Я её ни на что не променяю!
Алексей Стопичев