Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 октября 2020,  10:34

«Ты мне новую машину купишь!» Зачем аварийным комиссарам чат в интернете

О своей работе «Белгородским известиям» рассказал старший аварийный комиссар одной из юридических компаний Белгорода

«Ты мне новую машину купишь!» Зачем аварийным комиссарам чат в интернетеФото: pixabay.com
  • Статья
  • Статья

В 2003 году, после введения ОСАГО, в России заработал институт аварийных комиссаров. Сначала комиссарами были люди, которые предлагали составить европротокол. Теперь в обязанности автокомиссара не всегда входит только оформление документов.

Не просто бумажки заполнять

«Правила дорожного движения я всегда знал хорошо, учился не на коротких курсах каких‑то, а в ДОСААФ, – рассказывает Максим. – Сдал с первого раза. Но в аварийные комиссары попал почти случайно. Напарник пошёл туда работать, ну и я следом. Меня сразу отправили на курсы подготовки в Москву. Ведь аварийный комиссар – это не только бумажки заполнять. Тут требуются и навыки первой доврачебной помощи. Бывает, приезжаешь, а там раненые, хотя по телефону сказали, что пострадавших нет. Но после аварии люди часто просто не понимают, что получили травмы, они в состоянии шока. Вызываю скорую помощь и всё это время нахожусь с ними.

Плюс мы юридическую консультацию даём и оказываем психологическую помощь. Это тоже очень важно.

Людям кажется, что аварийный комиссар просто приехал, бумажки заполнил, деньги забрал и уехал. Может, раньше оно так и было, сейчас уже по‑другому. Практически у всех компаний полный набор услуг – иначе на рынке не выжить. Если нужно сопровождение в страховую компанию – есть автоюристы. Машина повреждена – есть эвакуатор. При этом всё оформлено официально, со всего платится налог.

 

«Ты мне новую машину купишь!» Зачем аварийным комиссарам чат в интернете - Изображение Фото: Алексей Стопичев

 

Хотя есть и бомбилы. Приехали не понятно откуда, оформили, уехали. И неясно потом, где их искать. Такое, к сожалению, бывает. У нас, официальных комиссаров Белгорода, есть общий чат. Мы там общаемся, делимся случаями. И бывает, люди обращаются – оформлял комиссар, а документы не принимает страховая компания. Как найти? А мы смотрим: левый бланк, оформлено ДТП неправильно. Нет записи, кто с чем согласен или не согласен, номера страхового полиса. И кто оформлял – вообще непонятно. Это, конечно, не очень хорошо сказывается на престиже профессии».

90 % аварий – из‑за гаджетов

«Исходя из своего опыта, могу сказать, что 90 % всех аварий происходит из‑за смартфонов. Пришло сообщение, глаза вниз опустил на пару секунд, а тут кто‑то притормозил или на дорогу выскочил. Поднял глаза – всё, удар. С парковки выезжал, позвонили, отвлёкся – и бах, зацепил. Даже по громкой связи водитель отвлекается и хуже контролирует окружающую обстановку. Я считаю: позвонили – припаркуйся и поговори.

Примерно 60 % аварий без пострадавших случается на парковках. Задним ходом сдавал – зацепил. Или въезжал и по касательной притёр. Остальное уже несоблюдение скоростного режима, дистанции, непредоставление преимущества.

Таксисты очень часто попадают в ДТП. И чаще именно они виновники».

 

«Ты мне новую машину купишь!» Зачем аварийным комиссарам чат в интернете - Изображение Фото: pixabay.com

Никто не виноват

«Большинство водителей отвратительно знают правила. А заполнение европротокола и обращение в страховую без полиции возможно, если один из водителей признаёт свою вину. Но тут очень часто возникают трудности. Восемь из десяти не согласны со своей виной, даже если она очевидна. А мы не можем обвинить или назначить виноватого. Мы просто руководствуемся правилами дорожного движения. И начинаешь ему рассказывать, объяснять, показывать пункты.

Или, бывает, подписал всё, согласился с виной. Через полчаса перезванивает: я не согласен! Я вот знакомых опросил, все говорят, что я не виновен.

Хотя людей, в принципе, можно понять: авария – ситуация неординарная. Это лёгкий шок, который выбивает человека из ритма. И он не всегда ведёт себя адекватно».

Агрессивные и человечные

«Агрессивных водителей хватает. Причём, как правило, проявляют агрессию пострадавшие. Виновник больше молчит или оправдывается. А вот те, в кого въехали, реагируют очень остро. Был у меня случай, когда водитель пострадавшей новой иномарки после ругани кидает виновнику ключи и говорит: «Ты мне новую машину купишь!» И опять уговариваешь, пытаешься снять напряжение. Объясняешь, что кулаками ничего не решить, рассказываешь порядок действий. И люди, услышав, что и как делать, куда обращаться, переключаются, настраиваются на нормальный лад.

Бывает, люди ведут себя цивилизованно. Приезжаешь, а они сидят в одной машине и чай пьют. Уже всё случилось, и нервы себе портить ещё и конфликтом не считают нужным. Хотя такое, конечно, случается намного реже.

«Ты мне новую машину купишь!» Зачем аварийным комиссарам чат в интернете - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

 

Подставы были, есть и будут. Мы с этим часто сталкиваемся. Но доказать их практически невозможно. Вызывают тебя, к примеру, во двор дома, а повреждения не совпадают. И люди мило беседуют. И я понимаю, что они хорошо знакомы и есть сговор. Но мы такое даже не оформляем, сразу говорим, чтобы вызывали ГИБДД, а информацию по подставщикам скидываем в общий чат. И к ним уже никто не поедет из комиссаров.

Хотя подставщикам каждый год всё труднее из‑за появления общей базы. Плюс камеры по всему городу».

Бесконтактные аварии

«По таким тоже работаем. К примеру, подрезали машину, человек принял вправо и о бордюр колёса себе повредил. Другой машины нет, или она не пострадала, а у водителя ущерб.

А был у меня случай недавно, когда машина без водителя поехала и попала в ДТП. Зимой в «девятке» коротнуло замыкание. Стартер стал самопроизвольно крутиться. Машина переехала через бордюр и ударила «Хёндай». Заглохла, опять завелась. И так стучала в иномарку, пока аккумулятор не сел. Меня вызвал владелец «Хёндая». Я приехал. Начинаем оформлять, бежит водитель «девятки» и начинает орать: «Почему вы повредили мою машину?!» И ты ему объясняешь, что он виновник, а он не верит. Потом открыл капот, а там провода оплавились от замыкания. И пришлось ему объяснять, что ещё хорошо закончилось. Что обе машины могли сгореть, и ущерб был бы в разы больше. А виноват, потому что не уследил за техническим состоянием и на ручник не поставил. Стояла бы машина на ручнике, просто глохла бы при самозаводе и всё».

Мистика

«Не поверите, но во время работы комиссаром стал верить в мистику. Нет такого, чтобы аварии происходили постепенно. Чаще вспышками и примерно в одно время. Может, луна не в той фазе либо магнитные бури. Я не знаю, чем это объяснить. Ударились в центре и обязательно на горе или ещё где‑то бахнулись. Бывает до пяти аварий в одно время, но в разных местах. Начинаешь оформлять и видишь что‑то общее у машин: фамилии владельцев совпадают, имя и отчество одинаковые или знаки на номерах.

В принципе, работать можно. Хотя работа достаточно нервная. Да и понятия дня и ночи у нас нет. Рабочий день не нормирован. Ночью часто выезжаем на аварии. Потому, если кто думает, что аварийный комиссар – это просто, то сильно ошибается. Бывало, когда водители не только друг с другом разбирались, но и на аварийных комиссаров в драку кидались. Тем не менее мне работа нравится и менять её не собираюсь».

Записал Алексей Стопичев

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×