Мошенники с большой дороги. Кто зарабатывает на правовой неграмотности автолюбителей?
-
Игорь Васильев
-
Белгородская правда
-
Игорь Васильев
-
Белгородская правда
Каждый владелец полиса ОСАГО может столкнуться с ситуацией, когда после дорожно-транспортного происшествия ему предлагают помощь некие организации, обещающие позаботиться о справедливой страховой выплате и избавить клиента от лишних хлопот.
Но далеко не каждый догадывается, какими последствиями может обернуться для него такая «помощь» на дороге. Мы подобрали три распространённых сюжета с участием недобросовестных посредников и попросили прокомментировать их эксперта – начальника юридического отдела Отделения Белгород Банка России Инну Гребенникову.
История первая
Житель Белгорода попал в ДТП и решил не возиться с оформлением страхового случая самостоятельно, а поручить дело аварийному комиссару, который вовремя оказался рядом с местом аварии. Тот предложил выплату в
50 тыс. рублей. «На замену бампера и решётки радиатора хватит», – рассудил потерпевший и подписал документы, как водится, не особенно вчитываясь в содержание. Но на станции техобслуживания выяснилось, что пострадал ещё и радиатор. И на кузове нашлось несколько незамеченных дефектов. Ремонт обошёлся в 90 тысяч. Аваркомы восполнять ущерб в полном объёме отказались, сославшись на договор.
«Попадая в ДТП, человек в состоянии стресса не сразу может сообразить, как ему действовать, – объясняет Инна Гребенникова. – И на выручку ему охотно приходят так называемые автоюристы, или аварийные комиссары. Чаще всего они предлагают автовладельцам переуступить им право требования возмещения от страховой компании по договору цессии. Подписывая его, автовладелец лишается права на получение каких‑либо выплат, передавая
его цессионарию, то есть автоюристу. В этом случае именно автоюрист будет указан во всех документах, в том числе и как получатель страховой выплаты».
По словам эксперта, главный плюс для автомобилиста при переуступке права по договору цессии залючается в возможности незамедлительно получить деньги на ремонт автомобиля, без ожидания ответа от страховой компании и судебных разбирательств. Но есть и негативный момент.
«Реальная сумма ущерба может оказаться больше. И когда при детальном осмотре машины это выяснится, пострадавший уже не сможет претендовать на выплаты, покрывающие ремонт, ни от страховой компании, ни от автоюриста, которому он доверился. При этом сам аварийный комиссар, уплативший потерпевшему минимальную сумму, получит от страховщика в разы больше», – объясняет юрист.
История вторая
Житель Старого Оскола пострадал в дорожной аварии и вызвал аваркома. Оценили ущерб, подписали договор цессии. Деньги получил сразу на руки наличными. Сумма устроила – автолюбитель отлично разбирался в машинах и знал, где сделать ремонт подешевле. В итоге ещё и остался с прибылью. А через полгода обнаружил в почтовом ящике извещение от налоговой инспекции с требованием уплатить НДФЛ – больше 15 тысяч рублей.
«Получив деньги от аварийного комиссара, потерпевший в аварии действительно может оказаться в числе налоговых должников. Дело в том, что страховые выплаты освобождаются от подоходного налога. А вот штрафы и компенсации, на которых в основном и зарабатывают автоюристы, – нет. С них автовладельцу придётся уплатить налог, даже если эти выплаты по факту получил не он, а умолчавший об этом обстоятельстве посредник», – рассказывает эксперт Центрального банка.
Инна Гребенникова поясняет, что недобросовестные автоюристы используют всевозможные ухищрения, чтобы суммы штрафных выплат в несколько раз превышали размер основного требования. Они стараются любой ценой перенести споры о страховых выплатах в суды в расчёте на получение существенного дополнительного дохода. Статистика показывает, что эти финансовые санкции сегодня уже на треть превосходят объём самих страховых выплат. Получается, что большая часть денег, по факту присуждённых потребителям, оседает в карманах недобросовестных посредников.
История третья
Житель Белгородского района услышал от знакомого, что полис ОСАГО можно сделать дешевле, если обратиться не напрямую в страховую компанию, а к «частнику» по объявлению – услуги активно рекламируются в социальных сетях. Страховка и вправду обошлась значительно дешевле. И полис оказался легальным – с ГИБДД на дорогах проблем не возникало. Но после ДТП страховая компания отказала белгородцу в выплате возмещения, сославшись на нарушения, допущенные при оформлении полиса.
«Полисы ОСАГО сегодня предлагают не только сами страховые компании, но и их агенты, а также те, кто себя за них выдаёт. Как правило, схема работы недобросовестных агентов такая: они продают полисы по более дешёвой цене за счёт того, что «скручивают» ключевые коэффициенты – выбирают минимальный территориальный коэффициент, самый низкий коэффициент мощности транспортного средства. Всё это делается для того, чтобы перечислить страховщику минимальную премию за полис ОСАГО, а своему покупателю сделать привлекательную «скидку». По факту полис с некорректными данными является недействительным, и при наступлении страхового случая застрахованный может получить отказ в выплате возмещения», – комментирует Инна Гребенникова.
Как уберечься от «помощников»
При заключении договора ОСАГО нужно ответственно подойти к выбору страховщика. Обязательно проверяйте легитимность компании, которой доверяете свои деньги. Для этого убедитесь в наличии лицензии на сайте Банка России.
В случае аварии на дороге помните, что сегодня в руках автомобилиста есть очень удобный и простой в использовании инструмент, который даёт возможность оформить ДТП самостоятельно. Это всем уже хорошо известный европротокол – извещение о дорожно-транспортном происшествии, которое составляется без вмешательства сотрудников ГИБДД.
Если вы всё же решили, что услуги посредника вам необходимы, рекомендуем внимательно читать договоры цессии, в которых вполне могут содержаться условия, ущемляющие ваши права. Советуем тщательно подходить к выбору и не пользоваться услугами тех, кто предлагает сомнительные схемы быстрого получения страхового возмещения. А также сохранять контроль над «денежной» составляющей дела до его завершения, чтобы иметь «документальный след» всех финансовых операций и возможность доказать налоговому органу, какая часть выплаты от страховой компании досталась автовладельцу, а что было удержано автоюристом.
И самое главное: если вы попали в ДТП, необходимо сохранять спокойствие, не поддаваться панике и стрессу. Именно эти чувства вкупе с отсутствием элементарных знаний своих прав приводят людей к недобросовестным автоюристам.