Дадут порулить? Вернут ли автодело в белгородские школы и ссузы
«Белгородские известия» узнали, где автоуроки не прекращались и что о них думают бывшие курсанты
-
Статья
-
Статья
Вернуть автодело в учебные программы всех белгородских школ и учреждений СПО предложил в августе Евгений Савченко. Сейчас на водителя категории В учат лишь в 14 школах и 10 профессиональных образовательных организациях области.
Где сейчас преподают автодело
«Все эти школы имеют соответствующую лицензию и материальную базу, – подчеркнули в областном департаменте образования. – Им выдано заключение УГИБДД УМВД России по Белгородской области о соответствии требованиям. В организациях профобразования также имеется материально-техническая база, средства обучения, автодромы, автомобили для отработки навыков вождения».
Недостатка в преподавателях нет: старшеклассников обучают автоделу учителя технологии и мастера производственного обучения, в ссузах – преподаватели, прошедшие спецподготовку, курсы повышения квалификации и стажировку по предмету. В прошлом году «легковую» категорию получили 392 старшеклассника и 3 526 студентов ссузов.
В школах вождению обучают платно – по желанию и за рамками учебного плана. Курс включает не менее 190 часов обучения (100 – теории, 90 – практики). Добавить его в учебную программу не позволяет Федеральный государственный образовательный стандарт. Однако в региональном департаменте образования признают востребованность обучения и подчёркивают, что «площадки школ и профобразовательных организаций могут и впредь использоваться для подготовки водителей транспортных средств категории В».
Автодело преподают в школах Белгорода, Старооскольского и Губкинского округов, а также Волоконовского, Красногвардейского, Краснояружского и Ракитянского районов. В числе ссузов – Белгородский машиностроительный, Алексеевский агротехнический, Борисовский агромеханический, Валуйский индустриальный, Дмитриевский сельскохозяйственный, Ракитянский агротехнологический, Чернянский агромеханический, Яковлевский политехнический техникумы, а также Шебекинский техникум промышленности и транспорта и Белгородский политехнический колледж.
«Замечательная идея»
Частный инструктор по вождению Виктор Сошенко считает получение водительских прав вместе с аттестатом замечательной идеей.
По его мнению, для достойного уровня обучения достаточно, чтобы квалификация преподавателей и материально-техническая база соответствовали предъявляемым требованиям. Нужны автодромы и современные автомобили. Преподаватели должны обучить курсантов самоконтролю и привить культуру вождения.
«В курсе должно быть больше часов практики, чем в стандартной автошколе. Потому что минимально допустимые 56 часов, пройденные за два месяца, – это одно, и другое – те же часы, растянутые почти на год».
Сам Виктор преподаёт уже семь лет, он занимается начальным обучением и подготовкой к экзаменам в ГАИ.
«Также мы ведём курсы восстановления и улучшения навыков вождения и безопасного управления автомобилем. Стараюсь донести до своих учеников: мало на экзамене всё сделать правильно. Важно не паниковать и не теряться, уметь держать себя в руках. Чаще всего ученики из‑за эмоциональной перегрузки просто забывают, что и как нужно делать. Поэтому важно тренировать технические навыки и умения (в том числе наблюдения и выявления опасности) и умение спокойно действовать в любых условиях», – говорит он.
Молодёжи среди учеников Сошенко относительно немного. По его наблюдениям, большинство молодых курсантов соображают быстрее, но они импульсивнее. Приходится их сильнее контролировать и обучать навыкам самоконтроля.
«Я обычно говорю: «Не пытайтесь поразить инспектора навыками экстремального вождения! И не поразите, и экзамен не сдадите».
Люди старшего возраста, говорит Виктор, основательнее подходят к обучению, больше внимания уделяют тренировкам.
Какими запомнили школьные уроки вождения белгородцы
Вячеслав Дёмин, 27 лет:
«Уроки автодела в нашей школе № 1 Шебекино проводили инструкторы местного отделения ДОСААФ. Заниматься начали в конце 10-го класса по двум направлениям: «город» и «площадка». Для «города» инструктор приезжал к школе и брал трёх-четырёх учеников. Мы катались по сельским дорогам. Те, кто хотел получить только категорию В, тренировались на «четвёрке», а кто выбрал В и С – на грузовике и «Оке». Последнюю все ненавидели – у неё залипало сцепление. Из‑за этого паре ребят пришлось пересдавать экзамен.
«Площадку» отрабатывали на окраине Шебекино – там был общедоступный автодром. На теорию ходили раз в неделю после уроков в ДОСААФ, где слушали педагога и разбирали билеты – прошлых лет и новые. Там же теорию и сдавали, а практику – в МРЭО по Шебекино.
Я сдал экзамен с третьего раза. В первый раз завалил теорию – там у меня оказалось на одну ошибку больше, чем допускалось, да и билет попался новый, который не разбирали на уроке. Во второй раз не сдал «город»: провёл разворот не по правилам и насобирал больше штрафных баллов. Думаю, я просто сильно волновался.
Получить права сразу после школы – хорошая идея, но мне они так быстро не понадобились. Сейчас вожу Toyota Avensis. Штрафов за семь лет было немного и мелкие – за превышение скорости. В аварии не попадал».
Наталия Козлова, 30 лет:
«Я училась в школе № 2 в Губкине. Те, кто оставался после 9-го класса, до окончания школы должны были получить специальность: экономиста, обувщика, делопроизводителя, парикмахера или водителя. Учились на базе учебно-производственного комбината. Я училась на оператора электронно-вычислительной техники и дополнительно на водителя категории В.
Занятия были два раза в неделю: одно – теория, второе – практика. Практика началась только со второго года, когда всем исполнилось по 16 лет. Её вёл инструктор по вождению, а теорию – мастер производственного обучения. До сих пор удивляюсь, как им хватало терпения. Ездили на убитой «семёрке», которая знавала и лучшие времена. Меня поразило, что в самый первый раз, когда я села за руль, инструктор велел мне ехать в город. Он просто показал мне, где тормоз, газ и сцепление, и объяснил, что надо делать и чего не надо. Это было зимой, дороги были плохо почищены, и благодаря этому опыту я поняла, что водить не страшно, это не высшая математика. За полтора года мы многому научились, в том числе оказывать первую помощь.
Экзамен сдавали в ГАИ. Там мы получили справки, что в 18 лет нам дадут настоящие права. В положенный срок их мне и выдали. Но водить я начала не сразу, а примерно через пять лет, на последнем курсе института, когда у меня появилась своя машина. Понимала, что долгое время не практиковалась, поэтому взяла два урока у частного инструктора. Считаю, что учить детей водить в школе надо, потому что чем ты моложе, тем лучше запоминаешь информацию и проще научиться».
Елена Агаркова, 39 лет:
«В нашей Головчинской школе (Грайворонский округ) мы были первым набором, что обучали автоделу. Правда, только на категорию С. Я к тому времени уже умела водить: с 13 лет каждое лето была помощником комбайнёра у отца. И он не просто давал порулить, я действительно работала на полную катушку.
Была возможность в школе сразу сдать на права – для этого к нам приезжали представители ГАИ. Но сдали всего два человека с потока. Документы несдавших передавали в ГАИ, и через время им давали попытки на пересдачу. Экзамены в ГАИ я сдала, получила временные права (не было 18 лет). Когда исполнилось 18, сдала ещё раз теорию, площадку и вождение по населённому пункту. И тогда можно было автоматом открывать и категорию В. У меня до сих пор спрашивают: «А что, у вас две категории?!» Сейчас вожу нечасто, за рулём в основном муж».
Тамара Акиньшина