История на потолке: как в лепнине сельского ДК уживаются древнегреческий орнамент и модерн
Архитектурные стили дома культуры в села Шидловка Волоконовского района изучали «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Дом культуры возвели в центре села ещё в 1975 году благодаря колхозу «Родина», он же снабдил учреждение всей необходимой техникой и оборудованием. Колхоза уже давно нет, но напоминает о нём лепнина на первом этаже ДК.
Есть место для всех
В канун нового, 1976 года (31 декабря) торжественно открыли новое здание Шидловского сельского ДК, отличавшегося от всех других новой архитектурой и великолепным рельефным орнаментом, украсившим внутреннюю часть помещений. В 2018 году здесь провели капитальный ремонт. Снаружи и внутри строение очень изменилось.
«По просьбе жителей и главы лепнину сохранили, её хотели обшить гипсокартоном, как сделали на втором этаже, но мы не дали, – рассказывает директор Дома культуры Валентина Ткачёва. – В актовом зале и люстры в углах не меняли со дня постройки, а по центру висела люстра в два раза больше, но она упала, и её заменила новая – поменьше».
В двухэтажном сельском ДК сконцентрировано всё необходимое для отдыха и развлечений. Здесь есть спортивный зал, библиотека, актовый зал на 156 мест.
«У нас работает 21 формирование, 12 кружков художественной самодеятельности, женский вокальный ансамбль «Сударушка», преподают сольное пение, художественное чтение, – уточняет Валентина Васильевна. – В танцевальном кружке занимаются около 20 детей, осваивают разные направления танца: от современного до народного. Работает клуб для пожилых людей, а молодёжь собирается на балконе: там Wi-Fi лучше ловит».
Акант на розетках
При входе в учреждение взгляд упирается в белоснежные пластиковые двери, ведущие в актовый зал. Они выделяются на желтоватом фоне стены. В глаза бросается крупная лепнина над дверью – серп и молот по бокам снопа хлеба. Ещё выразительнее эту дверь делает молдинг. Он обрамляет весь проём и украшен лепниной из листьев аканта. Этот орнамент используют в классической архитектуре от Древней Греции и Рима до ампира. Два запасных выхода из актового зала тоже в листьях.
Коридор на первом этаже с одной стороны освещает ряд больших окон, с другой – висят стенды и плакаты с информацией. У стены стоит застеклённый стеллаж с кубками и наградами. В конце коридора устроена небольшая сцена. Оглядываясь в длинном светлом коридоре, нетрудно заметить изящные розетки под люстрами на потолке. Круглые и восьмиконечные элементы украшены распустившимися цветами лотоса, листьями аканта, иоником (орнамент из яйцеобразных форм, разделённых продолговатыми подобиями листочков – прим. авт.).
Взгляд вверх
Актовый зал удивил своим размером, редко в селе встретишь такой масштаб. Хоть он и рассчитан на 156 мест, пространства так много, что, кажется, запросто поместятся ещё столько же. Величественности и значимости этому месту придаёт лепнина на потолке.
Стык стены и потолка украшает многоуровневый барельеф. На первой линии выделяются чередующиеся снопы пшеницы и перекрещенные серп и молот на фоне колосьев. Затем идут ионики, разделённые листочками, обращёнными остриём вниз. За ними следует орнамент с листьями аканта, выше – ряд декоративных кронштейнов с завитками. Между ними – выпуклые розетки в виде шишек. Затем полоска с жемчужником – узором из ряда чередующихся круглых и дискообразных элементов, похожим на бусы. И снова барельеф в виде аканта.
Но на этом украшения не заканчиваются. Потолок опоясывает гирлянда из лавровых листьев, соединённых распустившимся цветком, украшенная початками кукурузы. С балкона в зале открывается прекрасный вид не только на сцену, но и на лепнину, которая оказывается так близко, что её можно коснуться рукой. Местные признаются, что уже не замечают красоту на потолке, просто смотрят и слушают концерт.
Серп и молот
Достопримечательность комнаты – массивные хрустальные люстры, выделенные потолочной розеткой. Это прекрасный образец советской люстры типа «каскад» с хрустальными висюльками. На первом ярусе, под самым потолком, разместились керамические зелёные ребристые плафоны-тарелки, на центральной люстре они белые. На ободе из цветного стекла прижились листочки из латуни. Дальше спускаются вертикальные гирлянды из хрустальных капелек и стержней.
Если встать прямо под люстру и взглянуть в её середину, то можно рассмотреть латунные ярко-оранжевые колоски по кругу обруча, а в центре соединились синие и красные ромбики из стекла, как лепестки цветка.
Сельскохозяйственная тема продолжается и над дверьми запасного выхода. На фоне коралловой стены выделяется белый сноп колосьев с серпом и молотом у корней и парные спиралевидные завитки по краям. Под ними карниз подпирают кронштейны с изогнутым листом аканта. О современности напоминают светящиеся над дверьми таблички «Выход».
По лепнине в Шидловском доме культуры можно изучать историю архитектуры. Здесь есть классический древнегреческий орнамент, растительные мотивы модерна, причудливые завитки и выгнутые изящные линии рококо, размах и монументальность сталинского ампира и, конечно, понятность соцреализма.
«На фасаде здания висела большая металлическая чеканка, – говорит Ткачёва. – На ней изображён рабочий с колосьями и колхозница с овечкой на руках. Рядом располагалась эмблема Дома культуры – арфа с кинолентой на свитке. Внизу стены, вдоль фасада, шла колонна из пяти тракторов».
Эти металлические детали находились на здании до ремонта. Во время работ их сняли, но сохранили и в будущем повесят на место, а пока изображения хранятся в администрации.
Анастасия Писаревская