«Барыня» с приплясом. Как белгородский гармонист попал в телевизор и на сцену
Судя по старой фотографии в семейном альбоме, гармошку Сергей Лопанский взял в руки ещё в трёхлетнем возрасте
-
Статья
-
Статья
А вот на сцену житель села Коновалово Волоконовского района впервые вышел уже пенсионером: его развесёлую «Барыню» показали в передаче «Играй, гармонь!» Первого канала.
«С той поры меня как заворожило, жена не даст соврать, без гармошки ни шагу, – признаётся «Белгородской правде» сельский музыкант. – Даже на огород её берём. Поработаем на грядках, потом поиграем-попоём и опять за работу».
«Гармонь заказывали?»
Хотя, если вспомнить прожитые годы, кого звали в селе Коновалово на свадьбы? А на проводы в армию? Конечно же, гармониста Сергея Лопанского. Но на сцену выходить не доводилось. Пока девять лет назад в район не приехала съёмочная группа телепрограммы «Играй, гармонь!».
«Приехали ко мне домой из местного клуба и администрации: «Сергей, выручай, играть перед ними некому», – вспоминает гармонист. – На съёмках я как дал «Барыню» с приплясом. Через месяц включаю телевизор и кричу: «Бабка, иди, глянь на своего деда!».
После этой телепередачи посыпались приглашения – и к сцене привык, как будто всю жизнь выступал. Песни пел, частушки. А тут в Коновалово на собрание в местный клуб приехал глава районной администрации Сергей Бикетов.
«Идёт, а пол под ним загинается, глава говорит: «Нужен ремонт», – вспоминает Сергей Васильевич. – Сделали капитальный, не клуб сейчас, а загляденье. А я говорю: «У нас тут мыши одни бегают, может, гармошку купите?».
Через некоторое время раздался звонок: «Гармонь заказывали?»
«Как же я от радости пел и плясал, когда её получал, – растроганно утирает слезу, ещё раз переживая волнительный момент, Сергей Лопанский. – Благодаря ей создали музыкальный коллектив «Мелодия». В нём доярка, почтальон, учительница, кума своего подтянул, мы с ним даже вдвоём на одной гармошке играем. Жаль, что он стеснительный, в другие сёла с нами выступать не ездит. Но ведь и я таким был».
Сам себе учитель
Песни в «Мелодии» поют незаезженные, душевные. Сергей Васильевич пару раз их прослушает, и мелодия подобрана. За последнее время в доме появилось несколько гармоней – играй не хочу. Вот если бы в детстве так!
«Старшему брату перед армией подарили гармошку, он её в платок замотал и в материнский сундук под замок спрятал. А мне‑то играть хочется! Как где‑нибудь свадьба, прибегу и смотрю на руки гармониста. Знаю, что мать на работе, а ключ от сундука я уже давно приметил, бегу домой и, пока не забыл, на слух повторяю, как играл гармонист. Что забуду, вальс там какой или страдания, опять к нему бегу, – вспоминает Лопанский. – Пришёл брат из армии и сразу вопрос: «Гармошку трогал?» Я мотаю головой: «Нет».
Брат сначала сам меха растянул, а потом снисходительно дал подержать инструмент младшему. Тут‑то Сергей и выдал «Барыню»!
В пятом классе он уже играл на утренниках в местном детском садике: мать всё‑таки выписала инструмент, о котором он так мечтал, по почте.
«Был уговор: за это я должен хорошо учиться. Но какие там уроки, прибегаешь из школы, сумку бросил – и за гармошку», – смеётся Сергей Васильевич.
После съёмок для телепередачи «Играй, гармонь!» самобытного музыканта приметил заслуженный работник культуры, композитор, преподаватель пятницкой школы искусств Владимир Бессонов. Они подружились.
Музыкальный жених
Если бы не гармошка, ещё неизвестно, сложилась бы семья Лопанских или нет.
— Я после педучилища преподавала в местной школе физкультуру, с подружкой жила на квартире. Как‑то вечером подъезжает водовозка, Сергей за рулём. Он на гармошке заиграл, другие ребята пели, танцевали, мы в окно смотрели. Хозяйка говорит: «Ну, выйдите, послушайте, ребята же стараются». Так и познакомились, – вспоминает Надежда Васильевна.
— Увидел её и сразу подумал: вот эта, наверное, моя, – добавляет к рассказу жены Сергей Васильевич. – А она мне сказала: «Нет», и месяца два я ходил, голову опустив.
— Да сильно я не отказывала, – смеётся Надежда Васильевна. – Но предупредила: будешь курить – ко мне не приходи.
47 лет семейного стажа, три дочери, внучки, внук доказали: гармошка не зря познакомила их тем давним вечером.
Пока в селе была школа, Надежда Васильевна работала учителем, затем начальником местного отделения почты. Пережила все нововведения: почтальонов то сокращали, и тогда она сама носила почту, то опять добавляли ставку, а с ней и другие обязанности. А дома в то время пять коров, столько же телят и прочая домашняя живность, ведь образование детей надо оплачивать. Но как бы ни было трудно, муж всегда рядом. А что ещё надо женщине?
— Муж и посочувствует, и, обняв, пожалеет. А домашнюю работу мы не делим, он и коров подоит, и обед сготовит. А когда приезжает с рыбалки или охоты, всегда говорит: иди, отдыхай, теперь работать по дому буду я, – рассказывает Надежда Васильевна.
— Все у нас готовят вкусно. Но почему, если это делают женщины, еда остаётся на следующий день, а если я – всё уходит без остатка? – лукаво спрашивает хозяин дома.
С гармошкой по жизни
Ответ на этот вопрос мы нашли, попробовав уху, приготовленную Сергеем Васильевичем на костре. Вроде ничего особенного – в казанок отправился стандартный набор: лук, морковь, рыба, специи. Но финальной точкой было горящее полено, которое погасло в аппетитной юшке. Оторваться от такого угощения невозможно!
Сазанов для ухи Лопанский поймал в местном пруду. Там ещё водятся толстолобики, карпы и белые амуры. Это соседи-рыбаки, объединившись, закупили мальков в одном из рыбхозов и выпустили их в сельский пруд.
А как не позаботиться о селе, в котором родился не только ты, но и несколько поколений Лопанских? Они жили здесь ещё в XIX веке, когда на хуторе Коновалов было 79 дворов, 570 жителей и земская школа. В советские годы коноваловские дети ходили в местную восьмилетку, а сейчас ездят в школу села Погромец.
«Тогда на колхозной ферме больше тысячи коров было, а какой тракторный стан! Потом многие переселились в места поближе к работе, скоро в Коновалово останутся одни пенсионеры», – сокрушаются супруги.
Но заботы грустить не дают, особенно когда рядом гармошка. Надо репетировать новые номера для концерта, ведь участникам ансамбля «Мелодия» сшили красивые костюмы. А вечером выйти на улицу, сесть на лавочку и растянуть гармонь.
— Я как дам жару, на улице все меня слышат. Кричу: «Всё, хватит?» Мне в ответ: «Давай ещё!» – радуется Сергей Васильевич.
— И мне в это время звонят, песни любимые заказывают, – добавляет Надежда Васильевна.
Елена Мирошниченко