Настоящий мастер
Где ещё можно встретить настоящего гармониста, как не на празднике? Так случилось и у нас в Вейделевке. Оглушённые шумной от усилителей современной музыкой, вдруг услышали душевный наигрыш родной для нас гармони. Её не спутаешь ни с чем. Даже дорогущие аккордеоны с десятком регистров не могут повторить то, что выдаёт гармонь. А если она в руках настоящего мастера, то и оркестру рядом делать нечего.
А такой мастер есть на вейделевской земле – Александр Кучин. В 1992 году знаменитый на всю страну гармонист Геннадий Заволокин пригласил его участвовать на фестивале «Играй, гармонь!» в Иваново, где Кучин стал лауреатом. А в 2010 м, после смерти Геннадия Дмитриевича, он получил персональное приглашение на Первый международный фестиваль имени Геннадия Заволокина. Стал Кучин и участником юбилейной передачи «Играй, гармонь! 25 лет в эфире».
Музыка без нот
«Поначалу даже не верилось, что я, простой сельский гармонист, выступаю в Кремлёвском дворце. А потом была даже благодарность от Министерства культуры. Играть на гармошке я, брянский мальчишка, научился годам к семи, – рассказывает Александр Фёдорович. – Играли в доме почти все мужики: и прадед Тихон, и отец, и дядька. Без музыки у нас ничего не делалось. Но вот сделать её своей профессией додумался только я. Ни о каких нотах речь, конечно же, не шла – все мелодии подбирал на слух. Так же освоил и баян. Поступил в Брянское культпросветучилище, начал работать в Доме культуры. Но тут приключилась чернобыльская беда. Мы попали в заражённую зону, пришлось переезжать. Десяток брянских семей поселились в Вейделевском районе, а мне так вообще повезло, нашёл работу по душе – в сельском клубе хутора Избушки».
Сегодня Кучин возглавляет Избушанский Дом культуры, работает с народным оркестром и ведёт кружок гармонистов в Кубраках и в Закутском.
«Отрадно, что гармонь получила такое развитие. Особенно у молодёжи. На занятия ходят дети от семи до четырнадцати лет. Но самое интересное, что в большинстве это девчонки».
Шиворот навыворот
Александр Фёдорович растянул меха своей «Тулки», и тут же к нему подстроились молодые гармонисты. Пока я делал фотоснимки, окружающие уже приплясывали. Да и как можно было удержаться при таком задорном исполнении!
Но то, что случилось дальше, поразило всех. Кучин перекинул гармонь за спину и продолжал играть таким вот странным способом – «шиворот навыворот». Я от удивления еле-еле снимок успел сделать.
Да и вообще, когда Кучин играет, на клавиши не смотрит.
«А зачем, – говорит Александр Фёдорович. – Я душой гармонь чувствую, а она у настоящего гармониста – широкая».