И тренироваться, и верить. Как Алексей Харченко дважды обежал вокруг Земли
«Белгородские известия» рассказывают о бывшем директоре Мухоудеровской школы Алексеевского округа
-
Статья
-
Статья
Директором школы Алексей Харченко был 29 лет. Улыбчивый, жизнерадостный, энергичный, простой, очень оптимистичный. Сейчас ему 68, и последние четыре года он преподаёт физику.
«Я с ними гоняю»
В его кабинете с пожелтевших портретов смотрят Ньютон, Эйнштейн, Ландау. Мы пьём чай и разговариваем о жизни, о том, как к 70 годам замечать радугу и не скатиться в хмурую унылую старость. На столе мёд с его собственной пасеки и яблоки размером с грейпфрут из нового школьного сада, который разбили ещё в его директорскую бытность.
«Когда я только начинал, не боялся ошибиться, сделать по‑своему, а последние годы посеяли во мне неуверенность: я не поспеваю за темпом жизни. Сейчас же не директор, а управляющий, а мне нравится классический директор школы», – мудро рассуждает он.
В коридоре дипломы и грамоты. Классический директор трижды приводил школу к победе в областных конкурсах по благоустройству, дважды она становилась лучшей сельской школой области. В 2006 году вошла в 100 лучших школ России и получила грант 1 млн рублей. Тогда здесь впервые появился компьютерный класс. Сейчас в школе и садике при ней 140 детей, а когда Харченко назначили директором, было 256 учеников.
Многие ученики и сейчас не забыли дорогу в школьный спортзал, куда их привёл Алексей Николаевич, создав команды по мини-футболу.
«Ребятам от 20 до 40 лет, они с желанием и любовью приходят на тренировки. Мы такие битвы устраиваем! Я с ними гоняю. Могу проиграть им в скорости, но в нагрузке не уступаю. Если раньше был в нападении, то сейчас стою в воротах, хотя устоять не могу, выбегаю за середину зала».
Гавкать как лисичка
Помимо мини-футбола, он бегает и ездит на велосипеде, а пару лет назад купался в проруби, ранее были коньки, лыжи, походный рюкзак. Не человек – мотор!
«Был помоложе – набегал 60–70 км за неделю, сейчас – не менее 40 км, в год это как минимум 2 тыс. км. Я бегаю уже больше 40 лет, значит, можно сказать, дважды обежал вокруг Земли», – подсчитал Харченко.
Весной, летом и осенью он пробегает 11 км по лесной дороге.
«Наслаждаюсь голубым ковром из подснежников и медуницы, потом ольха цветёт и трава по пояс, в июне запахи мёда. Осенью бегу по золотой дорожке. Я видел косуль, кабанов, лис. Научился гавкать как лисичка. Однажды забрался на дерево и гавкаю, лисята сбежались и кружат под деревом. Или сурки – маленькие, бестолковые, я свистну – они из норки хоп! И стоят, смотрят. Я счастливый человек!» – убеждает Алексей Николаевич.
В плохую погоду он тренируется в школьных коридорах: кладёт на перила 10 камушков, 300 м круг – переложил камушек.
— Спорт может победить старость?
— Не надо считать, что если человек ведёт здоровый образ жизни, то у него нет проблем со здоровьем. Природа берёт своё. Знаете, в моём возрасте мы уже живём как в детстве, только в обратную сторону. Ребёнок вчера не ходил – сегодня пошёл, сегодня зуба нет – завтра появился. Человек живёт по биологической программе, и победить её нельзя, но замедлить можно. Когда хорошее физическое и душевное состояние, всё легче переносится. Я редко простужаюсь, с лёгкостью поднимаюсь по лестнице, вбегаю на горку. Ощущение, что есть силы, и это вдохновляет. Но я не фанат суперздорового образа жизни. Я недорабатываю с питанием, калории не считал никогда.
Все мы родом из детства
Родился и вырос он в ракитянском хуторе Новозахаровка.
«У нас была такая классическая крестьянская семья: отец – хозяин, мать – великолепная хозяйка, наше подворье было одним из лучших в деревне. Я никогда не видел, чтобы отец выпивал, чтобы они с матерью ругались, – была очень тёплая атмосфера. В те годы деревни были полны детворы, в начальной школе в хуторе было 150 человек, в первом классе по трое за партой сидели (сейчас в Новозахаровке живут 17 человек – прим. авт.)».
У поколения 1950-х детство проходило на улице: лапта и футбол – летом, лыжи и коньки – зимой. Домой приходили и валились от приятной усталости. Первые лыжи и коньки на улице появились у него – на зависть всем ребятам.
В седьмой класс ученики из Новозахаровки ходили в Бобраву. Сейчас представить, что ребёнок после второй смены топает домой 7 км, невозможно не только родителям, но и чиновникам образования. Тогда же километры воспринимали как физподготовку, если надо на тренировку – ходили и дважды в день.
— Моим любимым учителем был физрук Иван Иосифович Евдошенко – умел всё! Он буквально заразил нас желанием и стремлением к спорту, и в те времена это было естественным. Даже взрослые в деревне собирались в команды и играли в волейбол.
— Потому что не было телевизоров, телефонов?
— Нет, система была в Союзе.
— Сейчас спорт тоже в приоритете, но, чтобы поучаствовать в школьной спартакиаде в выходной день, из обычного класса желающих найти трудно…
— Да, а мы бежали. Помню, сетки не было для волейбола, так каждый принёс по катушке, и мы её сплели. Под руководством Ивана Иосифовича играли за район и выигрывали, на лыжах ходили зимой. Получить от него лыжи с ботинками было высшей наградой! Из нашего класса вышли мастер спорта по лыжам и перворазрядники.
В педучилище, куда Алексей Николаевич пошёл после школы, кипучая энергия вылилась в увлечение туризмом. Его первый серьёзный поход был на зимние Карпаты.
«К нему готовились: физические нагрузки, кроссы 4–5 раз в неделю, в выходные тренировались в лесу по ориентированию. Раньше не было хороших карт, и мы понимали, что могут быть разные ситуации, например не успеем дойти от села до села. Потому день-два проводили в зимнем лесу в палатках в Безлюдовке, Сосновке».
На четвёртом курсе он уже возглавил группу и повёл в Карпаты. Впечатления от увиденного свежи и по сей день.
По теории оздоровления
Свой запал он постарался передать ребятам из Новоуколовской школы, в которую приехал учителем физики по распределению. Вспоминает, что огромная школа произвела на него неизгладимое впечатление. Молодому учителю дали вести 36 часов в неделю, в классах было по 38 человек. Он погрузился в работу и забросил спорт. Начались проблемы со здоровьем – боли в груди просто валили с ног, уколы и таблетки не помогали.
«Я подумал: ну это же никуда не годится! Так жить нельзя, у меня же дети маленькие!» – вспоминает Алексей Николаевич.
В те годы у всех на слуху был учёный, хирург-кардиолог Николай Амосов и его теория оздоровления. Харченко принял её как орудие к действию и после очередного курса лечения побежал.
— За пять лет без нагрузок я был полностью растренирован: если раньше на 400 метров уходило меньше минуты, то тогда я преодолел их за 2,4 минуты. Я к себе прислушивался, аккуратно начинал, потому что одно из правил – дозированность. Через восемь месяцев после начала тренировок боль ушла и уже 40 лет не возвращается.
— Амосовская система вас вытащила?
— Однозначно! Но важно постоянство. В больнице женщина спросила, помогает ли мне бег. «Я неделю побегала – не помогло». Неделя – это ничто. Если болеешь год, на восстановление понадобится два, а то и три.
— Что важнее: тренироваться или верить в то, что это поможет?
— И тренироваться, и верить. Никогда не ставил себе задачи достичь высоких результатов. Бегу сколько могу и стараюсь не пропускать тренировки. Три пропустил – уже сложнее восстанавливаться.
Заразительный пример
Потом он организовал в Новоуколово туристический кружок, где с детьми бегал по 10 км, спускался с обрывов, выживал в лесу, устраивал походы по родному краю. Примерно через год вечно проигрывающие новоуколовцы стали чемпионами районных, а затем и областных соревнований по ориентированию.
— Вы стали для них тем, кем когда‑то был Евдошенко для вас?
— Я думаю, нынешним школьникам недостаёт таких Евдошенко с их здоровым запалом, с походами, ночёвками в палатках…
— Ваш спортивный пример стал заразительным для односельчан?
— Молодёжь в спортзал пошла, на тот же мини-футбол, но массовости, как раньше, нет.
— Почему? Вроде здоровый образ жизни в моде.
— Есть всплеск, агитация стала сильнее, она принесёт свои плоды позже, но не думаю, что ситуация переломлена. Поколение было упущено в период раздрая в 1990-е, и до сих пор эти отголоски чувствуются.
— Как усилить всплеск: больше говорить или строить стадионы?
— И то, и другое. Личным примером в семье воспитывать, массовые мероприятия проводить. Подвижки есть: ФОКи строят, ледовый дворец в Алексеевке открыли. Дети туда стремятся – это очень хорошо! Но наряду с большими спортивными объектами надо помнить и о маленьких школьных спортзалах – они вот, под боком. Обеспечьте школу тренажёрами, закупите лыжи – обязательно появятся дети, которые станут заниматься.
Ирина Дудка