Метаться не придётся: белгородские МФЦ соберут у себя все госуслуги
О функционале центров сегодня и завтра «Белгородским известиям» рассказывает руководитель МФЦ в Белгороде Олеся Митякина
-
Статья
-
Статья
Ещё несколько лет назад обращение в любое ведомство иначе, чем головной болью, назвать было трудно. Сегодня многофункциональные центры предоставления муниципальных и госуслуг (МФЦ) делают общение людей и государства проще и комфортнее.
— Олеся Анатольевна, думаю, все со мной согласятся, что мы хотим прийти в одно место и сразу получить все услуги. И чтоб массу справок не собирать, и на полдня с работы не отпрашиваться. Это реально?
— Да, скоро так и будет. К 2024 году все федеральные и региональные ведомства передадут многофункциональному центру свои функции. Метаться по городу больше не придётся: всё, что требуется гражданам от государства, можно будет получить в одном месте. МФЦ станут единственной площадкой очного взаимодействия граждан и бизнеса со всеми органами власти – от муниципальных до контрольно-надзорных.
К этому времени мы должны отрегулировать все вопросы с ведомствами и даже с некоторыми коммерческими структурами. Хотя сегодня мы принимаем абсолютно все обращения, если человек настаивает, даже если он пришёл просто написать жалобу. Это не услуга МФЦ, но обращение мы примем, если сможем – ответим сами или скажем, куда его передали. Так и должно быть.
— На сайте белгородского МФЦ указано, что сегодня он предоставляет 170 услуг, появятся и новые. В таком случае в МФЦ должны работать универсальные специалисты?
— Действительно, это своего рода эксперты по всем вопросам. С каждым ведомством у нас есть соглашение о совместной работе, в том числе по переводу услуг в электронный вид, межведомственному взаимодействию. Чтобы наш специалист мог легко переключаться с услуги одного ведомства на услугу другого, необходима качественная информационная система. Но если МФЦ и эта система межведомственного взаимодействия – ровесники и развиваются одновременно, то во многих ведомствах наблюдается инерция, зачастую документы передаются курьером.
Ведомствам нелегко перестраивать работу. Сегодня всё очень хорошо сложилось с налоговой инспекцией: пока это единственная структура, которая работает с нами только в электронном виде.
— Есть ли у нас организации, которые благодаря работе МФЦ закрыли приём?
— Да, это Росреестр. В этом году к нам полностью перейдут услуги управления социальной защиты. Мы подробно, буквально по кусочкам, разбирали, чем они занимаются, и увидели, что самые большие потери связаны с приёмом граждан. Мы же сосредоточены на максимальном удобстве для посетителей: бесплатная парковка, комфортные места ожидания, кондиционеры, комната матери и ребёнка. Есть кнопка вызова для маломобильных граждан, а наши сотрудники всегда готовы оказать им помощь.
График работы центра достаточно удобен: работаем без обеденного перерыва, в том числе в один из выходных дней. Несколько дней в неделю работаем до 20:00 и всегда стараемся, чтобы время в очереди не превышало нормативные 15 минут. Мы понимаем, что два здания МФЦ в Белгороде отдалены от некоторых районов города и это неудобно для наших посетителей, поэтому в этом году запланировано открытие двух дополнительных офисов на окраине.
— Какие услуги наиболее востребованы?
— 70 % услуг в МФЦ по стране занимает Росреестр. Формально в перечне услуг Росреестра их только две, но каждая разбивается на 120 подуслуг.
На втором месте МВД: оформление паспортов, замена водительских удостоверений, регистрация, справки о судимости. Регистрация гражданства к нам не относится, но увидели, что резко возросла потребность на эту услугу – и теперь в МФЦ на ул. Есенина в Белгороде сотрудники МВД принимают по этому вопросу.
На третьем месте – налоговая: справки о задолженностях, ИНН, регистрация юридических лиц, ИП и КФХ. И, конечно, услуги пенсионного фонда.
Значительную часть услуг можно получить в электронном виде дома. Это удобно: не надо терять время на дорогу. Но один раз всё‑таки надо будет прийти в наш офис с паспортом, чтобы сотрудник зарегистрировал вас на портале госуслуг, а дальше вы сможете действовать самостоятельно. Сама система достаточно простая, каждый шаг подачи заявления сопровождают подсказки.
— Вряд ли многие пенсионеры с вами согласятся…
— Нас иногда упрекают, что мы всё переводим в «цифру», ведь она более доступна молодым людям и происходит такое вот цифровое неравенство. Поясню: во всех наших центрах есть доступы к порталу Госуслуг, и, хотя рядом с компьютером всегда можно найти инструкции, мы понимаем, что многим лучше увидеть этот путь онлайн. Поэтому с этого года в наших офисах работает администратор. Он помогает тем, кто не может разобраться с электронными заявками.
Для продвинутых пользователей мы разработали новое мобильное приложение «Мои документы. Белгородская область». В нём можно получить информацию о государственных и муниципальных услугах, которые предоставляют наши МФЦ.
— Могу ли я подать заявление в одном муниципалитете, а ответ получить в другом?
— Да. Например, клиент с вейделевской пропиской может обратиться в белгородский центр и подать заявление на субсидию здесь. В 2019 году районные многофункциональные центры стали отделениями областной структуры и перешли на единый стандарт предоставления услуг.
— Какие ещё новшества ждут клиентов МФЦ?
— Мы активно разрабатываем комплексные услуги. Это когда клиент, получая несколько услуг, подписывает всего одно заявление. Например, девушка вышла замуж и решила взять новую фамилию. Ей надо поменять паспорт, ИНН, СНИЛС, медицинский полис, водительское удостоверение, а значит, в каждом заявлении написать, по сути, одни и те же данные. Мы работаем над тем, чтобы это был изначально один документ.
Перед нами стоит задача перевести уже существующие электронные госуслуги в проактивный режим, когда их оказывают человеку просто по факту получения права на них, без отдельных заявлений с его стороны. Например, в день 45-летия гражданину уже предложат заранее сформированный и заполненный бланк запроса о замене паспорта.
Направлений очень много, все они требуют детальной проработки и погружения. У нас работоспособный, готовый постоянно учиться коллектив. Сотрудникам порой бывает непросто, как и всем, кто тесно работает с людьми, с их проблемами и заботами. И нам очень помогает благодарность посетителей.
Беседовала Елена Мирошниченко