Багги, просто багги. Как умельцы из Ракитянского района собирают тракторы и вездеходы
Сергей и Юрий Михеевы занимались авторемонтом, а недавно неожиданно для себя самих ворвались в мир гонок по бездорожью
-
Статья
-
Статья
Михеевых в Бобраве знают все. Что починить, подварить, подкрасить – это к Юрко, как его здесь называют. Теперь у братьев есть новое дело, оно же – хобби: с нуля собирать тракторы и вездеходы.
Никаких чертежей
Серо-зелёный вездеход раскорячил во дворе колёса, приготовился показать себя.
«Как ваша ласточка называется?» – спрашиваю ребят.
Хотя какая тут ласточка: под капотом 8-цилиндровый двигатель от ГАЗ-53 рычит, как голодный тираннозавр. Мосты, коробка, раздатка, колёса – от УАЗа, на колёсах – грязевая резина с мощным протектором.
«Названия у неё нет, хотя вообще‑то надо», – задумавшись, отвечает Юра, главный конструктор и инженер.
Впрочем, инженерного образования у братьев нет. Сергей и Юрий называют себя автослесарями-самоучками.
Внутри два сиденья, аккуратный зелёный гоночный руль, три педали, 5-ступенчатая коробка, два рычага переключения – вроде ничего необычного.
«Коробка уазовская, похимичили с раздаткой, чтобы оба моста включались на повышенной, – рассказывает Сергей. – Первая скорость, по идее, не нужна, он и со второй трогается. Глушителя нет, чтобы рычала по‑мужски. Каркас сварили из обычной водогазопроводной трубы, купленной в строительном магазине».
Себестоимость такого вездехода – порядка 200 тыс. рублей. Спрашивали о ней со всей страны. Приезжал охотник из Курска – увидел, что нет лобовых стёкол и дверей, понял: по подсолнухам так не проедешь. После его замечания Сергей решил поставить двери и застеклить машину.
Никаких чертежей нет. Если сгиб маловат – подгибают больше, сделали левую деталь – по ней делают правую.
С чего началось…
Увидели в Интернете, подумали: «А мы что, хуже? Сваркой, болгаркой владеем, а чего не хватает – докупим». И купили двигатель. От идеи до готового багги прошло больше двух лет, трудились над ним в свободное время. Говорят, если всё бросить и заниматься исключительно сборкой, уложились бы в полгода.
«Сначала просто интересно было, а потом узнал, что в Волоконовке проводят грунтовый джип-триал, в августе мы поехали туда», – продолжает Юра.
Первая в их жизни гонка принесла экипажу из Бобравы второе место.
— Вы прям на нём в Волоконовку мчали?
— Нет, это же не автомобиль, – улыбается конструктор. – Можно оформить как спортинвентарь или трактор, но без техосмотра ездить по дорогам общего пользования нельзя. Передние колёса зацепили на прицеп, везли на нашей «Ауди».
…и до чего докатилось
«Пока первую собирали, поняли, что двигатель помощнее нужен», – говорит Юра и ведёт во второй бокс.
Там притаился мощный металлический скелет второго красавца – краулера.
«Ничего себе!» – выдыхаем мы с восхищением.
Мастерам наша реакция явно льстит.
«Двигатель тойотовский 8-цилиндровый на 300 лошадиных сил, 100 тыс. км пробега, – обходит Юра машину. – Из Японии заказывал, в 154 тыс. рублей обошёлся. Амортизаторы мазовские переделанные, месяц с ними возился, пришлось переточить. Пружины от ВАЗ-2111, большой ход подвески, диски и мосты от «Ниссан-Патрол», резина американская».
Движок установили, но самим его не подключить. Юра показывает охапку разноцветных проводов, подтверждая, что нужен специалист. Нашли такого в Москве, скоро он приедет в Бобраву со своим компьютером, и они вместе запустят двигатель. После братья усилят каркас, сделают съёмный капот, поставят защиту.
«А у трубы какая стенка?» – это уже вопрос от нашего фотографа Владимира Юрченко.
По дороге в Бобраву он рассказал, что в молодости сам гонял на багги. Мы договорились, что я задаю глупые вопросы, а он – умные.
«В отличие от первой машины тут труба бесшовная, холоднотянутая, что позволяет взять её со стенкой в 2 мм: конструкция получается легче, но такая же прочная, как из трубы ВГП», – отвечает Юрий.
Фотокор удивлён, меня же некрашеные трубы в 2 мм не впечатлили. Мне нравится круглая фиолетовая штуковина на движке спереди – яркая и большая, её сразу видно.
— Это китайский фильтр, чтобы двигатель лучше работал, дышал, так сказать, – ничуть не раздражаясь моей автотемнотой, объясняет Юра. И добавляет: – Не все детали можно купить, что‑то приходится вытачивать на станке.
— Вы и станок сами собрали?
— Я такое не соберу, – смеётся местный Кулибин. – Тут точность нужна до микронов.
— А я бы не удивилась.
— Всё китайское, – отмахивается он.
— Почему, если в России есть такие люди, как вы?!
— Не знаю… Страна большая, а всё покупаем в Китае, – простодушно разводит он руками.
В краулер уже вложили больше 400 тыс. рублей, не считая работы, а её ещё много. Надо успеть к весне – Михеевы планируют участвовать в соревнованиях в Волоконовке.
Зачем всё это?
Не могла не задать этот банальный обывательский вопрос.
«Для гонок по бездорожью, ну и для души. Тяга к этому есть», – коротко отвечают оба.
Соседи поначалу не понимали, но после соревнований в Бобраве отношение деревенских переменилось. Всё – от трассы до призов – они готовили сами и за свой счёт. Зачем? Потому что интересно. Нашли подходящее место, огородили лентами, кое‑где лопатами поработали, чтобы трасса стала поинтереснее, согласовали с администрацией.
Кинули клич в группы и очень удивились, когда к ним приехали 14 команд. Большинство, правда, увидев трассу, решили, что она слишком опасная, пройти её рискнули четыре команды. В их числе был женский экипаж на «Ниве» из Белгорода. Призовых мест дамы не взяли, зато здорово утёрли нос сильному полу. Победителю Михеевы подарили автомойку, за второе место вручили светодиодную люстру на внедорожник, а за третье – компрессор.
Весной хотят провести вторые соревнования «Бобрава-трофи», надеются на помощь районных властей – если хоть трактор дадут, чтобы трассу сделать, уже будут рады.
Для пользы дела
Если у человека инженерный талант, он соберёт хоть багги, хоть трактор – любую полезную в хозяйстве вещь. Отец наших героев Александр Михайлович ведёт показывать дровокол – Юрино изобретение. У семьи теплица, и для обогрева нужно много дров. Колоть вручную надоело. Двигатель от мотоблока, рама из металла и нога от «Беларуса» (что‑то типа пресса от трактора «Беларусь»), и уже никто не машет топорами. Нога давит на полено с одной стороны, с другой оно раскалывается о резак.
Рядом стоит трактор – верный помощник в посадке картофеля. Под капотом модного винного цвета движок от «Москвича-412». Трактор хоть и рабочий, но Юра всё‑таки считает его незавершённым.
— А чтобы окончательно вас удивить, скажу: у нас в теплице пиролизные печи стоят – тоже всё Юра делал, – продолжает отец.
— Хорош уже, а, – смущается мастер.
Охота покатать
Мы возвращаемся к багги. В классическом виде он рассчитан на одного гонщика, тут же два сиденья.
«Охота же кого‑то прокатить», – улыбается мастер.
Сегодня этот кто‑то – я. Ремни безопасности притягивают меня к креслу, Юра выжимает газ, и рык газоновского движка разрывает сонную деревню. Я сразу вспоминаю того охотника, который говорил, что без лобового не очень. Смелая дворняга кидается облаять, но быстро отстаёт. Несмелый йорк в комбинезоне шарахается к ногам хозяйки.
Ровная асфальтовая дорога резко кончается, и взору открывается грязевое месиво. Багги резко вскидывается, разворачивается по пашне, ныряет в овраг. Я рефлекторно пытаюсь увернуться от кусков грязи и репейника. Сказать, что это круто, – слишком тускло.
Мне предлагают порулить. После мягкой коробки автомат на своей машинке я позорно забыла всё о механике. Сергей терпеливо напоминает, где какая педалька. Я выжимаю сцепление, но сил перетянуть рычаг на первую не хватает. Сергей помогает, и, о боже, вездеход трогается с места! Невероятно гордая, я делаю круг почёта по грязюке, раза три при этом заглохнув. Парни светятся.
«Это что! Вы весной приезжайте, когда вторую соберём – вот там движо-о-ок!»
Ирина Дудка